Архив рубрики: Фантазия и игра

НА о школе, об отце, о добре и зле.

Приводим выписки из дневников Натальи Алексеевны. В них она касается многих важных тем: школы, педагогического процесса, отношения к творчеству, о добре и зле, о своем воспитании… Некоторые фразы строятся вопросом и остаются как-бы без ответа. Вопросы риторические. НА знала ответы, ибо ответом была вся ее педагогическая практика.

Состояние творчества — одно из самых высших человеческих состояний, самых напряженных и самых счастливых.  Но как этому состоянию научить детей?

Я задаю себе вопрос: почему детей приходиться заставлять учиться?  В них  же заложен природой огромный заряд любопытства. Но чтобы его реализовать ему должно быть интересно.  Читать далее НА о школе, об отце, о добре и зле.

Подарок ученикам

Письмо брату. Рядовое послание -последние новости, бытовые вопросы.
Нет, не совсем рядовое. Написано письмо в июне 1984 года — оно юбилейное, ему 30 лет.
О работе:  «Сейчас сижу заполняю многочисленные ведомости отметками своих учеников — надоело ужасно».
Без  учеников скучает: «Скоро должна приехать Таня Тафтунова — будет повеселее».
И всегда думает о них.  Читать далее Подарок ученикам

Фантазия и игра. Сценарий ТВ-передачи.

Сценарий точно соответствует названию цикла «Давайте фантазировать»  и полностью подтверждает концепцию преподавания Натальи Алексеевны, которая  укладывается в простую формулу: фантазия (воображение) + игра = учеба (воспитание).
Как во многих других передачах, действующими лицами выступают  ученики НА.  Их не так много:  Жетта Амброс, Лиля Амброс или Лиля Леонтьева, Денис Рейфман, Аурика Олареску…  — ученики четвертого выпуска НА (1978-1982).

“Давайте фантазировать”  Читать далее Фантазия и игра. Сценарий ТВ-передачи.

Каким образом можно делать людям приятное

Следующий телевизионный сценарий НА  посвящен теме:  «учиться делать добро».  Передача молдавского телевидения из цикла «Художник»  прошла в начале 1970-х годов. В ней принимали участие две ученицы Натальи Алексеевны из ее первого выпуска:  Лена Смирнова и Лена Жигня.   Упоминается еще один ученик Миша Шевелькин.

Читать далее Каким образом можно делать людям приятное

Наталья Алексеевна об учениках и родителях.

В этот день, но в 1989 году.
 
Уже не первый раз, выкладывая письма НА, сталкиваемся с тем, что часть письма посвящена родителям, а часть — ученикам. Наталья Алексеевна так и жила — в двух измерениях. Одно направлено в будущее — работа, ученики- другое в прошлое — память об ушедших родителях.
Обращает на себя одна фраза об учениках в конце письма. Она раскрывает многое в педагогической системе Натальи Алексеевны. 
Слова о родителях тоже многое говорят о характере и натуре НА.

Читать далее Наталья Алексеевна об учениках и родителях.

Письмо учителя своим ученикам, переписка учеников с учителем

Нижеприводимое письмо помечено 15 сентября 1985 года. Сегодня ему исполнилось 28 лет. Адресовано Наталье Алексеевне Васильевой. Пишут из села Бутучаны, Рыбницкого района, колхоза «Молодая гвардия» студенты (из студенческого лагеря) Шевченко, Мальцев, Булат. (Между прочим, Будучаны — родина выдающегося молдавского художника-графика Богдеско Ильи Трофимовича). Кто эти студенты?
письмо ученику от учителя

Читать далее Письмо учителя своим ученикам, переписка учеников с учителем

Воспитание радостью

Еще одна методическая работа Натальи Алексеевны. Формально она называется «Декоративная композиция в ДХШ». В скобках НА пишет «Воспитание радостью».
«Воспитание радостью» — хорошо звучит, но подходит больше не к подзаголовку отдельной методической работы, а к определению всей педагогической деятельности Натальи Алексеевны Васильевой. 
Титульный лист рукописи Н. Васильевой «Декоративная композиция в ДХШ» (Воспитание радостью).

Игра воображения и композиция

Продолжаем печатать методические работы педагога Натальи Алексеевны Васильевой. Сравнительно недавно была опубликована работа «Формирование творческих навыков…«.
Сегодня  выкладывается методическая работа НА «Игра воображения и композиция». Наталья Алексеевна начала работать над этой темой в 1988 году, а завершила в 2001.
Далее идет непосредственно текст НА. Его сопровождают картины японского художника Хокусайя, которые послужили образцом к одной из тем композиции.

ИГРА ВООБРАЖЕНИЯ И КОМПОЗИЦИЯ

Учитель тот, кто не сковывает, а освобождает, не комкает, а формирует,  не диктует, а учит, не требует, а спрашивает.
Януш Корчак

Читать далее Игра воображения и композиция

Оформление книги — методическая работа Натальи Алексеевны

На сайте уже говорилось о методике преподавания Натальи Алексеевны. См здесь и здесь. В строгом смысле упомянутые сообщения касались не столько методики, сколько принципов подхода к педагогическому процессу. По нашему мнению их три. 1. Любить свою работу и своих учеников (любовь). 2.  Уходить от шаблона (фантазия). 3. Превращать учебу в игру (игра).  Мнение самой Натальи Алексеевны о педагогическом процессе можно судить по эпиграфам, которые она вводила в свои методические работы. В частности,  она полностью разделяла мнение великого детского воспитателя Януша Корчака: «Учитель тот, кто не сковывает, а освобождает,  не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает.» Читать далее Оформление книги — методическая работа Натальи Алексеевны

Находка

Наталья Алексеевна бережно относилась ко всему, что появлялось у нее в доме от ее учеников. Многое она расставляла по полкам на самых видных местах квартиры, но многое хранила в папках и широко было «разбросано» по шкафам и ящикам. В одном из ящиков была обнаружена следующая работа ее ученика.

Читать далее Находка