Детский театр Наташи Васильевой

Кишиневские дворики!  — уходящая натура. Весь Кишинев состоял из живописных, «вкусных» двориков. Жизнь детворы проходила в них.  Мальчишки играли в войну (речь идет о послевоенном времени), девчонки, как водится, в дочки-матери. Некоторые игры  объединяли ребят: жмурки, салочки, догонялки, конечно, игры с мячом.
.
Кишиневский дворикДворик, в котором прошло детство Наташи Васильевой

Одна игра выделяла двор Наташи Васильевой  и делала его единственным в городе.  Как жаль, что НА в своих воспоминаниях уделяет уникальному явлению только одну фразу: «в нашем дворе было еще одно дело, детское увлечение, занявшее много времени, это — театр«. Скорее всего она только обозначила тему с желанием вернуться к ней позже.  Не успела. К настоящему времени  уже не осталось никого из действующих лиц  того театра и, что самое обидное, не осталось ни одной фотографии.
У истоков театра  стояла Наташа, но  как она сумела соорганизовать  свободолюбивую малышню на такую организованную акцию непонятно. «Труппа» состояла из детей двора и соседских ребят. Благо, их было много и примерно одного возраста.  Младшая группа ребят, в которую входил брат Наташи, к спектаклям не допускалась. Они вместе со взрослыми двора составляли зрителей.
Это был не только дворовый театр. Его знали в округе. Он давал выездные спектакли. Например, в детском саду (ул. Котовская угол ул. Садовой), в который ходил брат Наташи. Театр приглашали в некоторые учреждения, в которых работали родители детей занятых в спектаклях.
Основной труд в изготовлении декораций, костюмов и реквизита падал на родителей Наташи, однако, режиссерские идеи исходили от ребят (этому мы нашли доказательства. см. ниже). Сами ребята тоже участвовали в подготовке. Вспоминается спектакль «Колобок». Все играли в масках соответствующих животных. Головы  зверей лепил из глины отец Наташи художник Алексей Васильев. Ребята обклеивали голову маленькими кусочками газет. Когда слой становился приличным, давали высохнуть, а затем выбивали глину. Получалась маска, которую опять же отец расписывал красками.

Несмотря на отсутствие фотодокументов, приводим доказательство наличия театра и свидетельство от кого исходили режиссерские указания. Письмо Наташи от 1949 года отцу в Москву, куда он уехал в командировку сдавать одну из своих работ.

Письмо Наташи Васильевой 194911 декабря 1949 года
Здравствуй дорогой папа!
Позапозавчера в пятницу я получила 4-ку по естествознанию. Напиши приняли или не приняли твою картину?
Ярослав стал не такой «разбойник». Он принял вечером касторку и у него перестал болеть живот.
Муся, Марик, Вероника, Валя, я и Аля в общем мы хотим поставить сказку «о мертвой царевне и о семи богатырях». Если ты сможешь, привези разноцветной бумаги. Потом привези красные ленты шириной 8 см. и длиной 2 метра. Так, чтобы на каждую ленту шло по одному метру.
Мама просит привезти мочалу на мочалку.
Передай Ирочке Таусон, Танечке Савинской, Танечке Смирновой, Любе Румянцевой, Жене Крэниной и Москве большой, большой, горячий, горячий привет.
Целую тебя крепко в носик, а ты поцелуй за меня Ирочку Таусон и тетю Нату Таусон в обе щечки.
Еще раз целую тебя в носик крепко.
Твоя дочь Наташа.
Владимиру Александровичу от Игоря привет.

Письмо Наташи Васильевой 1949

Так кто же были артисты театра? На них можно посмотреть на следующей фотографии, сделанной папой Наташи за два-три года до открытия театра. Маленькая Вероника (зам. режиссера) сделала то, что часто забывают делать взрослые люди, откладывая карточки в архив,  — подписала ее.
1947, Наташа и Ярослав Васильевы
Подпись к фотографии Вероники Мельник
1947 год.
Тут Балицкий Стася держит ведро. Васильева Наташа смотрит в ведро. Мельник Вероника возле головы Наташи. Зомен Мара уперся руками в коленья и смотрит в ведро. Ярослав стоит совсем в стороне и кушает семечки.
.
(Великолепная подпись. Эта фотография ходила по рукам каждый раз, когда сторожилы двора собирались вместе. Она считалась классической фотографией времен детства.)
.
Еще одна фотография артистов за год-два до премьеры.

Наташа Васильева и Марик Зомен, Кишинев 1948Кишинев, 1948 год. Марик Зомен и Наташа Васильева с собачкой Моськой

.
Внимание, кроме «театра масок», т.е. кроме драматического театра  во дворе действовал театр кукольный (с той же актерской труппой)! Память-памятью, но есть свидетельство — Наташина композиция «Наш театр», на которой изображены примы-актеры.

Наташа Васильева. Кукольный театр под руководством Н. ВасильевойСлева Вероника Мельник и Наташа Васильева.  Справа Марик Зомен и Ленька Айзергард (сосед, одноклассник Вероники, жил на углу Котовской и Кузнечной).  Внизу рисунка Наташа уточняет —  «Дружеский шарж». Из всех шаржей Ленька  получился лучше всех. Для сравнения показываем Леонида Айзенгарда в конце 1960-х годов на встрече Нового года в Академии Наук Молдавии.
Новогодний вечер в АН Молдавии

Наташа Васильева. Друзья-товарищи.

В заключении покажем сцену театра.

Уголок кишиневского дворикаКишинев, 2009. Бывшая ул. Котовская 75 (ныне  Vasile Alecsandri 75).
На фото между скамейками вход в две квартиры: Mельников и Васильевых.  На скамеечках сидят аборигены двора, в прошлом  из младшей группы зрителей  театра:  слева брат Вероники Глеб Мельник,  справа брат Наташи Ярослав. Занавес  крепился на веревке между углом стены справа и деревянной стойкой слева. Закуток представлял собой сцену.

PS В конверт письма был вложен рисунок брата Наташи, который в то время называл себя Лёлё, за что на всю жизнь  получил кличку «Лелешка».

Первое письмо

Конец «Театра Наташи Васильевой»

Детский театр Наташи Васильевой: 2 комментария

  1. Отлично! Если человеку дан какой либо дар, то это из раннего детства. Вот и НА умение на протяжении всей жизни быть большим
    организатором.

    1. Спасибо, Вячеслав! Она была, видимо, хорошим организатором, но «не громким» — без призывов, без очевидного лидерства. При такой организации создается обманчивое впечатление, что все идет без организатора.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *