Две Земфиры. К годовщине приезда А.С. Пушкина в Кишинев

Известно, что Пушкин приехал в Кишинев 21 сентября 1820 года. Значит ровно 193 года назад.
25 сентября 1976 года ( 37 лет назад) в газете «Вечерний Кишинев» вышла статья Бориса Челышева «Две Земфиры», приуроченная к годовщине  приезда Александра Сергеевича в Бессарабский край, в столицу будущей Молдовы. Она повествует о двух рисунках, на которых изображена героиня пушкинских «Цыган».  Работы принадлежат ведущим художникам Молдавии Илье Трофимовичу Богдеско и Алексею Александровичу Васильеву (отцу Натальи Алексеевны).
 Вечерний Кишинев
25 сентября 1976 год

ДВЕ ЗЕМФИРЫ
(Молдавская Пушкиниана)
Стоит ли гадать, написал бы Пушкин поэму «Цыганы» или нет, если бы не случай? О нем рассказал Замфир Ралли со слов своей тетки Екатерины Захаровны.
Это произошло в Молдавии летом 1821 года. Проезжая по дороге на село Юрчены, Пушкин встретил цыганский табор. У старосты была дочь по имени Земфира. Высокого роста, с большими черными глазами и длинными косами – настоящая красавица. Пушкин влюбился в цыганку и остался в таборе. Неизвестно, чем бы кончилась эта история. Разрешила ее сама Земфира: она бежала из табора с одним цыганом в село Варзарешты. Пушкин помчался ее искать, но цыгане надежно спрятали красавицу.
Этот эпизод не прошел бесследно в жизни поэта.  Случайное по существу событие родило поэму, вечные образы которой волновали, волнуют и еще долго будут волновать художников, скульпторов, певцов, композиторов.
Вот и два молдавских художника не прошли мимо образа Земфиры. Каждый по-своему, они создали образ девушки-цыганки. Народный художник СССР Илья Трофимович Богдеско еще в юности делал зарисовки женщин, детей, стариков, приглядывался к цыганам в Сороках, на улицах Кишинева. А однажды на своем «Москвиче» и сам кочевал несколько дней с цыганским табором. Листы альбомов, блокнотов наполнялись беглыми зарисовками. Были здесь и свои старики цыганы и, конечно же, — Земфиры.
Иллюстрации Богдеско к поэме «Цыганы» родились в наблюдениях, в поисках, в строжайшем отборе. Есть среди них одна, на мой взгляд, особенная.
…Уходит вдаль исхломленная молдавская степь. У подножья холма виднеются убогие шатры, а сизый дым о костров вьется в бездонное небо. У шатра молодая цыганка. Спадает с покатых плеч пестрая шаль, отливают позолотой большие серьги. Но не на них останавливается наше внимание. Приковывает к себе ее взгляд. Что в нем? Любовь? Мечта? Восторг? Или другие какие-то чувства?
Я заново перечитываю поэму и нахожу в ее строках, как мне кажется,  тот момент, который передал Илья Богдеско: Земфира вся во власти любви и все ее мысли  о молодом цыгане. Долгим кажется ей день, отделяющий от новой встречи. Вот встанет она сейчас, расправит плечи и, не меняя того же глубокого взгляда темных глаз, запоет старинную цыганскую песню о старом муже  и молодом любовнике! Талантливо выполненная иллюстрация никогда не будет только дополнением к содержанию повести или поэмы. Она выходит за их рамки и становится самостоятельным произведением искусства – рисунком, этюдом, картиной. Представьте себе эту иллюстрацию Богдеско увеличенной в 10-15 раз: перед вами возникнет замечательная жанровая картина. Обычная иллюстрация едва ли поддастся такому мысленному увеличению!
Заслуженный деятель искусств Молдавской ССР Алексей Александрович Васильев посвятил пушкинской теме пейзажные картины и этюды: «Село Пушкино», «Церковь Благовещенья в Кишиневе, которую посещал А.С.Пушкин», «Дом Ралли в селе Пушкино», где поэт гостил у своих друзей. Есть у художника и рисунок, выпоненный цветными карандашами.
…Жаркий летний полдень. Цыгане возле своих шатров. На первом плане Земфира с распущенными волосами. Художник особенно выделил ее яркий наряд – с бусами, кольцами, монисто. Но пестрота одеяния цыганки не рождает в нашем сознании представления о контрасте с пейзажем или теми же убогими шатрами, что за ее спиною. Земфира вся слита с этой жизнью, вся в ней. Как видно, художник не ставил задачей «приподнять» образ, заострить в нем те черты, которые соответствуют романтическому произведению. Его Земфира больше из жизни, чем из поэмы. Ну что же, каждый художник по-своему разрабатывает образ, рожденный великим поэтом.
Б.ЧЕЛЫШЕВ,
кандидат филологических наук.
Рисунок И. Богдеско был напечанан в им же иллюстрированной книжке Пушкина «Цыганы», а рисунок А. Васильева в монографии И. Шведова «А.А. Васильев»
Земфира А. Васильева много лет висела в доме художника, в центральной комнате квартиры.
Кишинев, конец 1960-х. А. Васильев за работой. За ним слева его Земфира». 
В 2010 году, в год 190-летия приезда Пушкина в Кишинев, рисунок был преподнесен  в дар  дому-музею А.С. Пушкина.
АиФ, №39, 2010. Наталья Шеховцова.  Кишинев свято хранит память о Пушкине.
«Приехавший из Москвы сын знаменитого молдавского художника Алексея Васильева Ярослав передал в дар музею рисунок отца из домашней коллекции с изображением Земфиры».
Кишинев, 2013, дом-музей Пушкина.  В центре: «Земфира» А. Васильева
Илья Богдеска не раз обращался к теме «Цыган». В музее Пушкина экспонируется одна из его работ.
Кишинев, 2013. Дом-музей Пушкина. И. Богдеско «Земфира» (слева).
21 сентября — день въезда поэта в Кишинев. Этому событию посвящена работа еще одного ведущего художника Молдовы Леонида Григорашенко.
Кишинев, 2013. Дом-музей Пушкина.
Л. Григорашенко. Въезд Пушкина в Кишинев

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *