Молдавское телевидение и НА

Кишинев, 1970-е годы. Наталья Алексеевна Васильева на экране ТВ.

С молдавским телевидением у Натальи Алексеевны были тесные отношения. В ее краткой автобиографии есть строка: «1965-1980 — автор и ведущий детской телепрограммы по ИЗО «Давайте фантазировать», «Художник» (одновременно работаю в ДХШ)».
Вырезка из газеты, помеченная сегодняшним числом (10 февраля), но появившаяся 33  года назад (в 1980 году),  сообщает всем телезрителям, что…  в 13.00 состоится телевизионная передача «Давайте фантазировать», которую проведет  Н.А. Васильева.

13.00
Мир твоих увлечений. Давайте фантазировать. Рассказывают юные художники. В передаче принимают участие учащиеся Республиканской детской художественной школы-интерната. Ведет передачу искусствовед  Н.А. Васильева. [Цв. Кшн.]


В 1980-м году НА представляли как искусствоведа. Это связано, возможно, с тем, что годом ранее вышла ее искусствоведческая монография об отце художнике Алексее Васильеве.
В 1970-м, когда НА шел 31 год, в подобной телевизионной программе ее представляли как молодого художника и педагога.

Программа радио и телевидения.
от 3 марта 1970 года

Истоки искусства

Т., 6 марта, 15.50,
I программа

Фрески глубокой старины. Сколько в них таинственности и вместе с тем жизни. Облеченные в религиозную форму, они все же отражали земные представления о мире, красоте, об эстетических достоинствах  человека. Подлинный художник всегда, во все времена, оставался самим собой, даже если его творчество было ограничено рамками условностей.  Мировую славу приобрела древнерусская живопись. И, в первую очередь,  это творчество  Феофана Грека, Андрея Рублева и Даниила Черного.  Непосвященному в процессы живописи думается,  что писали  они «на одно лицо». Однако и при кажущейся похожести произведения древности никого не могут оставить равнодушными. Они притягивают к себе своей непосредственностью, а если еще вооружиться знаниями, почерпнутыми в учебниках по искусству, палитра древнерусской живописи раскроет многие неожиданные секреты мастерства художников прошлого. А без сопоставления с истоками искусства нельзя знать и глубоко ценить настоящее.
Если вы посмотрите очередную передачу из цикла «Художник», подготовленную редакцией вещания  для пионеров и старшеклассников, то узнаете, как писали живописцы в старину. Поведет передачу, как всегда, молодой художник, преподаватель Республиканской детской художественной школы Наталья Васильева.

PS1
Передачи НА имели большую корреспонденцию. Писали и посылали свои рисунки дети со всей Молдавии и даже из приграничных областей Украины.
Некоторые письма сохранились. Здесь приведем  два из них.

Письмо от Бузы Николая Васильевича (!) — ученика 3а класса села Спэриец.
Письмо на ТВ передачу, которую вела Васильева Н.А.

Письмо на ТВ передачу, которую вела Васильева Н.А.

Письмо на ТВ передачу, которую вела Васильева Н.А.

Письмо ученика 4 класса из Одесской области. Он посылает свой рисунок  на Шабаловку-64 (!).
«Слон и моська» Саши Федорова из поселка Федоровка.
Письмо на ТВ передачу, которую вела Васильева Н.А.

Письмо на ТВ передачу, которую вела Васильева Н.А.

Письмо на ТВ передачу, которую вела Васильева Н.А.


PS2  Когда смотришь старые программы (в нашем случае вырезку из газеты), с улыбкой удивляешься тому, что на ТВ были всего две программы: первая и вторая, что только некоторые из передач были цветными, что продленные  передачи начинались ранее 11 часов вечера, а значит в обычные дни телевидение примерно в это время заканчивало свою работу…
Для старшего поколения ласкают слух имена Элеоноры Беляевой (Музыкальный киоск), Юрия Сенкевича (Клуб кинопутешественников)…

2 мысли о “Молдавское телевидение и НА”

  1. Я помню ту передачу )) Ту, 1980-го года)) Помню поскольку вместе с Борькой Мичри, Валеркой Дедовым, Серёгой Лобастовым, Сашкой Толоченко был её участником) Это, конечно, не полный список, а может кого и лишнего я приписал… Помню указание НА учесть, что передача будет ЦВЕТНАЯ и явиться надо не в чёрно-белом варианте. Надо сказать, что в 80-ом году эт было непросто. Эффект наших стараний едва не поставил передачу на грань срыва. У нескольких ребят оказались ОДИНАКОВЫЕ ярко-розовые рубашки. Глядючи на нас трудно было удержать смех.
    Кстати, за передачу нам деньги заплатили)) Что-то около 10 рублей, каждому)) Так что могу сказать, что и у меня есть опыт РАБОТЫ на ТВ… Когда спустя шесть лет меня пригласили принять участие в другой передаче о гонораре речи не было…
    Лауреат Наталийской премии, выпускник 1974 Дубасов В

  2. И я хочу описать свои впечатления об участии в одной из таких передач.На репетициях, т.е. трэках студийных все было хорошо — мы договорились, кто и что будет говорить, но когда «пошел» прямой эфир и количество студийного света превратилось в количество «ниагарской» воды, мой голос предательски захрипел, завизжал и забасил трубой иерихонской. Никакая поддержка и улыбка Натальи Алексеевны не смогли изменить мое рычание или фальцет в ответах об особенностях детского творчества )))) Волнение перехватило спазмом детское горлышко и помню, что разговор весь был Н.А. переориентирован на других участников передачи, которые бодро и по-деловому рассказывали про искусство, творчество и практики.
    Про деньги не помню…а вот про ОКЕАН студийного света в огромном пространстве студийного павильона до сих пор не могу забыть. И еще одно удивление после той передачи с Н.А. Я не могла понять, как огромный павильон при помощи света превращался в маленькую комнатку, где сидят участники телевизионной передачи и почему сразу, быстро и сильно «обваливается» на тебя этот большой свет.
    А теперь я думаю о том, что может быть именно вот эти «странности» поведения пространства и света двигали меня к изучению особенностей искусства интерьера?..
    Участие в передаче было в году 1967-68 ?..
    Лауреат Наталийской премии 2012 года.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *