Архив рубрики: Архив

Самая древняя книга

В каждом доме есть уникальные вещи, а среди книг — самые старые. Не по виду, конечно, по изданию. В библиотеке Васильевых есть книга,  которой более двух веков (214 лет). Выглядит она как раз совсем неплохо, лучше, чем иная, более «молодая».

Книга, которая издана в 1803 году

Самая древняя книга в библиотеке Васильевых Читать далее Самая древняя книга

Елена Александровна Барда. К первому сентября

Посвящается учительнице  средней школы №15 г. Кишинева  Елене Александровне  Барда. Заметка размещается в разделе «Никто, кроме тебя», в котором упоминаются люди, о которых вряд ли кто вспомнит.
Елена Александровна вела первые четыре класса. Часто приглашала  учеников к себе в маленькую комнатку на ул. Пирогова на дополнительные занятия (я  приходил, чтобы подправить чистописание).
Работала в школе со второй половины 1940-х годов  ( фактически после войны)  и, точно знаю, до середины 1950-х.
Мы с сестрой Наташей поступали в 15 школу  с разницей  в 5 лет; у обоих первой учительницей  стала  Е.А.
Сохранились две групповые фотографии во главе с  Еленой Александровной.  Сделаны  они тоже с разницей в 5 лет. На одной присутствует  Наташа, на  другой ее брат Ярослав и обе фотографии 4 класса.
4 класс 15 школы 1949 год
Кишинев, 1949. Школа №15,  4 класс. Наташа в нижнем ряду справа. В центре Елена Александровна Барда и директор школы.

15 школа 1954 годКишинев, 1954. Школа  №15,   4 класс.  В центре Елена Александровна Барда (рядом, более молодая, пионервожатая класса). Ярослав Васильев во 2-м ряду  3-ий справа. Читать далее Елена Александровна Барда. К первому сентября

Приглашение на свадьбу в 20-м веке и в 19-м веке

Если  исследовать проблему,  поднятую в названии, Интернет выдаст приличное количество ссылок.  Наш сайт, однако, любой затрагиваемый вопрос решает под углом отношения  к  Наталье Алексеевне Васильевой, ее  ученикам, друзьям, родственникам.

Приглашения на свадьбу в 20-м веке.

Читать далее Приглашение на свадьбу в 20-м веке и в 19-м веке

Вещи, как члены семьи

Общеизвестный факт, что  в некоторых семьях  домашние животные занимают место полноценных членов. Их  смерть вызывает трагедию равную уходу родственника.
У  Васильевых  в членах семьи ходили не только  животные,  но и некоторые вещи.  Это мое личное  мнение. Ни родители, ни НА никогда в такой формулировке не  ставили вопрос и, может быть, не согласились бы с ней. Тем не менее, в интерьере квартиры  на протяжении  многих лет оставались совсем непримечательные, часто не нужные в быту  предметы,  мимо которых все проходили, можно сказать спотыкались, но  никто не заикался о том, чтобы отнести их на помойку.  Они давно перестали выполнять свои первоначальные функции, но на правах «стариков» пользовались негласным уважением. К ним, де-факто, относились, как к членам семьи.

Табуретка и кочерга

табуретка Читать далее Вещи, как члены семьи

«Известия» в эпоху перестройки. К 100-летнему юбилею газеты

В этом году  газета » Известия» справляет свое столетие.  В  советские времена,  (и в настоящее время тоже)  когда вставал вопрос о том, какую газету выписывать, выбор всегда падал на  «Известия»,  как на газету   серьезных профессионалов и  сбалансированной позиции.

Пересечения  Васильевых  с «Известиями»

Отец НА художник Алексей Васильев  был знаком и дружил с  Гронским Иваном  Михайловичем — главным редактором «Известий»  в 1928 — 1934 гг.   О Гронском сами известинцы говорят, как  «об одном из  самых ярких редакторов «Известий» за всё время их существования».  Дружили отцы, а когда  родителей  не стало, дружбу продолжили их дочери:  Светлана Гронская и Наталья Васильева, вплоть до ухода последней.
О  переписке друзей — в ближней перспективе, а сейчас (для освежения памяти о недалеком прошлом) вспомним галопирующую инфляцию  периода перестройки на примере   полугодовых подписок на газету  «Известия». Читать далее «Известия» в эпоху перестройки. К 100-летнему юбилею газеты

Тайна семьи Кончаловских?

Статья является третьей в ряду  публикаций  о записках  выдающихся российских художников  Алексею Александровичу Васильеву — отцу НА.  Автографы относятся  к военному времени, когда большая группа деятелей культуры находилась в Ташкенте.
Напомним, первая статья  посвящена  записке первой жены  Бориса Пастернака  Евгении Владимировне Пастернак (см. здесь); вторая — записке  художника-пейзажиста Николая Михайловича Ромадина (см. здесь). Записки  Пастернак и Ромадина в  основе схожи. Обе адресованы Васильеву, в  обеих   речь идет об одной форме изобразительного формата (панно); в одном случае о выполненном  заказе (Ромадин), в другом (Пастернак) о предполагаемом, желанном.

Записка П. Кончаловского

В архиве Васильева среди ташкентских документов нашли   еще одну записку, несколько отличающуюся  от вышеупомянутых. Читать далее Тайна семьи Кончаловских?

Художник Николай Ромадин. Автографы военного и мирного времени

От сайта НА:  Продолжаем тему:  автографы, адресованные художнику Алексею Васильеву.
В предыдущей статье «Записка от Евгении Пастернак»  (первая жена Бориса Леонидовича Пастернака) указано, что  она написана в Ташкенте, в военное время  и адресовалась директору Изо-Агитмастерских  (А. Васильеву).
При аналогичных обстоятельствах появилась и записка  художника Николая Ромадина.

Николай  Михайлович Ромадин

Николай Ромадин и автограф его Алексею ВасильевуДорогому старому товарищу Алексею Александровичу Васильеву на добрую память.
Н. Ромадин
Кишинев, 5 апреля 1972 г. Читать далее Художник Николай Ромадин. Автографы военного и мирного времени

Записка от Евгении Пастернак художнику Алексею Васильеву

В 1941-1943 Алексей Васильев  направлен ГлавИЗО в командировку в Ташкент.  Он курирует положение  молдавских художников, вывезенных в эвакуацию. В этот период одно время был  директором  Изо-Агитмастерских, — что-то вроде маяковских  «окон РОСТА».  Вместе с руководством Союза художников Узбекистана  участвовал в распределении среди художников  заказов на  выполнение  изо работ для фронта и тыла.
Военное время.  Телефонная связь отсутствует.  В гости практически не ходят. Выбраться, даже на деловую встречу,  не просто. Если не застают дома, оставляют записки.   При огромном дефиците  всего и вся они пишут на любых клочках бумаги (будут и такие).  Сегодня мы знакомим с одной из них…

Записка  Е. Пастернак (Лурье)

Записка Е Пастернак - первой жены Бориса Пастернака Читать далее Записка от Евгении Пастернак художнику Алексею Васильеву

Музей Васильевых

Один из экспонатов музея Васильевых — школьная ручка и перья  (середина  двадцатого века).   «11» номером советские школьники учились писать чернилами. Пером с перехватом разрешалось  пользоваться в старших классах. Выставленные «ценности» можно сопроводить модной в социальных сетях фразой: «кто помнит, ставит лайк» . :))
Школьная ручка и перья

А вот еще один  экспонат  из музея  с комментариями Натальи Алексеевны.

Читать далее Музей Васильевых

Ольга Плэмэдялэ и неизвестная картина Евгении Малешевской

.

В данном сообщении мы только обратим внимание на  одну работу  молдавской (бессарабской, румынской) художницы, ученицы И. Репина Евгении Марцелиновны Малешевской, на которую до настоящего момента никто не   указывал. Тем более это нужно сделать, т.к.   известных  и сохранившихся работ художницы совсем не много. Читать далее Ольга Плэмэдялэ и неизвестная картина Евгении Малешевской