Художник Катков Сергей Петрович. Картины, воспоминания Вячеслава Игнатенко

Катков Сергей Петрович фото учителя

Вячеслав Игнатенко Кишинев, Молдова

Мой учитель, так многие могут сказать о Сергее Петровиче Каткове. Через его изостудию Минского дворца пионеров прошли сотни детей. С.П.Катков поддерживал талантливых, а у него были все талантливые. Сложно было поступить в художественный институт после детской изостудии, но от Каткова поступали. Кто не стал художником, у тех навсегда осталась любовь к искусству.
Художник учил не просто копировать природу, а каждого по-своему видеть мир и думать, что делаешь, тем более, как делаешь. Кто заканчивал школу и студию, собирался поступать в институт, ходили на этюды. Их работы были смелые, сочные по цвету, композиции. Одновременно штудировали академический рисунок, гипсы, с конструктивным построением, светотенью.
Когда приехал в Минск, нашёл Сергея Петровича Каткова по горсправке. Пришёл к нему домой. У меня была папочка с рисунками и акварелями. Все работы мне казались вершиной совершенства. Первое впечатление от С.П.Каткова – невысокого роста, кругловатый, с проникновенными глазами. Привлекала его доброжелательность к собеседнику. Я свои работы разложил на полу. И сердце облилось кровью, когда художник начал ногой, в домашних тапочках, отклонять их, делая при этом разные замечания. Я был уничтожен. Можно было собирать рисунки и ехать домой. Но всё же Сергей Петрович сказал, что в работах есть прочувствованность, подмечена тонкость в состоянии природы, улавливается характер. Но надо много работать. Он рекомендовал пойти в художественную студию Дома культуры тракторного завода (где была натура), или Дворец культуры текстильщиков к В.Ф.Сумареву. ,,Лучше работать в коллективе. Увидишь кто как рисует, пишет. Учёба пойдёт быстрее.,, Кроме этого, могу приходить к нему домой, заниматься.

Сергей Петрович Катков картины

Запомнилось, как Сергей Петрович рассказывал, что где то в Минске есть художественная студия, в которой ученики пишут натюрморты, где преподаватель в первую очередь ставит задачу – умение передать материальность и фактуру предмета. С.Катков говорил, что не с этого надо начинать учёбу. Этому научишься потом. Сначала надо делать более обобщённо, большими массами. Научись строить предмет, фигуру, потом научишься передавать характер не только человека, а даже кувшина. Главное, понять что делать и как сделать. Каким путём идти к результату.
Много времени потратил художник на создание детской художественного музея. Если бы всё было так, как того хотел С.П.Катков, то в Беларуси, уже в 60х годах был бы такой музей. Но не хватило сил, чтобы сдвинуть айсберг бюрократических инстанций. Потом музей детского творчества появился в Армении и в Москве посчитали, что два музея для страны, это много.

Сергей Петрович Катков картины

Недавно прочёл, что в 60е годы в Бельгии Сергея Петровича Каткова признали лучшим педагогом в области искусства.
В начале 1975 года, художник с инфарктом попал в больницу. В это время я служил в армии, попросил краткосрочный отпуск, чтобы навестить С.П.Каткова. Когда мы встретились, Сергей Петрович уже ходил. Когда болел, не мог вставать с кровати, сделал сотни рисунков карандашом и шариковой ручкой. Не мог подниматься и рисовал то, что было рядом – свои ноги которые торчали из-под одеяла, капельницу, руку, складки одеяла, медицинские баночки, принесённые цветы… Какой отличный урок он мне показал – не глядя ни на какие обстоятельства, настоящий художник должен всегда работать.
Долгое время С.П.Катков входил в выставком и закупочную комиссию. Один художник, у которого не взяли работу на выставку, говорил мне: ,,Смотри, какой Наполеон нашёлся. Всё знает.,, Наполеон, потому, что С.П.Катков был небольшого роста. А то, что художник ,,всё знал,, не было преувеличением. Через школу Сергея Петровича прошли художники разных специальностей – живописцы, графики, дизайнеры, архитекторы. Среди его учеников есть народные художники Беларуси и заслуженные деятели искусств.

Сергей Петрович Катков картины зимний пейзаж

Кат то разглядывая акварель художника, написанную во время войны, спросил почему такой необычный фон на листе. Оказалось, С.Катков писал акварель зимой в окопе. Был мороз, вода замерзала, пришлось краски разводить спиртом. Многочисленные зарисовки на Западном фронте, под Кёнигсбергом и на Востоке, в Китае, где для художника война окончилась. Обратил внимание на один рисунок ,,Ночная атака,,. С.П.Катков рассказывал ,,Прошла атака, остался живой, вот сразу и нарисовал, чтобы не забыть,,. На рисунках сделанных с военнопленных японских солдат, по вертикали стоят иероглифы, их росписи. Был случай, когда лётчики ошиблись и скинули бомбы на своих, советских солдат и военную технику. Много погибло солдат которые прошли всю войну (это случилось в сентябре 1945 года). ,,И я должен был быть там, но пошёл далеко на сопку рисовать,,. На рисунке остался этот момент.
То, что С.П.Катков работал творчески постоянно, я воспринимал как само собой разумеющееся. Он же художник! Но это зависит в первую очередь от характера. Было время когда я преподавал в Государственном институте искусств в Кишинёве и художественном училище им.М.Грекова в Одессе. После занятий ничего не мог делать, был опустошён. Какой же надо иметь творческий потенциал, желание, характер, чтобы потом идти в мастерскую и работать. У Сергея Петровича это было на протяжении не одного десятка лет. Только когда сам побывал в таких условиях, понимаешь, как это не просто.

Картины Сергея Каткова

 

Магазин.
Масляную краску, темперу и хорошую акварель тяжело было купить. В магазинах материала почти не было, один – два цвета и всё. Сергей Петрович писал записку, и я шёл в специальный магазин Союза художников, который находился на углу Ленинского проспекта и Центральной площади, в подвале. Узкий коридор был заставлен какими-то полотнами. На одном из них, под слоем пыли, были образы В.Ленина и И.Сталина в Разливе. Стояли мольберты, подрамники. Чего только на было в магазине – краски, разбавители, лаки, кисти, маслёнки, мастихины, этюдники большие и малые, бумага для акварели, бумага в рулонах, несколько видов картона. Очень приятный запах исходил от этого богатства. С записками от Сергея Петровича в магазин шли многочисленные ученики. Без его записки, никто ничего нам не продал бы. Так С.П.Катков поддерживал своих учеников.

Бесценный подарок.
Один из учеников С.П.Каткова служил в армии на Дальнем Востоке. Увидел дикорастущее растение, которое не растёт в Беларуси, срезал, высушил, поместил в стеклянную банку, обмотал чтобы не разбилась, положил в посылку и выслал художнику. На посылке было написано ,,Бесценно,, т.е. ничего не стоило за пересылку. Сергей Петрович показал мне колючку и сказал – ,,Бесценно!,, вкладывая совершенно иной смысл. Нет такой цены, которая выше внимания.

Энциклопедия по искусству.
С.П.Катков удивлялся, откуда парень из деревни, которая далеко от столицы, хорошо знает творчество белорусских художников. Всё просто. Мой отец учитель, почти сорок лет выписывал журнал ,,Беларусь,,. Цветные иллюстрации с работ художников печатались в каждом номере. Журналы 50х – 80х, начала 90х, показывали разные направления в искусстве. Это и была для меня энциклопедия, откуда черпал знания.
Я знал фамилии белорусских художников разных поколений. Запоминал легко. В журнале печатали картины С.П.Каткова, как из собраний художественного музея, так и с выставок.

Гурзуф.
Весной, в один из заездов на творческую дачу им.К.Коровина в Гурзуф, почти всё время было пасмурно, шёл дождь, холодный ветер с моря, горы спрятаны в тумане. Но, как всегда, художник привёз много картин. На одном полотне, по узкой, солнечной улице идут пионеры. Спрашиваю: ,,Откуда солнце. Только что вы рассказали о плохой погоде.,, Сергей Петрович ответил: ,,Очень хотелось солнца. Какой юг без солнца ,, Вот оно и появилось на полотне.

Картины Сергея Каткова

 

Каталог.
В Союзе художников, на углу Центральной площади, был выставочный зал. В одно время там проходила выставка космонавта А.Леонова и художника А.Соколова. Я был на выставке, купил каталог. На работах фантастические пейзажи планет, космические корабли. Встречаю С.П.Каткова. Видит в моих руках каталог, спрашивает, как мне выставка? ,,Понравилась,, отвечаю. ,,Нет, это не искусство,, сказал С.Катков.
Сергей Петрович всегда спрашивал, был ли я на выставке, что мне понравилось. Выслушивал, высказывал свою точку зрения. Такой подход меня удивлял. Мне все художники нравились, только за то, что я так не умел. Со стороны С.П.Каткова это была определённая наука взгляда на все выставки и отдельные работы разных художников. А для меня, ещё один урок отношений художника к собеседнику.

Картины Сергея Каткова

Пленер.
Когда был на пленере с Сергеем Петровичем, присматривался к местам где мы жили, сравнивал. Не далеко от столицы, но от моего дома далеко на север заехали. Раньше я никогда по Беларуси не путешествовал. Из деревни до Гомеля, потом на Минск. Вот и всё путешествие.
А здесь неизвестные, новые места. Казалось всё так как у нас, но различия есть. Стога на лугу не такие, наш Днепр шире чем Березина, местность холмистая, у нас – равнинная. А рядом такой интересный человек и художник С.П.Катков.
В то время художник много писал темперой. Мне казалось, что С.Катков работает только в этой технике. Как то нашли пробитую пулей солдатскую каску, собрали большой букет полевых цветов и у колодца, который был рядом, составили натюрморт и начали писать. Сергей Петрович писал маслом, я акварелью. Мне очень понравилась работа художника. Но я удивился, что ему так легко пишется маслом.
Мне тоже передалась любовь С.П.Каткова к темпере. Разводится водой, быстро высыхает, есть возможность писать пастозно, как маслом, или как акварелью. Пригоден любой материал — полотно, картон, бумага. Когда высыхает, получается приятный, матовый, пастельный цвет.

Еда.
Сергей Петрович хорошо готовил. Умел и делал это с удовольствием. Но в условиях пленера много, с запасом, не наготовишь, пропадёт. Поэтому готовили только к обеду и ужину. Поднимались рано, шли работать. Потом готовили завтрак и обед обьединяя их вместе.
Чищу картошку, восемь штук. Три мне, три С.П.Каткову, две в суп. Готовили так, чтобы всё сразу сьесть. Всегда, после еды, Сергей Петрович говорил: ,,Спасибо!,, Я спросил: ,,За что?,, Отвечает: ,,За хорошую компанию,,
Когда во время еды к нам подходили, художник всегда приглашал к столу. Понятно, сельские жители отказывались, а я подумал, готовим только на двоих, что если кто- то согласится, чем будем угощать? Но в этом был был весь С.П.Катков. Он готов был помочь и поделиться с каждым.

Картины Сергея Каткова

 

Акварель.
Написал акварель, кажется удачно. Сергей Петрович посмотрел и сказал, что там не должно быть дерева. На самом деле, когда писал, его там не было.
Смотрел как С.Катков компоновал пейзаж, добавляя различные детали в свою работу, так и я решил добавить в акварель дерево. Оказывается, и без него всё было бы хорошо. Не всегда получается лучше, чем в природе. Без определённого навыка ничего сразу не получится.
Как то написал акварель с палаткой под соснами, в которой мы жили. Сильно раскритиковал меня художник за акварель. Плохая композиция, затемнил, не акварельно получилось. Я взял новую бумагу, сел и начал писать тот же мотив. Сергей Петрович говорит: ,,Будешь художником. Если есть желание добиться результата и стремление.,,
Слова С.П.Каткова придавали силы и веру, что результат должен быть обязательно положительный. Но и стыдно было, что не могу сразу сделать хорошую работу.

*******
Интересный был подход у художника к работе. Он брал большой подрамник, шёл к определённому месту и делал на полотне композицию. Выбирая детали из того, что находилось рядом. Подрамник закреплял к какой-нибудь коряге. Маленький этюдник заполнял красками, палитра была в сумке. У палатки рисунок обводил темперой. И так делал несколько больших полотен с разными композициями. Когда было определённое цветовое состояние природы, С.Катков спешил на место и делал подмалёвок.
Когда шёл дождь, делались многочисленные зарисовки карандашом, тушью и интересные наброски химическим карандашом по мокрой бумаге. Что-то из этих зарисовок потом появлялось на полотне в живописных работах.

Картины Сергея Каткова

 

*******
В один из дней, начал уговаривать С.П.Каткова отпустить меня одного, с ночёвкой, на далёкий обрывистый берег Березины, который был виден на горизонте. Вначале он меня отговаривал, но я настаивал, и Сергей Петрович вдруг согласился. Но сказал: ,,Представь себе как далеко мы забрались, что место где мы находимся, выглядит так же как то, которое видим на горизонте.,, Довод был убедительный. Свой поход к горизонту пришлось отменить.

*******
На пленере я работал с Сергеем Петровичем месяц. Потом не выдержал, поехал домой. Пришла пора сенокоса. Запах сена теребил душу. Надо помочь по хозяйству, да и заскучал по родным. Получалось, будто я изменил С.П.Каткову. После моего отьезда он работал ещё два месяца. И рассчитывал, что рядом будет ученик.
Когда вернулся в Минск и пришёл к художнику, Сергей Петрович говорит: ,,Показывай, что сделал за это время,, А у меня было написано всего шесть пейзажей на картоне. Память не удержала, что в то время говорил художник, но хорошо помню, готов был провалиться на месте от стыда. Очень мало работал, пока был в деревне, и почти ничего не показал мастеру.
Моё восприятие мира было совсем иным, чем сейчас. Благодаря С.П.Каткову, который поддержал деревенского парня, дал начальное художественное образование, в дальнейшем и получился художник. А без критики движение к хорошему результату не будет.

Картины Сергея Каткова пейзаж

*******

Моё знакомство с художником хоть и продолжалось пять лет, два из них пришлись на службу в армии. За это время получил от С.П.Каткова четыре письма. От самого Каткова! Кажется, у меня выросли настоящие крылья. В конце каждого месяца устраивал просмотр рисунков. Своеобразный отчёт о проделанной работе. Мне хотелось получить профессиональное образование, но рисовать на том уровне, чтобы поступить в художественный институт, не умел. В письмах Сергей Петрович давал советы, что надо сделать и как работать в тех сложных армейских условиях.

Сергей Катков художник, его работы

 

*******
Интересно было встретиться с работами С.П.Каткова на выставке в январе 2010 года в Национальном музее истории Беларуси и в 2012 году в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Увидеть их и сравнить с тем впечатлением, которое испытывал в 70е годы, при жизни художника, и сейчас.
У С.П.Каткова вся выставка воспринималась как один вдох. Все работы написаны во время поездок по Беларуси. Каждая работа, это хороший рисунок, продуманная композиция, цвет придаёт настроение. Чаще всё сделано на подмалёвке, будто нет оконченной работы. Главное, как в малых, так и в больших работах, чувствуется частица души художника. Сейчас редко увидишь душевное произведение, чаще видим иллюзорное приближение к натуре.
,,Вечерний мотив,,- 1954 года, Поворот реки с высоким песчаным берегом, сосны отражаются в воде, гуси у воды. Произведение густое по цвету, какое то загадочное, привлекает, почти затягивает. ,,Полоцк,,- 1964 года. Небольшая работа, оригинальна по исполнению, потому что написана на грубой мешкавине. Тем и интересна, как художник наложил краски на полотно, подчиняя цвет и фактуру. ,,Логойский мотив,, ,,Лодочная станция,, ,,Осень. Подсолнечники,, ,,Добрый день,, все работы с характерными деталями, где кривые тропинки, ветви деревьев, лодки, фигуры людей придают масштаб, глубину.
Сергей Петрович мне говорил: ,,Лучше месяц поработать на пленере, чем год в мастерской.,, Он никогда не терял времени зря, не разменивался на мелочи. Весь пленер, в несколько месяцев, был подчинён творчеству.
В настоящее время многие художники уделяют внимание эффекту, гладкой поверхности. Или наоборот, работа нагадывает ребус. Сейчас иное время, чем было раньше. Но и наше время пройдёт. Интересно, как же будут смотреться наши работы.

Сергей Катков художник, его работы

На этом рисунке Сергей Петрович  показывал  и рассказывал мне о композиции.  1972 г.

В конце 1975 года С.П.Катков знакомит меня с соседом по мастерской, народным художником Беларуси В.К.Цвирко. Катков высоко оценивал творчество Цвирко. (На  этом сайте с моими заметками о Цвирко можно ознакомиться  здесь).

Тогда признался нам, что возможно, ему недолго осталось жить. Всё так и случилось.

17 февраля обязательно кто-то приходит на Северное кладбище, на могилу Сергея Петровича Каткова. В доме Катковых в этот день всегда накрыт стол, ожидают гостей, поминают.


Вячеслав Игнатенко у  работы С. Каткова

От сайта НА:  Рассказ о другом учителе В. Игнатенко  выдающемся белорусском художнике Виталии Константиновиче Цвирко читайте здесь

Одна мысль про “Художник Катков Сергей Петрович. Картины, воспоминания Вячеслава Игнатенко”

  1. Сергей Петрович Катков родился 1 октября 1911 года. Закончив восемь классов, он поступил в Пензенское художественно-педагогическое училище. Учителями С.П.Каткова были Н.Ф.Петров и И.С.Горюшкин-Сорокопудов (ученик И.Е.Репина).

    После окончания училища занимался педагогической деятельностью. Член союза художников с 1938 года.

    В годы Великой Отечественной войны Катков был фотокорреспондентом и художником Третьего Белорусского фронта. В 1944 году лучшие рисунки и акварели живописца экспонировались на выставках фронтовых художников. Альбом «Фронтовые зарисовки Каткова» хранится в музее Советской Армии в г. Москве.
    Сергей Катков
    Творчество заслуженного педагога и художника занимает особое место в изобразительном искусстве Белоруссии. Катков С.П. был участником, лауреатом республиканских и союзных выставок с 1928 по 1976 год. Его работы хранятся в Государственном художественном фонде Союза художников, в Национальном художественном музее Белоруссии, в музеях Москвы и Петербурга, в Художественном музее Пензы, в Полоцком музее-заповеднике и в частных собраниях коллекционеров России, Белоруссии, США, Японии и Финляндии.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *