Мастер-чародей. О Чоколове С.С.

Известно, что Наталья Алексеевна Васильева написала монографию о выдающемся молдавском художнике-прикладнике с интереснейшей биографией Чоколове Сергее Семеновиче, которому четыре дня назад (18 сентября) исполнилось бы 120 лет.

Как художник перед написанием большой картины делает эскизы, НА, прежде чем приступить к монографии, написала ряд статей о Чоколове. Одна из статей была опубликована на сайте  (см. здесь).
Сегодня предлагаем вниманию первую статью Натальи Алексеевны. Статья была первой и по важности — в это время Сергея Семеновича выдвигали на Государственную премию республики. Ответственность автора была большой, ибо как кандидат представлялся в прессе во многом зависел конечный  вывод комиссии по присуждению премий. (В скобках заметим, что в комиссию по присуждению Государственных премий республики входил отец НА художник Васильев Алексей Александрович).
Статья была напечатана в центральной газете того времени «Советской Молдавии»  22 сентября 1972.
Посмотрите на календарь. Сегодня 22 сентября 2012 года, т.е. статья о Чоколове была опубликована 40 лет назад.
Можно сказать, статья Натальи Алексеевны впервые увидела свет 40 лет назад и появляется на публичное обозрение во второй раз, когда герою статьи, уникальному молдавскому художнику Сергею Семеновичу Чоколову, исполнилось бы 120 лет.
Жаль, что юбилейная дата С.С. Чоколова проходит незаметно в Молдове — в республике, в которой он всю жизнь творил.

Мастер-Чародей.
           Отец его был инженером-путейцем. Екатерина Николаевна, мать художника — родственница Тургенева и поэта Веневитинова, была женщиной обаятельной и образованной. Она любила народное творчество, и дом Чоколовых был полон всевозможных поделок, кружев, вышивок.Видимо, здесь и надо искать истоки прошедшей сквозь всю жизнь Сергея Семеновича любви к народному искусству. 
           Первое время по приезде в Кишинев Чоколов занимается пейзажной живописью. Однако жизнь в оккупированной Бессарабии не способствовала развитию творческой биографии художника. И только после  воссоединения края с Советской Родиной он смог посвятить себя любимому декоративно — прикладному искусству.
         Молодой мастер вдоль и поперек объездил Молдавию. Его интересовали предметы быта, ковры, украшения. Из этих поездок привозилось множество зарисовок старинной архитектуры, замысловатых деревянных и глиняных сосудов.Он подолгу бродил по живописным молдавским базарам, вглядываясь в пестроту одежд, в горы овощей, соперничающих с ними по интенсивности ярких красок, пробирался между бочками густого, почти синего вина, украшенными тугими букетами георгинов.
       В это время художник создает ряд народных костюмов и серию ковров, в которых пытается возродить лучшие традиции прославленных молдавских килимов. В керамике Чоколов работает и над маленькими и над большими предметами — вазами, бурлуями, гаваносами, плосками, блюдами. Их украшает спокойный и гибкий ритм щедро намеченного, плавно текущего орнамента. Автор часто использует прием нарастания масштабов орнаментального мотива у горлышка сосудов или на ручках, заполняет широкие плоскости блюд и плосок  свободным живописным рисунком творчески переработанного молдавского орнамента. 
          В 1956 году у Чоколова — персональная выставка. На широких низких столах пылали ослепительные пятна цвета.Тут и декоративные вазы, похожие на фантастические каменные цветы,и нежные кокетливые  улчоры для молока, тут и огромные блюда, вызывающие в нашей памяти пиры сказочных героев, и «стада» вместительных устойчивых чарок. 
           Художник щедро использовал фактурный рисунок, росписи ангобами, чаще растительного характера,  прозрачные глазури, насыщенные керамические эмали и еще множество других приемов, известных только ему одному. В каждой его работе ощущаешь бережливое отношение автора к традициям молдавского народного искусства. 
           Значительным признанием творчества художника было присвоение ему звания заслуженного деятеля искусств Молдавской ССР.
           В 1962 году Сергей Семенович ножиданно и тяжело заболел. Но он не сдался.Вся дальнейшая жизнь Чоколова — подвиг. Потому что он не просто продолжает работать, а создает художественные ценности, принесшие ему подлинную славу. Начался новый период творчества, когда талант его раскрылся новыми гранями.
           Лучшие его произведения так же, как и творения природы, вызывают восторг и изумление,с той лишь разницей, что образы Чоколова , извлеченные из огня, морской пены, переплетения корней и звуков, застыли в том виде,в котором их настигло воображение художника. Более 20 лет он создавал произведения из майолики, а теперь перешел на терракоту. Его новые работы ближе к скульптурной пластике, их объединяет ряд общих технико-стилистических приемов.
           Художник помогает раскрытию задуманного тонкой тонировкой: серо-седые — печальные сосуды, почти черные — мрачные, серо-розовые — кокетливые,красные — сказочные, и еще множество сложных настроений передает автор при помощи цвета. Теперь полки на стенах его квартиры заставлены лесными  красавицами, прикрытыми узорчатым мхом, фантастическими зверьками, притаившимися за сосудами. Все это стилизованные декоративные образы, в которых не следует искать сходства с чем-то определенным. Скорее всего они ближе к сказке, в которой причудливо сочетается намек на реальность и неуемная фантазия. 
          На столе и окнах стоят замки-крепости. Гладкое, пластичное тело надстроек замечательно сочетается  с кудрявой зыбью нахлобученных крыш-кушм. Вполне возможно, что прототипом для них служила архитектура севера Молдавии. 
         Иногда вечером худождник включает радиолу, ставит любимую пластинку и зажигает свечи. Озаренный колеблющимся пламенем оживает окружающий его сказочный мир. А он следит за игрой света и тени,словно пытаясь запомнить их движение. Потом берет в руки ком глины и начинает мять его,словно прислушиваясь к биению жизни в бесформенном куске.И освобождает эту жизнь,соскабливая,вырывая, выщипывая все лишнее. Рождается образ, которому художник дарит форму,язык и долгую жизнь.
         В день семидесятипятилетия Сергею Семеновичу присвоено почетное звание народного художника Молдавии. Известность его давно перешагнула границы: Венгрия, Болгария, Вьетнам, Чехословакия, Канада, Бельгия — страны, в которых искусство художника завоевало поклонников. А дом его стал местом паломничества. И кишиневцы, и гости Молдавии не могут спокойно пройти мимо его окон. Преодолевая робость, они стучатся. Он рад людям, открывает дверь и движением руки приглашает войти. Кем бы ни были эти посетители: колхозники, рабочие, художники, журналисты или просто школьники — всех ошеломляет этот своеобразный музей чоколовских работ. А автор показывает гостям все новые и новые произведения  и уже кажется, что он не создал их, а просто-напросто сам пришел из этого мира, рожденного его талантом.
         … 58 лет назад приехал С.С.Чоколов в Молдавию искать свое счастье. На днях ему исполнилось 80. Давно провинциальный Кишинев превратился в большой,красивый промышленный центр. В Молдавии выросли художественные школы, училище, Союз художников насчитывает 150 человек. И тем не менее, на фоне расцветшей культуры искусство Сергея Семеновича Чоколова занимает особое место. Искусство, отличающееся высоким вдохновенным мастерством, тончайшим вкусом и острой индивидуальностью.
           Выдвижение его работ на соискание Государственной премии МССР заслуженно и своевременно.
 
Н.Васильева, искусствовед. 
PS   В этом же 1973 году Сергею Семеновичу Чоколову была присуждена Государственная премия Молдавии.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *