Открываем шампанское?

Следующий текст Натальи Алексеевны вышел в газете «Торговая марка» ровно  11 лет назад: 30 июня 2003 года. Основное содержание: кто поступает, кого принимает,  чему и как учит НА своих учеников  в Детской художественной школе.
Слова НА составляют  большую цитату в статье журналиста Юрия Марта.

Ваш ребенок много рисует? Это нормально. У него получается? Это хорошо. Не очень получается, но он все равно рисует, и ему это нравится? Это неплохо. Но любое «неплохо» можно довести до «хорошо», а любое «хорошо» до…
О том, какая работа проводится с детьми в ДХШ,  рассказывает преподаватель школы Наталья Алексеевна ВАСИЛЬЕВА:

IMG13713

« — В школу к нам дети попадают разными способами: по собственному желанию: «я хочу», «мне нравится рисовать», «где можно научиться?» — это наш контингент. Кого-то приводят родители, потому что сами когда-то рисовали, но у них не сложилось… вот они и ведут своих детей, и иногда это тоже неплохо. Самые сомнительные – те, кого приводят родители потому, что их некуда деть. Они обуза для нас, потому что им не нравится эта работа. Но с другой стороны – здесь лучше, чем на улице.
В школе есть вступительные экзамены: рисунок, живопись, композиция на заданную тему. Но мы принимаем всех, потому что экзамены — не всегда показатель. Экзаменуемые же – маленькие дети, они ведут себя очень смело, им кажется, что они все умеют и все знают, и замечание им сделать нельзя, так как они советы не воспринимают. Поэтому мы принимаем всех, а потом те, кому неинтересно, сами уходят.
Дети в школе изучают следующие дисциплины: рисунок, живопись, композицию, декоративную композицию, историю искусства и лепку. Но даже старательное изучение этих предметов не гарантирует того, что в ребенке обязательно откроется художник. Существует такая поговорка: научить рисовать можно даже лошадь… Ремеслу можно научить кого угодно, а вот истинные качества художника, такие, как чувство цвета… и такая радость от того, что ты этим занимаешься – это от природы, этому научить невозможно.
Как в человеке просыпается художник? Тоже по-разному: один берет бумагу и краски, неожиданно для себя – вот вроде бы никогда дома никто не рисовал, вообще этим не интересовался… И вдруг начинает понимать , и в нем открывается вот эта, как мне кажется, бутылка шампанского… бурление такое… Радость, праздник от того, то оно что-то делает, и у него получается… Другой постепенно, медленно, раскручивается, и к четвертому классу тоже более или менее открывает в себе художественное видение мира… Это зависит скорее от темперамента ребенка.
Занятия в нашей школе идут параллельно с обучением в обычных школах. Дети приходят к нам три раза в неделю и занимаются по четыре часа; это очень сложно, и ребята постепенно постигают, что настоящее искусство – это 99% трудной и утомительной работы, и только 1% — способностей. Но уже с детства эта работа всегда интересна, потому что связана с цветом, с формой, с цветной бумагой.
О технике преподавания могу сказать, что мне нравится их учить по самым высоким образцам и шедеврам изобразительного искусства, по такому рисунку, в котором действительно уже все заложено. Сначала они смотрят на рисунок и ничего не видят. В лучшем случае у них получается рассказ по картинке, вся же техническая сложность от них ускользает. Но они очень быстро схватывают, мы говорим о многом: и о колорите, и о контрастах, о холодном и теплом, и об изобразительной выразительности, которая должна получиться в итоге.
Относительно дальнейшего обучения осознавших свое призвание – это очень сложный вопрос. Раньше, в советское время, мы гордились тем, что у нас был огромный процент учеников, продолжающих после школы получать художественное образование, и чем оно было дольше, тем нам было радостней. А теперь, мы сталкиваемся с тем, что дети видят художников, торгующими своими работами на улице, за гроши их продающих, живущих страшно трудно и не находящих ниши для своего искусства… И родители стремятся дать своим детям с меркантильной точки зрения престижное образование, вопреки явно пробивающемуся и даже ярко сверкающему таланту. А ведь у нас в Кишиневе существуют учебные заведения, где дети могут продолжать шлифовку своего таланта после нашей школы.»

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *