Две жизни художника Чоколова (6)

Подобного ощущения как бы «лепкиот руки» добивается в своей архитектуре А.Гауди — ярчайший представительиспанского модерна. Прообразом его храмовой архитектуры (Саграда фамилия) такжебыла «переосмысленная» готика.

Чувство же некоторой связиасимметричных островерхих форм С.Чоколова с архитектурой А.Гауди возникает ещеи потому, что Сергей Семенович поверхность своих произведений тоже щедрообогащал разнообразием Фактур и отверстий.

 В последние годы жизни творчество С.Чоколоваизменилось. Архитектурные формы стали более тяжелыми с массой бугров, шипов,отверстий. Опять возникли животные, но теперь они стали агрессивными, иногдаопутанными металлическими целями. Появились сосуды, напоминающие птиц с мощнымиклювами. Их тулово, благодаря большим и малым отверстиям, походит наудивительные глиняные кружева,

К величайшему сожалению, в нашемНациональном художественном музее собрана лишь малая часть того, что создалэтот уникальный мастер. Поэтому, порой, нам приходилось вспоминать утраченныепроизведения, используя сохранившиеся фотографии, чтобы расширить общеепредставление о творчестве художника.

Подобного ощущения как бы «лепкиот руки» добивается в своей архитектуре А.Гауди — ярчайший представительиспанского модерна. Прообразом его храмовой архитектуры (Саграда фамилия) такжебыла «переосмысленная» готика.

Чувство же некоторой связиасимметричных островерхих форм С.Чоколова с архитектурой А.Гауди возникает ещеи потому, что Сергей Семенович поверхность своих произведений тоже щедрообогащал разнообразием Фактур и отверстий.

 В последние годы жизни творчество С.Чоколоваизменилось. Архитектурные формы стали более тяжелыми с массой бугров, шипов,отверстий. Опять возникли животные, но теперь они стали агрессивными, иногдаопутанными металлическими целями. Появились сосуды, напоминающие птиц с мощнымиклювами. Их тулово, благодаря большим и малым отверстиям, походит наудивительные глиняные кружева,

К величайшему сожалению, в нашемНациональном художественном музее собрана лишь малая часть того, что создалэтот уникальный мастер. Поэтому, порой, нам приходилось вспоминать утраченныепроизведения, используя сохранившиеся фотографии, чтобы расширить общеепредставление о творчестве художника.

Мы уже говорили о том, насколькобольшое значение в творческой деятельности С.С.Чоколова играла память обогатстве и разнообразии его прежнего жизненного опыта. Но если бы работалатолько память, как говорил Л.Выготский, то и произведения были бы тольковоспоминанием того, что когда-то видел художник. Он же выражал свои чувства инастроения в образах фантазии. «Фантазияне противоположна памяти, но опирается на нее и располагает ее данные все вновые и новые сочетания.[33а] «

Его потребность в творческом самовыражении исходилаот профессии. Стимулировали ее среда, в которой он существовал, и драматическиеобстоятельства жизни. «В себе — как в тюрьме» — без выхода на волюдолго не? протянешь. Волей, свободой для него было творчество.

Важной частью окружающей среды, длякоторой создавались его произведения, были многочисленные зрители, в том числеи коллеги, приходившие посмотреть его новые произведения. Он видел ихнапряженное внимание и большой интерес к своим произведениям.

Их же впечатления однозначны:

К.Роднин: «Созданное им на протяжениипоследнего десятилетия впечатляет творческой фантазией и умением извлечь изглины необычайные пластические качества. Свидетельствующие о богатой эрудиции ивнутренней силе художника, сумевшего преодолеть недуг, произведения этогопериода синтезируют накопленный опыт и придают ему заостреннуювыразительность».[34]

А.Зевина: «В этих работах слилисьвоедино огромный запас жизненных впечатлений, профессионализм и воображениехудожника».[35]

Н.Калашникова: «Его произведения,выполненные вручную, неповторимы. Обладая богатой фантазией, он создает сосудынеожиданных причудливых форм, но все они необычайно гармоничны».[36]

Импульсом в творческой деятельностиЧоколову служили, как мы говорили, книги и, особенно, музыка, которая вызывалав нем сложный мир переживаний, чувств и воспоминаний. Они заставляли работатьего воображение.

Библиотека, пластинки и радиолапостепенно исчезали из его дома.

Для него эти потери были равноценныпорванным струнам на скрипке Паганини.

 

[33а] Л.С.Выготский.Воображение и творчество в детском возрасте. Просвещение. И., 1967 г. стр.11

[34] К.Роднин. Чоколов С.С.,буклет к 80-летию со дня рождения. М., 1972 г.

[35] А.Зевина. Выставка работР.Окушко, С.Чоколова. Каталог. Молдреклама. Кишинев, 1966 г.

[36] Н.Калашникова. СергейЧоколов. Комплект открыток автора. Ленинград, 1978 г.

Последний раз я была у Сергея Семеновича в холодныйзимний день, незадолго до его смерти. С того дня прошло уже двадцать семь лет,но картина, которую я там застала, настолько поразила меня, что я помню ее досих пор в детальных подробностях.

Из его дома исчезло все. Абсолютно все.Даже печь. Разбитое стекло на окне прикрывала фанерка, подпертая тремякирпичами.

Сергей Семенович полусидел в постели.Вплотную к ней стоял столик. На нем — маленькая газовая плитка с краснымбаллончиком, рядом с ними — пара яиц, бутылка замерзшего кефира и обломкичерствого хлеба. Все это было освещено сильной электролампой, подтянутойшпагатом к его изголовью.

Сергея Семеновича не окружала, какпрежде, теплая семейная толпа его работ.

Они занимали собой всю стену — от поладо потолка. Стоя в тени, на полках похожих на нары, ровными четким рядами.

 Их любопытное и томительное ожиданиезавораживало. От них невозможно было оторвать глаз.[37]

С.С.Чоколов доказал, что мир художника,чем бы он не был ограничен, — богатейший инструмент. С искренностью идоверчивостью одинокого человека и большого мастера он выражал чувства ипереживания своего мира. Поэтому его произведения будят воображение, заставляютдумать, толковать, извлекать оставшееся за пределами увиденного.

А в чем же заключается сопереживание,сотворчество как не в разгадывании?

Но вряд ли возможно до конца разгадатьтайну происхождения художественных образов, впитавших в себя не только явные,заметные, но и неведомые, неуловимые нюансы сложной жизни и переживанийхудожника.

Но именно это нечто таинственное, привстрече с настоящим искусством и заставляет нас волноваться и испытыватьусиленное сердцебиение.

Сергей Семенович Чоколов тихо угас вянваре 1977 года.

Он умер в достойном окружении своихпроизведений.

Их бесконечный и печальный строй -почетный и надежный караул художнику.

Природане для всех очей

Покровсвой тайный подымает:

Мывсе равно читаем в ней.

Нокто, читая, понимает?

Лишьтот, кто с юношеских дней

Былпламенным жрецом искусства.

Ктожизни не щадил для чувства.

Венецмученьями купил,

Надсуетой вознесся духом

Исердца трепет жадным слухом,

Каквещий голос, изловил!

Д.ВЕНЕВИТИНОВ.

 

[37] Все работы С.С.Чоколова после его смерти унаследовала вдовахудожника — К.Тырцэу.

Даты жизни и творчества С.C.Чоколова

18.09.1892   Родился всемье главного инженера строительства архангельской железной дорогиС.П.Чоколова. Крестный отец — С.И.Мамонтов.

1901-1910   Московская гимназия N5.

1908-1914   Строгановское высшее художественно-промышленное училище. Москва.

1910-1914   Императорский Московский университет, юридический факультет

1914         Женитьбана Софье Кристи и первый приезд в Бессарабию

1914-1918    Военнаяслужба. Авторота. Получает специальность водителя I класса

1918-1921   Переезжает в Бессарабию. Живет в Телешово, в имении Кристи. Занимаетсяпейзажной живописью. Работы неизвестны

1921-1930    Уезжаетзаграницу. Цель — заработок, учеба. Художественные музеи. Работает шофером. Италия, Франция, Германия,Англия, Австрия, Венгрия, Румыния и др. Говорит на шести языках.

1930-1935    Приезжаетв Бессарабию и остается тут окончательно и навсегда. Живет в Телешово. Делаетросписи в доме Кристи. Пишет «Портрет матери», «Интерьер свитражами», «Общественный парк» и др.

1935-1940   Переезжает из Телешово в Кишинев. Женится на Татьяне Бурской.Путешествует по Бессарабии, зарабатывая реставрацией росписей и икон вмонастырских церквах.  Участвует внекоторых выставках «Бессарабского общества изящных искусств»

1940-1944    Тяжелоболеет. Пишет разрушенный войной Кишинев

1945         ЧленСоюза художников МССР. Смерть Татьяны Бурской

1948         Организацияв СХ секции декоративно-прикладного искусства. Приступает к работе в керамике.Создает картины: «Утро у колодца», «Цветущая Молдавия»,»Дом Красной Армии» и др.

1952         НаРеспубликанской выставке впервые появилась чоколовская керамика и первые коврыв эскизах. Создает большие вазы для интерьеров и молдавского павильона ВСХВ.Сервиз «Цветущая Молдавия» с ассортиментом около пятидесяти предметовпредставлял советское декоративно-прикладное искусство в Пекине.

1955         Перваяперсональная выставка

1952-1962    Создаетцветные керамические произведения — от мелких брэкаче до двухметровой парковойвазы, сервизы, вазы для фруктов, напольные вазы, подсвечники, кувшины, блюда,плоски. Он работает над национальным костюмом, коврами, мебелью

1958         Участие на Всемирной выставке в Брюсселе.Ковры

1959         Участиена Международной выставке в Остенде. Ряд керамических произведений приобретеныфондом Международной академии по керамике в Женеве

1960         Званиезаслуженного деятеля искусств МССР. Женитьба на актрисе Констанце Тырцэу

1962         Болезнь.Полупарализован. Гончарный круг, ручная формовка, роспись — стали невозможны

1965        Персональная выставка. Представлено девяносто два новых произведения,впервые в терракоте

1965-1977    Создаетпроизведения только в терракоте. Другим стал их образ.Необъяснимо-фантастический, с намеками на животных, архитектуру, близкийскульптурной пластике.  Контрасты разнообразныхфактур, задымливание, лощение, холодная окраска усиливают эмоциональноевоздействие

1969         ЗваниеНародного художника МССР

1972         ЛауреатГосударственной премии МССР

1977         Январь -умер. Похоронен на Армянском кладбище

КАТАЛОГ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С.С.ЧОКОЛОВА

                        Живопись, графика

1. Этюд. Предположительно Италия. 30-е годы- б., темп, карандаш. 32х25. Принадлежит семье Н.Ф.Чеботарь.

2. Портрет матери. 30-е годы- б., акв., паст. 48х35. Национальный художественный музейМолдовы.

3. Интерьер с витражами. Дом Кристи. 30-е годы- картон, гуашь. 35,5х27,5. Национальный музей Молдовы.

4. Общественный парк (усадьба Кристи). 30-е годы- б., гуашь. 63х43,5. Национальный музей Молдовы.

5. Сумерки. Дерево. 50-е годы- б., пастель. 30х23. Национальный музей Молдовы.

6. Крестьянская изба. Оницканы. 50-е годы- картон, пастель. 42,5х31. Национальный музей Молдовы.

7. Александровская улица. Кишинев. 40-е годы- б., темп., гуашь. 92х68. Национальный музей Молдовы.

 8. Кишинев в руинах. 40-е годы- б., гуашь, пастель, уголь. 61,5х44. Национальный музейМолдовы.

 9. Пейзаж с колодцем. Оницканы. Конец 40-х годов- картон, масло. Принадлежит семье Н.Ф.Чеботарь.

 10. Пейзаж с бурлуем на первом плане. Оницканы. Конец 40-хгодов- картон, масло. Принадлежит семье Н.Ф.Чеботарь.

Гладкошерстные молдавские ковры 57-61 годы принадлежат  Национальному художественному музею Молдовы

1. Ковер розовый, полосатый. 1957 г.2.42х1.31

2. Ковер полосатый. 1957 г. 2.56х1.66

 3. Ковер полосатый. 1957 г. 3.74х1.12

 4. Ковер полосатый. 1957 г. 3.23х1.56

 5. Ковер — охристая рама, голубое поле. 3.72х1.34

 6. Ковер серый. 2.31х1.41

 7. Ковер розовый. 2.38х1.22

 8. Ковер зеленый, полосатый. 3.29х1.72

 9. Ковер зеленый. 1.74х1.00

Керамика, цветная глазурь.  Период 1952-1962 Произведения принадлежат Национальному художественному музеюМолдовы

 1. Темнозеленый кувшин с четырьмя ручками. 1951 г. В-35

2. Напольная ваза. Зеленый малахит. 1953 г. В-39

3. Напольная ваза. 1953 г. Керамика, глазурь. В-42

4. Кувшин желтый, бытовой. Керамика, глазурь. 1954 г.

5. Кувшин-бурлуй. Керамика, глазурь. 1954 г. В-25

6. Бурлуй для хранения вина. Керамика, глазурь. 1954 г. В-18

7. Мисочка зеленая. Керамика, глазурь. 1954 г. Д-15

8. Мисочка коричневая. Керамика, глазурь. 1954 г. Д-15

9. Ваза с двумя ручками для фруктов. Керамика, глазурь. 1954г. В-33

 10. Светильник-подсвечник «Тюльпаны». Керамика,глазурь. 1954 г. В-40

 11. Кувшин бытовой, темный. 1956 г. В-20

 12. Кувшин для молока. 1956 г. В-25

 13. Блюдо. Охра. Керамика, глазурь. 1957 г. Д-34

 14. Блюдо со светлой охристой серединой. Керамика, глазурь.1957 г.  Д-33

 15. Блюдо зеленое с редким рисунком. Керамика, глазурь. 1957г. Д-28

 16. Ваза-цветок с ручками, зеленая. Керамика, глазурь. 1958г. В-32

 17. Напольная ваза-цветок для фруктов. Керамика, глазурь.1958 г. В-32

 17. Напольная ваза-цветок для фруктов. Керамика, глазурь.1958 г. В-37

 18. Бурлуй. Керамика, глазурь. 1958 г. В-24

 19. Ваза для фруктов. Керамика, глазурь. 1958 г. Д-35, В-41

 20. Ваза на трех ногах с тремя ручками. Керамика, глазурь.1959 г.  В-47

 21. Ваза «Баба». Керамика, глазурь. 1959 г. В-57

 22. Напольная ваза. Керамика, глазурь. 1959 г. В-50

 23. Ваза напольная, зеленая. Керамика, глазурь. 1959 г. В-71

 24. Блюдо, светлая охра. Керамика, глазурь. 1959 г. Д-37,5

 25. Плоска светлая. Керамика, глазурь. 1959 г. В-17

 26. Плоска, зеленый малахит. Керамика, глазурь. 1959 г. В-12

 27. Бурлуй зеленый. Керамика, глазурь. 1959 г. В-32

 28. Ваза «Баба», зеленая. Керамика, глазурь. 1959г. В-40

 29. Плоска «Зеленый виноград». Керамика, глазурь.1959 г. В-22

 30. Плоска зеленая. Керамика, глазурь. 1959 г. В-24

 31. Ваза на трех ножках, для фруктов. Керамика, глазурь.1959 г.  Д-35, В-16

 32. Ваза зеленая, с двумя ручками. Керамика, глазурь. 1959г. В-36

 33. Плоска зеленая, со светлой серединой. Керамика, глазурь.1959 г.  В-40

 34. Плоска «Баба», нарядная охра. Керамика,глазурь. 1959 г. В-25

 35. Напольная ваза для фруктов. Керамика, глазурь. 1959 г.Д-37

 36. Поднос, темная охра. Керамика, глазурь. 1961 г. Д-29

 37. Поднос, английская красная. Керамика, глазурь. 1961 г.Д-30

 38. Подсвечник на две свечи. Керамика, глазурь. 1961 г. В-47

 Терракотовая керамика Национальный художественный музей Молдовы

 1. Декоративная кружка. Терракота. 1963 г. В-15

 2. Декоративный кувшинчик. Терракота. 1963 г. В-15

 3. Архаичная вазочка. Терракота. 1963 г. В-18

 4. Архаичный двугорлый кувшин. Терракота. 1963 г. В-18

 5. Кружка с четырьмя ручками. Терракота. 1965 г. В-26

 6. Ваза с шестью ручками. Терракота. 1965 г. В-29

 7. Ваза с одной ручкой. Терракота. 1965 г. В-36

 8. Кружка с одной ручкой. Терракота. 1965 г. В-25

 9. Светильник. Терракота. 1965 г. В-45

 10. Светильник. Терракота. 1965 г. В-47

 11. Бутылка. Терракота. 1965 г. В-34

 12. Блюдо архаичное. Терракота. 1966 г. Д-23

 13. Декоративный сосуд на четырех ножках. Терракота. 1966 г.В-30

 14. Светильник на три свечи. Терракота. 1966 г. В-28

 15. Светильник на пять свечей. Терракота. 1966 г. В-58

 16. Декоративный сосуд. Терракота. 1966 г. В-38

 17. Ваза «Полено». Терракота. 1966 г. В-30

 18. Архаичный домик. Терракота. 1966 г. В-30

 19. Кружка. Терракота. 1966 г. В-21. Принадлежит семьеА.А.Васильева. (Передана Васильевой Н.А. в дар Дубасову В. )

 20. Кружка с четырьмя ручками. Терракота. 1966 г. В-24

 21. Декоративный сосуд с двумя ручками. Терракота. 1966 г.В-31

 22. Ваза «Тыква». Терракота. 1966 г. В-25

 23. Кувшин «Сказка». Терракота. 1966 г. В-35

 24. Кувшин «Сова». Терракота. 1966 г. В-25,5.Принадлежит семье А.А.Васильева. (от имени Наталии Алексеевны Васильевой передана Я. А. Высильевым в дар семье Дубасова В. в апреле 2010г.)

 25. Кувшин «Единорог». Терракота. 1966 г. В-44

 26. Архаичный зверек на трех ножках. Терракота. 1967 г. В-25

 27. Сердитый зверек на четырех ножках и с хвостиком.Терракота.  1967 г. В-23

 28. Лесной кабан. Терракота. 1967 г. В-31. Принадлежит семьеА.А.Васильева. (от имени Наталии Алексеевны Васильевой передана Я. А. Высильевым в дар семье Толоченко А.в апреле 2010г.)

 29. Ваза. Лесной пенек. Терракота. 1968 г. В-52

 30. Ваза с десятью шипами. Терракота. 1969 г. В-25

 31. Поющая кикимора. Терракота. 1969 г. В-40

 32. Ваза серая, задымленная. Терракота. 1970 г. В-66

 33. Лесное чудо с профилем птицы. Терракота. 1970 г. В-40

 34. Декоративная композиция «Пламя». Терракота.Холодная окраска. 1970 г. В-27

 35. Лесной дворец с семью башнями. Терракота. Холоднаяокраска.  1970 г. В-75

 36. Ваза с десятью ручками. Терракота. Холодная окраска.1972 г.  В-64

 37. Храм. Терракота. Холодная окраска. 1972 г. В-70

 Все размеры даны в сантиметрах.

 Принятые сокращения: В — высота, Д — диаметр.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Н.Моргунова, Н.Моргунова-Родницкая, В.М.Васнецов. «Искусство», М., 1952 г.

2. Ф.Шаляпин. Повести жизни. «Пермское книжное из-во»,1969 г.

3. И.Грабарь, В.А.Серов. «Искусство», М., 1968 г.

4. Отчет Московского общества помощи лицам интеллигентныхпрофессий за 1900 г. Типография О.Л.Сомовой, М., 1901 г.

5. Н.Васильева, А.А.Васильев. «Литератураартистикэ», Кишинев, 1979 г.

6. Ольга Пламадяла, А.М.Пламадяла. Жизнь и творчество.»Картя молдовеняскэ», Кишинев, 1963 г.

7. К.Д. Роднин, Р.В.Окушко. Владимир Фульгентьевич Окушко -педагог и художник. «Картя молдовеняскэ», Кишинев, 1963 г.

8. М.Гамбурд. Работа над образом. «Советская Молдавия»,12 октября 1945 г.

9. К.Кобизева. Задачи скульптора. «СоветскаяМолдавия», 12 октября 1945 г.

10. А.Васильев. Условия творчества. «СоветскаяМолдавия», 18 октября 1945 г.

11. С.Чоколов. Условия творчества. «СоветскаяМолдавия», 18 октября 1945 г,

12. «Молодежь Молдавии», 13 октября 1945 г.

13. П.Титов, М.Гриценко. Ынфлориря артей Молдовенешть.»Молдова Сочиалистэ», 9 октября 1945 г.

14. С.Чоколов. «Советская Молдавия», 12 октября1945 г.

15. С.Чоколов. За социалистический реализм. «СоветскаяМолдавия», 12 октября 1948 г.

16. К.Роднин, В.Широкий. К новому подъему изобразительногоискусства Молдавии. «Советская Молдавия», 5 апреля 1955 г.

17. IX Республиканская художественная выставка.»Советская Молдавия», 7 ноября 1954 г.

18. В.Новик. Больше жизни и принципиальности. «КультураМолдавии», 11 декабря 1958 г.

19. Е.Костина. На юбилейной выставке. «СоветскаяМолдавия», 15 декабря 1958 г.

20. К.Роднин. Искусство Молдавии. Прикладное искусство.»Картя молдовеняскэ», 1967 г.

21. Карл Кантор. Людмила и Дмитрий Шушкановы.»Советский художник», М., 1981 г.

22. К.А.Макаров. Советское декоративное искусство.»Советский художник», М., 1974 г.

23. Л.Дементьева. Всегда в пути. «СоветскаяМолдавия», 2 ноября 1962 г.

24. Под редакцией К.Д.Роднина. Искусство Молдавии.»Картя молдовеняскэ», 1967 г.

25. А.Васильев. Изобразительное искусство МолдавскойССР.  «Картя молдовеняскэ»,1960 г.

26. В.Новик. Больше жизни и принципиальности. «КультураМолдовей», 11 декабря 1958 г.

27. В.Широкий. Своеобразие манеры художника. «СоветскаяМолдавия», 15 октября 1958 г.

28. В.Широкий. За вдохновенное служение народу.»Советская Молдавия», 27 января 1961 г.

29. Л.Дементьева. Всегда в пути. «СоветскаяМолдавия», 2 ноября 1962 г.

30. А.Зевина. Выставка работ Р.Окушко, С.Чоколова. КаталогМолдрекламы. Кишинев, 1966 г.

31. К.Роднин, П.Понятовский. Памятники молдавскойархитектуры.  «Картямолдовеняскэ», Кишинев, 1960 г.

32. Румынское народное искусство. Из-во румынского ин-такультурной связи с заграницей, Бухарест, 1955 г.

33. Румынская архитектура. Из-во на иностранных языках.Бухарест, 1956 г.

34. Н.Васильева. Мастер-чародей. На соисканиеГосударственной премии МССР. «Советская Молдавия», 22 сентября 1972г.

35. Н.Васильева. Загадка мастера. К 100-летию со дня рожденияхудожника С.С.Чоколова. «Русское слово», 3 февраля 1993 г.

36. Н.Васильева. Над суетой вознесся духом. К 110-летию содня рождения С.С.Чоколова. «Независимая Молдова», 27 сентября 2002г.  

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *