Архив рубрики: Фантазия и игра

Проводы Оли Климовой или безграничная фантазия Натальи Алексеевны

Елена Лен Пренякова
Елена Лен (Преснякова)
Милан,  Италия
Лауреат Наталийской премии

Проводы Оли Климовой

У Оли Климовой день рождения в конце сентября. Наталья Алексеевна уже в первых числах этого осеннего месяца позвала нас тихо в уголок и спросила: « Девочки, милые, придумайте как Оле отпраздновать день рождения, ведь она скоро уезжает так далеко!»

Читать далее Проводы Оли Климовой или безграничная фантазия Натальи Алексеевны

Уникальная техника в изобразительном искусстве

От сайта НА.   Наталья Алексекевна Васильева периодически устраивала у себя в классе выставки учеников со всеми необходимыми атрибутами:  общим информационным  бюллетенем, книгой отзывов и.т.п.   С выставками знакомились ученики других классов, родственники и знакомые авторов..
Участники выставки — группа талантливых девочек, оставшихся в ДХШ у Натальи Алексеевны   после окончания школы (5-й год) и поразившие всех тем, что через 10 лет, находясь в различных странах, встретились и посвятили встречу своему педагогу (см. «Ашатан«). К сожалению, удалось найти  только одну выставочную работу. Зато сохранились комментарии авторов к своим произведениям.
Техника увеличения объема в акварельных работах.
Смотрите также «10 лет выставке «АШАТАН«,

Выставка НА
Наталья Алексеевна Васильева

ПЕРЕД ВАМИ ВЫСТАВКА РАБОТ УЧЕНИКОВ

Читать далее Уникальная техника в изобразительном искусстве

Как Наталья Васильева оставила на второй год весь класс

Из письма  брату.
Письмо Наташи Васильевой брату 1«Мои ребята 3-го класса отказались идти в 4-й, т.к. во второй смене у меня его нет. Они все остались на второй год у меня в 3-ем классе.  
Первоклассники обещают быть интересными. Намечаются несколько индивидуальностей«.  Читать далее Как Наталья Васильева оставила на второй год весь класс

НА о школе, об отце, о добре и зле.

Приводим выписки из дневников Натальи Алексеевны. В них она касается многих важных тем: школы, педагогического процесса, отношения к творчеству, о добре и зле, о своем воспитании… Некоторые фразы строятся вопросом и остаются как-бы без ответа. Вопросы риторические. НА знала ответы, ибо ответом была вся ее педагогическая практика.

Состояние творчества — одно из самых высших человеческих состояний, самых напряженных и самых счастливых.  Но как этому состоянию научить детей?

Я задаю себе вопрос: почему детей приходиться заставлять учиться?  В них  же заложен природой огромный заряд любопытства. Но чтобы его реализовать ему должно быть интересно.  Читать далее НА о школе, об отце, о добре и зле.

Подарок ученикам

Письмо брату. Рядовое послание -последние новости, бытовые вопросы.
Нет, не совсем рядовое. Написано письмо в июне 1984 года — оно юбилейное, ему 30 лет.
О работе:  «Сейчас сижу заполняю многочисленные ведомости отметками своих учеников — надоело ужасно».
Без  учеников скучает: «Скоро должна приехать Таня Тафтунова — будет повеселее».
И всегда думает о них.  Читать далее Подарок ученикам

Фантазия и игра. Сценарий ТВ-передачи.

Сценарий точно соответствует названию цикла «Давайте фантазировать»  и полностью подтверждает концепцию преподавания Натальи Алексеевны, которая  укладывается в простую формулу: фантазия (воображение) + игра = учеба (воспитание).
Как во многих других передачах, действующими лицами выступают  ученики НА.  Их не так много:  Жетта Амброс, Лиля Амброс или Лиля Леонтьева, Денис Рейфман, Аурика Олареску…  — ученики четвертого выпуска НА (1978-1982).

“Давайте фантазировать”  Читать далее Фантазия и игра. Сценарий ТВ-передачи.

Каким образом можно делать людям приятное

Следующий телевизионный сценарий НА  посвящен теме:  «учиться делать добро».  Передача молдавского телевидения из цикла «Художник»  прошла в начале 1970-х годов. В ней принимали участие две ученицы Натальи Алексеевны из ее первого выпуска:  Лена Смирнова и Лена Жигня.   Упоминается еще один ученик Миша Шевелькин.

Читать далее Каким образом можно делать людям приятное

Педагогические мелочи или бриллиантики в короне?

Человек состоит из воды на 60 — 80 процентов. Сложнейший «думающий» организм, а простейшей воды — облейся. Уберите хоть часть воды и уже человек — не человек. В педагогическом процессе тоже есть огромное число простых функций (воды) и от того, как педагог к ним относится, зависит восприятие ребенком общей картины обучения. В глазах ученика она может быть яркой и образной, а может тусклой и скучной.

Или по другому. У французов есть поговорка: «Дьявол скрывается в деталях». Именно от деталей зависит, будет ли работа сделана хорошо или плохо.  Как у Жванецкого, когда он говорит о производстве наших  медицинских препаратов по сравнению с качественными аналогами: «общим видом овладели, теперь подробности не надо пропускать».
Нам кажется, что Наталья Алексеевна в совершенстве владела магией «деталей», которые сейчас выглядят не столько «дьяволятами», сколько бриллиантиками в ее системе преподавания.
Представляем несколько «простых бумажек», найденных в архиве НА.

Непримечательный конверт с адресом ученика В. Германа. Он был запечатанным. По каким-то причинам НА его не отправила.
В нем в пол формата лист бумаги.

Наталья Алексеевна об учениках и родителях.

В этот день, но в 1989 году.
 
Уже не первый раз, выкладывая письма НА, сталкиваемся с тем, что часть письма посвящена родителям, а часть — ученикам. Наталья Алексеевна так и жила — в двух измерениях. Одно направлено в будущее — работа, ученики- другое в прошлое — память об ушедших родителях.
Обращает на себя одна фраза об учениках в конце письма. Она раскрывает многое в педагогической системе Натальи Алексеевны. 
Слова о родителях тоже многое говорят о характере и натуре НА.

Читать далее Наталья Алексеевна об учениках и родителях.

Письмо учителя своим ученикам, переписка учеников с учителем

Нижеприводимое письмо помечено 15 сентября 1985 года. Сегодня ему исполнилось 28 лет. Адресовано Наталье Алексеевне Васильевой. Пишут из села Бутучаны, Рыбницкого района, колхоза «Молодая гвардия» студенты (из студенческого лагеря) Шевченко, Мальцев, Булат. (Между прочим, Будучаны — родина выдающегося молдавского художника-графика Богдеско Ильи Трофимовича). Кто эти студенты?
письмо ученику от учителя

Читать далее Письмо учителя своим ученикам, переписка учеников с учителем