Александр Огушевич. Судьба.

Александр Огушевич
 
Это сейчас мы знаем как выглядит Александр и как его фамилия. Несколько дней назад знали только имя и предполагали, что «Александр» —  ученик НА. Оказалось все не так. Оказалось все трагичнее…

 
На сайте среди поздравительных открыток учеников НА есть две от «Александра». Одна поздравляет Наталью Алексеевну с Новым годом, другая с 8 марта.  Мы их копируем, сохраняя комментарии.
Цитата:
Наталья Алексеевна, поздравляю Вас с Новым Годом!
Разрешите пожелать Вам в грядущем 1991 году свершения своих чаяний при безусловном факторе — добром здоровьи.
Светлого Вам настроения, эвристических стояний духа в самую, самую серую погоду!
С уважением Ваш Александр.
26 декабря 1990 года
Это письмо от ученика, которого НА называла «молодой Каррузо». Интересно, как его фамилия, с кем он учился и почему ему было присвоено такое почетное имя?
Конец Цитаты
В другом месте:
Цитата
1991 год. «Молодой Каррузо» так называла НА своего ученика Александра
IMG_9242IMG_9243
Наталья Алексеевна! Разрешите поздравить Вас с самым волнительным праздником года — днем 8 Марта! 

В этот светлый день пусть Вас посетит Муза. Затем, пусть от Вас не отходит здоровичко и доброе расположение духа.  А все остальное -в т.ч. кастрюли, приложатся  сами собой. 
С уважением, Ваш Александр, не впрыгнувший в одежи Каррузо. 
2 марта 1991 года.
Конец цитаты
Еще один автограф Александра был найден в архиве НА. Он прислал статью из газеты «Вечерний Кишинев от 9 июня 1994 года, посвященной художнику Тимофею Бэтрыну.
 В ней упоминается имя отца Натальи Алексеевны: «На талант молодого мальчика обратил внимание известный художник А. Васильев, который прислал в Немцень письма с советами, как работать. Он же порекомендовал Тимофею учиться в Республиканском художественном училище. В 1962 году он поступил туда…»
А вот и сам автограф Александра.
Наталья Алексеевна!
День добрый!
Мне на глаза попалась статья. В ней упоминается Алексей Александрович.
Буду рад, если она как-нибудь пригодится.
С уважением, всегда Ваш, Александр.
июнь 1994 года
все тот же душный Кишинев
Это была вся информация о неком «Александре». На вопросы «Когда и с кем он учился у НА» ответов не было…
Совсем недавно по скайпу в переписке с ученицей НА Ириной Кодреску (выпуск 1986) все стало ясно.
Выкладываем архив переписки.
[31.10.2012 1:13:39] Кодреску Ира: … Вы связывались с Сашей Огушевичем, слышали о таком? он с НА был близко знаком, тоже человек творческий и подвижник своего рода, но он литератор, было бы хорошо его подключить тоже.
(Здесь я шестым чувством связал Сашу с неизвестным Александром — ЯВ)
[31.10.2012 1:37:38] Ярослав Васильев: Нет, его не знаю. Расскажи о нем больше. Он был учеником? Он пел? Где он сейчас работает? Ты его координаты знаешь? Ответь, пожалуйста, на вопросы.
(Далее основное содержание данного сообщения. Мы его будем прерывать только фотографиями.- ЯВ)
[31.10.2012 3:19:29] Кодреску Ира:  Ярослав Алексеевич, да он пел когда-то очень давно , НА говорила про него «голосом молодого Каррузо», его послали учиться в Москву. он вообще самоучка, то есть он работал в оперном театре-светотехником, и выучил все арии наизусть, периодически он пел на сцене сам для себя когда никого не было, и кто-то из светил его услышал и был поражен…
Александр Огушевич у могилы своего учителя по классу оперного пения Тамары Чебан.
 (Фото — одно из немногих — взято со странички Саши в Одноклассниках. )
… собрали комиссию и его талант подтвердился, приняли решение что он будет учиться в Московской консерватории, но когда он ехал в Москву в поезде его напоили водкой и он сжег горло и потерял голос, потом он всё-таки учился но уже в кишинёвской консерватории на критика? кажется он потом учился  в московском университете на журналистику, так он потом и стал заниматься только литературой и журналистикой, его несколько лет назад напечатал фонд Сороса, т.е. он выиграл гранд через конкурс, и напечатали на русском. Там его небольшие пьесы, ещё он мою работу, натюрморт с грушами на обложку поместил…
Ирина Кодреску. Натюрморт с грушами.
… Он мне организовал первую выставку. для которой НА написала статью которая в буклете…
Выставка Ирины Кодреску, Кишинев 1999
Устроители выставки:
Отдел изобразительных искусств национальной библиотеки,
Творческое объединение «Колорит»
Текст Н. Васильевой можно прочесть здесь
… Вообще его идея была объединить всех кишинёвских художников и вообще всех творческих людей, он так и добился своей цели, естественно с огромными затратами на разных уровнях, он узаконил существование т.н. организации «творческое объединение Колорит», и собрал в него много людей, и даже всем сделал документы с фото что люди являются его членами, в том числе и мне…
Главная страница сайта творческого объединения «Колорит».
… Он одно время помогал и организовывать выставки разным людям, и собирал кого мог на творческие вечера, до этого ещё много лет назад он вёл поэтические вечера в Кишинёве. Я с ним потеряла связь, то есть он один раз очень обиделся когда я отказалась прийти на очередной творческий вечер, просто бросил трубку, у меня были причины, но он так старался его это обидело, потом я вообще выпала из этой системы, во- первых по болезни, потом из-за семьи, ещё перестала творчеством активно заниматься и т.д. Разумеется я часто думала позвонить и исправить это недоразумение , но так  к моему стыду и не сделала этого. Теперь я не знаю как у него дела, но в принципе, он во-первых старше меня и в своё время был очень слаб здоровьем, у него нет семьи кроме мамы, которая не знаю жива ли, и не дай бог в каком он состоянии, кстати -это его мама как-то дружила с НА  и он достался по наследству ей, у меня есть его домашний телефон. Года три назад Дима со своим другом-поэтом, которого уже нет, оказались на одном вечере у Саши Огушевича, потом мне стало известно. что для нашего общего друга тоже Саши, который писал стихи, он помог ему напечататься  в журнале Кодры, хотя он и раньше там печатался, но совсем перестал заниматься собой, и кстати сам Саша Огушевич был мастером -откапать какой-то талант и что-нибудь продумать для каждого, и часто все эти варианты были крайне пассивными сами по себе , являясь таковыми по разным причинам, но в основном из-за тенденций Кишинёва, где никому ничего не надо, то есть творческие люди без напора часто остаются за бортом. Даже доходило до того что в последнее время когда мы ещё с ним общались, это было лет 7 назад, он напечатал 2 сборника стихов, оба альманахи кишинёвских литераторов, на собранные деньги с продажи пустых бутылок из под спиртного, то есть доходило до того что он около года этим вплотную занимался в одиночку, ходил всё своё время по паркам и злачным местам и собирал пустую тару, и потратил эти деньги на 2 сборника стихов и пр. не своих. Потом он мне рассказывал как выиграл гранд в Соросе, т.е. просто на всякий пожарный закинул им свои творения, в результате вышла довольно приличная книжка, я Вам подарю потом. Кроме того он всё время за копейки работал в кишинёвских газетах. помимо этого Саша был знаком с Шалимовой, наверное Вы знаете, она вела передачу Русский Дом, она сделала цикл передач, вместе с ним, где представлялись различные таланты, в том числе и меня отсняли тоже, и всё это показывалось по телевизору. Наталья Алексеевна была не чужой человек ему, и ещё допустим когда я его не знала, она не один раз рассказывала в красках его историю, о том как открыли талант молодого Каррузо, и как это печально кончилось. Я ему позвоню на днях,- спрошу как он, наверное он знает про НА, но поскольку с его учениками он вероятно не совсеми очевидно знаком, я постараюсь если он не отвергнет меня, сообщить ему о сайте, о Вас, спрошу как он себя чувствует, напишу Вам потом. если что, попробую взять у него интернет-координаты для Вас. Я появлюсь по этому поводу на днях, скажу..
[02.11.2012 2:27:54] Кодреску Ира: Здравствуйте, Ярослав Алексеевич!    Позвонила сегодня Саше, у него никто не поднимал трубку, и я позвонила его маме, она сказала что Саша умер 27 октября, то есть меньше чем неделю назад, вот такакя печальная новость. Он больше года болел очень сильно, у него был рак горла- он проходил несколько раз химиотерапию, продолжал работать, в последние месяцы не мог говорить- писал на бумаге, умер тяжело. Мама очень растроенная, в горе. Я предложила зайти к ней на следующей неделе, рассказала ей про сайт Натальи Алексеевны, они знали о том что с ней случилось. Она сказала что может дать какие-то материалы для сайта, у неё компьютера нет но кто-то уже взял из знакомых литераторов Сашины произведения и опубликовал в интернете, ещё при Саше, сам он свои вещи в интернет не пускал. Очевидно мне надо связаться с этими людьми, из литературного общества в Кишинёве и попросить у них информацию, сама мама не разбирается в компьютере, но знает координаты тех кто брал его рукописи. Как Вы думаете, Ярослав Алексеевич, будет уместно если мы разместим на сайте некоторую информацию о Саше Огушевиче, в память о том что он делал и в его связи с Натальей Алексеевной?
[03.11.2012 22:17:16] Ярослав Васильев: Дорогая Ирочка! Я не даром спросил пел он или нет. У НА есть несколько поздравительных открыток от него. Они уже опубликованы на сайте. Там были слова «Александр и Каррузо» . Поэтому я спросил тебя. Теперь я знаю много об этом человеке. Тебе огромное спасибо за большой текст. Мы обязательно сделаем сообщение о Саши Огушевиче. Нужна его фотография (фотографии). Я поищу материал в Интернете. История очень интересная и трагическая…
Перед нами прошла история незаурядного человека Александра Огушевича, рассказанная ученицей НА Ириной Кодреску.
Александр Огушевич хорошо знал и с уважением относился к Наталье Алексеевне. Мы будем помнить этого талантливого человека.
На уважаемом портале России Проза.ру 8 сентября 2012 года появилась страничка Александра Огушевича, видимо, организованная его друзьями. Спасибо, теперь — это его памятник.
Предлагаем вниманию эссе и стихотворение Александра.
ВНЕВРЕМЕННОЙ  РЕФЛЕКС


Припухнув от неожиданности (пребывая по обыкновению на голодном пайке), обретя наконец телеса, у меня в кармане покоился кошель, отяжелевший сразу аж на 160 лей!  *  Увы, ни радость, ни веселье, ни переизбыток положительных эмоций по сему неординарному событию никак не обозначались — на душе всё равно было прескверно. Остуженная постоянным безденежьем, она, кажется, потеряла ощущение праздника и каждый новый день, ещё не зная каким он будет, встречала с грустью и с нею же его провожала.
Я шел по притихшим улочкам старого Кишинёва слегка придавленный и потоптаный за свой нонконформизм нескучной вокруг жизнью. Взгляд мой, почему-то привыкший к боковому зрению (ведь, право же, всегда интересно то, что делается как бы «за кадром”), заприметил вдруг чем-то знакомую бумажку. Подфокусировав зрение, отчетливо рассмотрел раскисшие, но ещё целёхонькие три рубля. Советских – рубля. Зелёненькие, родные. 
То, что произошло со мной потом, не рассмешило, а скорее, наоборот, озадачило.
Я поймал себя на том, что сделал шаг, нагнулся, и чуть было не запустил в 
ноябрьскую лужицу молдавской зимы 
озябшие пальцы.
Боже, что за наказание такое! По воле выпрыгнувшего из меня вневременного рефлекса постоянного безденежья, едва не поднял казначейский билет давно выведенных из оборота денег экспромтом отменённого государства, и это при наличии в кармане таких денег…
И по сегодняшний день не знаю, и на завтра не уверен, что когда-нибудь освобожусь от этого приставучего рефлекса. 

 
16.11.1994
 
 
 
 
К ДРУГУ                
                                               
Не говори мне о любви,
Не пой при мне любви осанну.
О, пощади, ну, замолчи,
Иначе вспыхну гневным взглядом.

Счастливец, ты одолел любовь.
И что? Ну, каковы глубины ада!
Ты поражен — Любовь и Ад?..
Да, утверждаю — здесь всё рядом.

Но вижу, ты со мною не согласен.
Но, погоди, но не спеши,
Моим словам внемли спокойно,
И сердца суд сверши оглядно.
 
Не говори мне о любви.
Любви высокой недостойный,
Я, тем не менее, узнал, 
    что бездна жизни есть любовь,
    что счастье жизни — пасть в ту бездну.
 
………………………………..   
Мой друг,     
                  не говори мне о любви,
И почему, надеюсь — ясно…
 
 
Дополнение.
Вышеприведенное сообщение было опубликовано 5 ноября 2012
Сегодня 25 декабря. Прошло 1.5 месяка.
За это время найдены еще несколько документов, связанных с  Александром Огушевичем.
1. Упоминаемая книга с изображением на обложке картины ученицы Натальи Алексеевны Ирины Кодреску с автографом Александра.
Васильевой Наталье Алексеевне от автора
с трепетом
15 мая 2003 года
Александр Огушевич
PS через Ирочку Кодреску — 
члена т/о «Колорит»
2.  Статья Александра о выставке отца НА в Бендерах.
…И ПОЛЕЙ МНОГОЦВЕТЬЕ.
«Советская Молдавия», 28.11.88г.
 
В картинной галерее Бендер состоялось открытие персональной выставки заслуженного деятеля искусств  МССР  Алексея Александровича Васильева. Своими воспоминаниями об отце поделилась дочь художника 
Н.А.Васильева. Из ее слов посетители узнали, что работа художника над Ленинианой началась еще в первые месяцы Великой Отечественной войны, когда ему пришлось принимать участие в работах по маскировке Дома-музея В.И.Ленина в горках. Во время войны он принимал участие в выпуске»окон ТАСС».
В декабре 1944 года переехал с семьей в Кишинев. Его назначили начальником Управления по делам искусств при Совете Народных Комиссаров МССР и одновременно ответственным секретарем Союза художников Молдавии. На 1 съезде художников республики в 1945 году он был избран председателем Союза художников МССР. 
 
В поисках натуры художник исколесил республику вдоль и поперек, и как никто другой знал, чувствовал и ценил ее чарующие дали. Несмотря на то, что более тридцати лет он переносил на свои полотна многоцветье полей, лесов, холмов, рек и, наконец, портреты людей Молдовы, не найти в его работах и следа от повторений, равнодушия, усталости красок. 
Видное место в работах художника занимает портрет. Но не сам по себе портрет, но прежде всего углубленное устремление в мир человека, в его внутреннее состояние. Все портреты несут следы творческих исканий художника, они философичны, мудры. 
Большой цикл работ у живописца сложился из впечатлений от путешествия по странам Юго-Восточной Азии и Африки. Джонка, на полотне «Утро на реке Янцзы», действительно гонима, еще неочнувшимся от сна слабым утренним ветерком. Посредством каких-то неуловимых деталей, художественных приемов художник добивается создания в этой картине истинно китайского колорита.
На выставке представлено более ста полотен художника, которого, к сожалению, уже нет среди нас. Полотна кисти Алексея Александровича Васильева хранятся во многих музеях страны, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Центральном Музее А.С.Пушкина, а несколько картин в музее города Филадельфия(США). А.А.Васильев был участником Всемирной художественной выставки в Брюсселе. Выставлялся в Югославии, Египте, Китае, Болгарии и других странах. 
Ретроспективная выставка, составленная из произведений заслуженного деятеля искусств А.А.Васильева, несомненно, стала событием не только города Бендеры, но и всей республики. 
 
А.Огушевич. 
г.Бендеры.
 
3.  Записка к НА

Уважаемая Наташа!
Забежал к Вам, но дома не застал.
Идя навстречу Вашим пожеланиям, и вообще уважению к Вам, прилагаю газету «Вечернего Кишинева» от 3.02.1988 года, где Вашего слугу пропечатали.
Свою, удивительно звучную и загадочную фамилию, как и лики позабытых народов и времен, — О… , я скрыл, в невинном псевдониме «А. Маргаритов»,  чем себя и других немало тешу.
В сию посылку вкладываю и страницу «Известий» от 8.01.88 со статьей «Литературная критика: долги и надежды» — В. Курбатова (3 стр.).
Мне представляется, что она и Вам будет интересна.
 
С уважением
Александр
9 февраля 1988 года.
PS  Может быть пройдет некоторое время и в архиве НА будут найдены, упоминаемые в записке статьи…

Александр Огушевич. Судьба.: 3 комментария

  1. Александр Огушевич был не просто талантливым человеком,он был поистине гениальным, я знакома с ним с 1987 года и не переставала  удивляться его многогранности .Бог одарил Сашу с полна.В один из вечеров он поставил кассету ,я слушала затаив дыхание Каррузо ,и ни на секундочку не усомнилась в этом,но когда Саша сказал,что это его голос,я не поверила ему пришлось доказать -спеть в живую,я была поражена . И до сих пор для меня остаётся загадкой,как такой талантливый человек и в музыке и в поэзии, в журналистке ,живописи — так материально тяжело жил, ему приходилось самому издавать свои книги, и сейчас у мамы не мало его рукописей,очень боюсь,что их не увидит свет…

  2. Как жаль! Прямо комок в горле. Я познакомилась с Сашей примерно в 1983, я работала рядом с его домом, познакомились смешным образом. Очень жаль Сашу.

  3. Случайно нашла эту статью..Плачу…Грустно все это. Я училась с Сашей на библиотечном факультете…Он был необычным и гениальным..Вел себя всегда странно ..Сокурсники спрашивали ,почему ?….Он отвечал ,что так ему легче жить…В то время , мне было 18 (ему-около 34)
    …,и я не понимала всей глубины и трагедии его жизни..Последний раз видела Сашу лет 15 назад…Он в парке собирал бутылки…Помню ,почувствовала себя тогда как-то неловко..Перекинулись какими-то пустыми фразами…Сейчас жалею,что не прочувствовала всю трагедию ситуации…Вернуть бы время !Как же мы всегда поздно осознаем главное! Поздно — когда уже ничего нельзя вернуть,ничем нельзя помочь ! Жаль….мне очень жаль !!! Сашенька ! Я буду помнить тебя !

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *