Судьба картин в руках людей

Помещаем статью Юлии Воробьевой в газете «Независимая Молдова» от 2 сентября 2011 года, отнесенную к категории «Публикации о НА».

Статья в газете
 

Дар

Судьба картин в руках людей

Восемнадцать картин кисти известного художника Алексея Васильева и его дочери Натальи Васильевой пополнили фонды картинной галереи имени А.В.Лосева в городе Бендеры. Этот редкий по щедрости дар преподнес городу сын и брат художников — московский ученый Ярослав Васильев. 

Ярослав Алексеевич Васильев.

Около пятисот книг и альбомов по искусству из семейной библиотеки также переданы им тираспольской детской художественной школе имени А.Ф.Фойницкого.

Два закономерных вопроса возникают при знакомстве с этим фактом: почему именно эти учреждения культуры избраны для акции дарения и почему Ярослав Алексеевич предпочел подарить дорогостоящие картины и книги, а не оставить их себе или продать, как поступили бы на его месте многие?

Ответ Васильева-младшего в первый момент ошеломляет: — Я посоветовался с отцом и сестрой. — Как?

Алексей Васильев. Воспоминания о долине Гизе (Египет).

— Мысленно, конечно. Я думал о том, что должен распорядиться их творческим наследием так, как распорядились бы они сами. Такой выбор Ярослава Васильева вполне обоснован. В ситуации существуют некоторые нюансы, которые открылись в канун нового учебного года на торжествах по поводу 40- летия галереи имени А.В.Лосева и 125-летия со дня рождения художника, почетного гражданина города Тирасполя А.Ф.Фойницкого — творческого патрона одной из первых детских художественных школ в Молдове, открывшейся в 1959 году.

Картинная галерея приняла дар в присутствии многочисленных гостей. Были подписаны юридические документы. Директор галереи Наталья Владимировна Егорова и Ярослав Васильев обменялись подписями и дружеским рукопожатием.

Алексей Васильев. Сенегальские модницы

Затем присутсвующим была предоставлена возможность ознакомиться с подаренными живописными произведениями искусства. Ими оказались пейзажи — разные по стилю и содержанию. Картины отца: каждый мазок — неповторимый кусочек жизни. Так пишут только большие художники. Картины дочери: мощные, крупные формы, заставляющие почувствовать величие земли. Первый директор галереи А.Лосев и первый председатель Союза художников Молдовы А.Васильев нередко соприкасались по работе. Сохранилось письмо Лосева к Васильеву, которое хранится теперь в архивах музея. — И отец, и сестра с большим уважением говорили об этой картинной галерее, ее хранителях и той ауре настоящего храма искусства, которую ощущает каждый переступающий порог этого учреждения. — говорит Ярослав Алексеевич. — Но важнее всего то, что концепция этой художественной коллекции позволила принять вместе работы и отца, и сестры. Теперь они не канут в неизвестность, упрятанные в разрозненном виде в закрытых частных коллекциях, а будут работать, включаться в каталоги, участвовать в выставках, олицетворять собой историю.

Наталья Васильева. Крепость.

Это о картинах. Понять ситуацию с книгами сложнее. Ведь Наталья Алексеевна почти пятьдесят лет проработала в кишиневской художественной школе имени А.Щусева. Подготовила к дальнейшему образованию более трехсот будущих профессиональных художников, архитекторов, искусствоведов, дизайнеров. Логично было бы, чтобы книгами любимого педагога продолжали пользоваться в стенах ее школы… Увы, в этом учебном заведении со славными традициями не оказалось условий для хранения такого большого объема книг. Библиотека практически отсутствует. А новое здание детской художественной школы имени А.Ф.Фойницкого и помещение самой библиотеки выгодно контрастируют с кишиневским.

Вдобавок ко всему в архивах Алесея Васильева было обнаружено несколько брошюр Фойницкого, а в библиотеке самого Фойницкого — монография Васильева, что говорит о взаимном интересе художников друг к другу.

Наталья Васильева. Северный богатырь.

Лет двадцать назад бизнесмен из Флоренции привез в крупное местное предприятие «Молдавизолит» сувенир величиной в человеческий рост — копию «Давида» Микельанджело. Пока времена и люди менялись, беломраморный эталон человеческой красоты был упрятан подальше от любопытных глаз. Вспомнили о нем в 2003 году, когда художественная школа, ютившаяся то там, то здесь, семнадцать раз переезжавшая с места на место, отпраздновала, наконец, новоселье в собственном здании. Во внутренних стенах этого двухэтажного дворца архитекторы предусмотрели открытые округлые ниши для скульптурных работ. В одной из них и стоит теперь копия гениального итальянца, которую завод передал юным ваятелям и художникам в качестве учебного пособия.

— Мы его моем только детским мылом, чтобы химия не повредила мрамор, — обронил кто-то из администрации школы во время празднования. Эта незначительная деталь очень емко говорит о самом главном и бесценном качестве тех людей, которые работают здесь. Речь идет о способности и желании сохранить то достояние, которое передано им, и которое они со временем передадут младшим поколениям. Более сорока лет в этой школе работали выпускники Кишиневского художественного училища имени И.Е.Репина, директором которой, в начале шестидесятых годов, был Алексей Васильев. Неудивительно, что здесь был создан романтический дух творчества. Достаточно сказать, что проект нынешнего здания школы бесплатно разработали ученики этой школы. Эмилия Ивановна Руденко, которая несколько десятилетий возглавляла это учебное заведение, рассказывает:

— Незадолго до своей смерти Александр Федорович Фойницкий сказал мне: «Построй в своей жизни школу». Конечно, замечательный художник имел в виду не только здание». Возвращаясь к дарению Алексея Васильева, книгам и картинам отца и дочери Васильевых, отметим, что эта семья сделала достойный вклад в ту художественную школу, ареал влияния которой распространяется далеко за пределы нашей республики. Ученики Алексея Александровича Васильева и Натальи Алексеевны Васильевой создали и продолжают создавать культурные ценности во многих странах мира.

Юлия ВОРОБЬЕВА.

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *