Художник Валентин Серов, НА и ее отец художник Алексей Васильев

 

Серов Валентин Александрович (1865-1911)

 

Сегодня 19 января 2013 года, а 19 января 1865 года родился великий русский художник Валентин Серов. (Краткая биография — в конце сообщения.)
Через 2 года Россия и, как говорят, все прогрессивное мировое сообщество, будут отмечать юбилей художника — 150-летие со дня рождения.
В 1965 году, когда страна отмечала 100-летие Серова, многие газеты откликнулись на это событие. Не была исключением и центральная газета Молдавии.
Она напечатала статью Бориса Челышева «История одного рисунка», связанную с именами Серова, Малешевской, Васильева.

«Советская Молдавия»,
19 января 1965г.

История одного рисунка.

Замечательный художник оставил после себя не только законченные полотна,но и много набросков,рисунков.Разыскание их и описание — большое и нужное дело. Ниже мы публикуем очерк журналиста Бориса Челышева об одном из неизвестных рисунков В.А.Серова.

Наше представление о художнике зачастую складывается лишь на основе его законченных и общепризнанных полотен. За пределами внимания остаются десятки и сотни различных этюдов, набросков, рисунков. А ведь этот материал — частичка души художника, какой-то момент его творческой биографии. Даже как будто бы и незначительный, на первый взгляд, рисунок может рассказать много интересного.
…Пожелтевший листок бумаги. На нем — карандашный рисунок: фигура молодого человека с длинными волосами. Внизу, в правом углу, подпись: «Это — Малявин в 1902 году». В левой части листочка фигура сидящей женщины и ниже две буквы — «В.С.» — Валентин Серов.
Да, это Валентин Александрович Серов изобразил молодого петербургского художника Филиппа Андреевича Малявина — одного из лучших учеников Репина, впоследствии академика живописи.
Филипп Малявин был не только близким знакомым Серова. Во многом их объединяла общность тематики — изображение русского крестьянства. Ведь и Серов, приезжая в 90-х годах из села, привозил такие картины, как «Баба в телеге», «Баба с лошадью». Да и полотна обоих художников экспонировались вместе  на выставках.
Заслуженный деятель искусств МССР художник Васильев, обладатель уникального рисунка, рассказал мне об интересной его истории. Ее мне пришлось дополнить материалами, разысканными в архивах, в подшивках старых газет.
…В самом начале нашего века в петербургских художественных салонах, на вечерах, где сходились музыканты,актеры, живописцы, нередко появлялась Евгения Малешевская — ученица Репина, только что окончившая Петербургскую Академию художеств. Малешевская посещала вечера художников, где нередко рисовали друг друга. Живописцы дарили ей на память свои работы, она отдавала свои.
Предполагаем, что Евгения Марцелиновна попала как-то на вечер к молодому художнику Филиппу Малявину. Был там в это время и Валентин Александрович Серов. Он набрасывал от нечего делать на листе бумаги  первое, что попалось на глаза,- вешалку с висящими пальто,видневшуюся из раскрытой двери.Сделав набросок, Серов перевернул лист и стал рисовать сидящую на пуфе женщину, как видно, мать Малявина. Набросав контуры, он вдруг остановился. Карандаш застыл в его руке: сам художник Филипп Малявин стоял в картинной позе, внимательно слушая одного из гостей. Карандаш Серова быстро забегал по бумаге. Вот на листе появилась голова с чуть вьющимися волосами. Еще несколько штрихов — и вся фигура художника запечатлена в непринужденной позе.Небольшая доработка рисунка, и карандаш делает последнее: две буквы, инициалы автора, выставляются в углу — «В.С.»


Фото с оригинала

Что стало с рисунком дальше? Приходится лишь гадать. Может Серов забрал его с собой. может, отдал Малявину или передал на память  случившейся тут же Малешевской — кто знает…
Старые газеты, архивные документы, свидетельства современников помогают нам узнать то, что скрыто было многими годами.
Еще до Октябрьской революции Евгения Марцелиновна Малешевская переехала из Петербурга в Кишинев и поселилась с сестрою в доме на бывшей Купеческой улице. Она по-прежнему занималась живописью.Ее сестра — профессор Кишиневской консерватории — вела большую педагогическую работу.
В доме Малешевских бывали известные музыканты, композиторы, художники, приезжавшие в Кишинев. Здесь пели и Федор Шаляпин, и Алеександр Вертинский. Композитор Рахманинов исполнял на фортепьяно свои новые произведения.
В 1941 году в Кишинев приехал молодой художник, окончивший ВХУТЕМАС, Алексей Александрович Васильев. Он познакомился с ученицей Репина, стал готовить выставку ее полотен, организовал о ней радиопередачу. Но началась Великая Отечественная война. Малешевская тяжело болела, и эвакуировать ее в тыл было нельзя.
Когда в 1944 году Васильев вернулся в освобожденный Кишинев, Евгении Марцелиновны он не застал в живых. Она скончалась, не дожив двух лет до освобождения города советскими войсками.
Алексей Александрович зашел в дом художницы и остановился пораженный: стены комнаты-студии были испещтрены порнографическими рисунками. Видно, во время оккупации здесь нашел себе пристанище какой-то фашистский офицер-художник. Папки с рисунками и полотна покойной Малешевской, к счастью, оказались нетронутыми. Васильев очистил стены от безобразных рисунков, бережно собрал более ста тридцати работ художницы и передал их в музей.
Просматривая одну из папок с карандашными набросками, Васильев и обнаружил рисунок, изображающий художника Малявина, выполненный замечательным мастером Валентином Александровичем Серовым.

Борис Челышев. 

На следующий день, т.е. 20 января 1965 года, в молдавской прессе появилась статья о Серове  самого Алексея Александровича Васильева, отца НА. Она обращалась к молодежи и была напечатана на молдавском языке.

газета «Юный ленинец»
20 января 1965 года

Наталья Алексеевна тоже «писала о Серове» и тоже держала в руках изображение, гланым действующим  лицом которого был Валентин Александрович.
Вот что было написано на нашем сайте в сообщении «Художник Валентин Серов против матери Сергея Чоколова или черно-белое пятно в монографии НА»

Цитата.

Известно, что русский гениальный художник Валентин Серов писалпортреты родителей выдающегося молдавского художника Сергея  Чоколова.Также известно, что талантливый молдавский педагог Наталья Васильеванаписала монографию о Сергее Чоколове.
Цитата из монографии:
«Он(Серов) все лето перед этим писал портрет Верушки Мамонтовой («Девочка с  персиками») и очень тяготился   своим   положением  абрамцевского«нахлебника».  С. И. Мамонтов, желая  поддержать  молодого художника,предложил Чоколовым  попозировать ему для платных портретов. Так Серовоказался у них в Ярославле. Это обстоятельство дает  возможностьрасширить представление о родителях Сергея Семеновича. Серов сообщает5.XI-1887 в письме Е.Г.Мамонтовой: «…пишу портрет с madame и даю ейнечто вроде урока… Люди они (хозяева) славные, радушные – чего мне еще».
Конец цитаты.

Далее в сообщении приводится  редчайшая фотография с изображением Валентина Серова.
Так неказисто фотография  выглядит в монографии НА о Чоколове (левый верхний угол)

А вот она «вблизи»

Ярославль, 1887.
Валентин Серов пишет портрет матери Сергея Чоколова Екатерины Чоколовой (Веневитиной)

С большой долей вероятности можно сказать, что эту фотографию, которую держала в руках Наталья Алексеевна  Васильева,  держал в руках и Валентин Александрович Серов. Они вместе прикасались к одной вещи.
Возможно эта фотография есть в архиве В. Серова.

Находясь в Москве, НА не забывала великого художника.

img005
Москва, Новодевичье кладбище, 1970-е годы.
НА на могиле В. Серова.

Краткая биография художника.

Серов Валентин Александрович (1965-1911)

Валентин Александрович Серов родился 19 января в Санкт-Петербурге, в семье композиторов.

ВалентинСеров начал своё образование в классической гимназии, но, пройдя в нейтолько три низшие класса, покинул её с намерением посвятить себя всецелоискусству. С 1871 года мать с сыном живёт в Мюнхене, а с 1874 года — вПариже.

С 1878 по 1879 год в Москве брал уроки рисунка и живописиу И. Е. Репина, в семье которого жил в 1879 году. Серов бывал с Репинымв доме Мамонтовых на Садовой-Спасской улице и в Абрамцеве, участвовал вих домашних спектаклях.

В 1880 году поступил в ИмператорскуюАкадемию Художеств. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков.Получив от Академии малую серебряную медаль за этюд с натуры, оставилэто заведение в 1884 году и с того времени начал работатьсамостоятельно. В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своихзначительных произведений — портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородскийгосударственный объединённый музей-заповедник). В 1887 году написалзнаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками»-Третьяковская галерея).

С 1894 года Серов состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок.

С1897 года преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.Его учениками были П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С.Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.

Скончался Серов 22 ноября в Москве.

В заключение несколько шедевров великого художника.


1887. Девочка с персиками (Вера Мамонтова).


1888
Девушка, освещенная солнцем


1907
Портрет Г.Л. Гиршман

1888
Заросший пруд. Домотканово
Осенний вечер. Домотканово
1895
Октябрь Домотканово
1910
Портрет И.А. Морозова
1911
Портрет княгини Ольги Орловой


1886
Открытое окно


1908
Портрет Е.С. Морозовой

Художник Валентин Серов, НА и ее отец художник Алексей Васильев: 1 комментарий

  1. Добрый день, Ярослав! Я занимаюсь изучением творчества Ф. Малявина и хотела бы поговорить с Вами о его работах из собрания Вашего отца.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *