Художник Шишкин, отец НА художник Васильев и «Татьянин день»

Двух художников, деятельность которых разделяют 100 лет, может объединить их профессия, но причем здесь Татьянин день? Очень просто! Великий русский художник Иван Иванович Шишкин родился в Татьянин день: 25 января 1842 года.
125 лет спустя художник Молдовы (Молдавии) Алексей Васильев написал о своем знаменитом коллеге статью, которую разместила на своих страницах газета «Советская Молдавия» ровно 25 января. В тот день за окнами шел 1957 год.

Если посмотреть внимательно на «Сегодня в номере» (вверху справа) можно различить, —  «Ал. Васильев —  Певец русской природы (2 стр.)».
В статье, напечатанной больше полувека назад, есть места, которые выглядят устаревшими, в то же время некоторые мысли о творчестве Шишкина можно отнести к творчеству самого автора.  Так Ал. Васильев пишет «Его (Шишкина) пейзажи не только поэтичны, они одновременно патриотичны и национальны.». Эти же слова характеризуют пейзажи самого Васильева, которые  не только поэтичны, но одновременно патриотичны и национальны. Только слова будут справедливы не по отношению к России, а по отношению к Молдове.
Статья Васильева о Шишкене печатается вместе с  биографией и выставкой великого художника.

Иван Иванович Шишкин (1832-1898)
(Биография в конце сообщения)

Советская Молдавия
25 января 1957 года

Певец русской природы

Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения замечательного русского художника, певца русской природы — Ивана Ивановича Шишкина.
Огромна и заслуженна популярность этого мастера. В коллекции любого музея зритель непременно найдет что-либо из его огромного наследия, из его эпической повести о русском лесе.
Такие произведения Шишкина, как «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Лесные дали», «Корабельная роща» и многие другие, стали не только классическими по выражению поэтической красоты соснового леса, но произведениями, в которых ясно и ярко сформулированы принципы и отличительные черты русской национальной пейзажной живописи.


Утро в сосновом бору.


Рожь


Лесные дали.


Корабельная роща

Творческий путь художника на протяжении всей его жизни был теснейшим образом связан с эстетическими и общественными устремлениями Товарищества передвижных художественных выставок, членом которого он являлся со дня его основания. Вся идейная направленность передвижников, их общественная и творческая борьба знаменовала собой огромный подъем реалистического демократического искусства и объединяла всех передовых и лучших художников своего времени.
Сейчас, когда в отдельных высказываниях проскальзывают тенденции, стремящиеся умалить и снизить значение наследия передвижников, а следовательно, значение и наследие Шишкина, уместно будет упомянуть о тех чертах и особенностях этого наследия, которые делают его живым и действенным.
Мы говорили, что Шишкин глубоко национальный и народный художник. Это означает, что в своей пейзажной живописи, в созданных им образах русской природы он последовательно развивает народно-демократические идеалы и представления о красоте природы. Его пейзажи не только поэтичны, они одновременно патриотичны и национальны. Гоголь писал: «Чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное». Шишкин заставляет зрителя в картинах обыкновенного леса, знакомого и привычного, видеть его особую красоту, любить ее, дорожить ею как красотой родного края, как красотой своей Родины.


На севере диком.


Перед грозой

Совсем недавно мы, советские туристы, любовались  прелестями итальянской природы в Соренто, на острове Капри. Итальянский гид говорил, что сюда приезжают работать художники со всех концов мира и нет на всем земном шаре мест красивее побережья Неаполитанского залива. Слов нет, природа там чарующа, но итальянский гид наивно предполагал, что существует природа, объективно красивая для всех. Нет! Красота природы не существует отдельно от жизни человека, его воспитания, его традиций.
«Прекрасным на земле ему (человеку) кажется то, с чем связано счастье, довольство человеческой жизни», — говорил Чернышевский, и в этом самая яркая особенность эстетических принципов Шишкина, неразрывно связавшего красоту природы со стремлением человека к радости и счастью. Пожалуй, наиболее полно эта тенденция выражена Шишкиным в знаменитой картине «Рожь» (1878г.) Популярность этой картины огромна. (К сожалению, этой истинной популярности произведения сильно вредит обилие недоброкачественных копий, искажающих картину). Художник создал эпическое полотно о плодородной силе и мощи русской природы, обогащенной человеческим трудом. Могучие сосны, так же как и могучий урожай, выражают идею полноты жизненных сил, народную основу трудового богатства и изобилия.
Лес Шишкина даже тогда, когда художник изображает дремучую чащу, полон ощущения радости. В картине «Утро в сосновом бору» художник решает тему пробуждения природы, окрашивает это пробуждение в яркие краски. Солнце, озарившее верхушки сосен, и медвежата, затеявшие возню на вырванной с корнем сосне (медвежата написаны художником  К.А.Савицким), являются олицетворением тех же могучих сил природы,ощущением их величия.

Шишкина часто упрекали за отсутствие в его пейзажах темы лирического мотива, темы так называемого «пейзажа с настроением», за которым чаще всего скрывалось настроение тоски, осенней грусти, одиночества и т.д. Это, конечно, верно, но в этом и была сильная сторона пейзажной живописи Шишкина, которой эти настроения были чужды, как чужды были ему внешние эффекты — все атрибуты погони за красивостью, а не за красотой.
Все наследие Шишкина глубоко народно. Народность мотивов его живописи — в близости представлений художника о природе народным представлениям, в которых природа предстает как кормилец и защитник. К неисчерпаемым силам ее народ обращается всегда — и в тяжелую минуту горести, и в часы отдыха и радости.
Огромно наследие И.Шишкина. Замечательны его рисунки, богаты и многообразны его альбомы с офортами. Ряд его произведений хранится и в нашем Республиканском художественном музее.
Советские люди с особой любовью чтут память художника — певца природы своей Родины.

Ал.Васильев.
Заслуженный деятель искусств МССР.

Биография И.И. Шишкина

Шишкин (Иван Иванович) — один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик, сын купца, родился 25 января в Елабуге (Вятской губ.), двенадцати лет от роду был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Окончив курс этого заведения, он с 1857 г. продолжал свое образование в академии художеств, где числился учеником проф. С. М. Воробьева.

Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Шишкин в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях СПб, и на о-ве Валааме, чрез что приобретал все большее и большее знакомство с ее формами и уменье точно передавать ее карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях СПб.

В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей СПб. и, наконец, в 1860 г. — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Приобретя, вместе с этою последнею наградою, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством проф. Коллера. Из Цюриха сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в СПб., доставила художнику звание академика.

Вид в окрестностях Дюсельдорфа.

За границею, помимо живописи, он много занимался рисунками пером- произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Затосковав по отечеству, Шишкин в 1866 г. возвратился в СПб. до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественного целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, а потом, после того, как учредилось товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером и с 1870 г., примкнув к образовавшемуся в СПб. кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование крепкою водкою, которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своем роде, аквафортиста. В 1873 г. академия возвела его в звание профессора за приобретенную ею мастерскую картину «Лесная глушь».

Лесная глушь

После вступления в действие нового устава академии, в 1892 г. Шишкин был приглашен руководить ее учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно, 8 марта 1898 г.

Конец

Одна мысль про “Художник Шишкин, отец НА художник Васильев и «Татьянин день»”

  1. Все, как всегда, — неожиданно и очень интересно. Мне еще эта публикация интересна потому, что вижу как выглядела газета в 1957 году — я тогда училась в 9-м классе. Заголовок передовой «Дадим стране больше мяса! — это, с сегодняшней точки зрения, — почти юмор. А сколько всего за этим — звонки из райкомов в колхозы, выполнение плана, в угоду которому чуть ли не все поголовье скота шло под нож, звания героев соцтруда… И только для развития и изучения искусства, о котором так хорошо написал Алексей Александрович, были созданы хорошие условия и тогда, и чуть позже — в 60- 70-е годы и вплоть до 90-х.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *