Архив рубрики: Фантазия и игра

Воспитание радостью

Еще одна методическая работа Натальи Алексеевны. Формально она называется «Декоративная композиция в ДХШ». В скобках НА пишет «Воспитание радостью».
«Воспитание радостью» — хорошо звучит, но подходит больше не к подзаголовку отдельной методической работы, а к определению всей педагогической деятельности Натальи Алексеевны Васильевой. 
Титульный лист рукописи Н. Васильевой «Декоративная композиция в ДХШ» (Воспитание радостью).

Игра воображения и композиция

Продолжаем печатать методические работы педагога Натальи Алексеевны Васильевой. Сравнительно недавно была опубликована работа «Формирование творческих навыков…«.
Сегодня  выкладывается методическая работа НА «Игра воображения и композиция». Наталья Алексеевна начала работать над этой темой в 1988 году, а завершила в 2001.
Далее идет непосредственно текст НА. Его сопровождают картины японского художника Хокусайя, которые послужили образцом к одной из тем композиции.

ИГРА ВООБРАЖЕНИЯ И КОМПОЗИЦИЯ

Учитель тот, кто не сковывает, а освобождает, не комкает, а формирует,  не диктует, а учит, не требует, а спрашивает.
Януш Корчак

Читать далее Игра воображения и композиция

Оформление книги — методическая работа Натальи Алексеевны

На сайте уже говорилось о методике преподавания Натальи Алексеевны. См здесь и здесь. В строгом смысле упомянутые сообщения касались не столько методики, сколько принципов подхода к педагогическому процессу. По нашему мнению их три. 1. Любить свою работу и своих учеников (любовь). 2.  Уходить от шаблона (фантазия). 3. Превращать учебу в игру (игра).  Мнение самой Натальи Алексеевны о педагогическом процессе можно судить по эпиграфам, которые она вводила в свои методические работы. В частности,  она полностью разделяла мнение великого детского воспитателя Януша Корчака: «Учитель тот, кто не сковывает, а освобождает,  не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает.» Читать далее Оформление книги — методическая работа Натальи Алексеевны

Находка

Наталья Алексеевна бережно относилась ко всему, что появлялось у нее в доме от ее учеников. Многое она расставляла по полкам на самых видных местах квартиры, но многое хранила в папках и широко было «разбросано» по шкафам и ящикам. В одном из ящиков была обнаружена следующая работа ее ученика.

Читать далее Находка

Дарить детям радость.

Часто спрашивают о методике преподавания Натальи Алексеевны.  Нижеследуемая статья, в какой-то степени, отвечает на этот вопрос.
«Вечерний Кишинев»,  5 ноября 1984 года. 
Лариса Курдова
Д А Р И Т Ь     Д Е Т Я М        Р А Д О С Т Ь
              Со дня основания  Кишиневской детской художественной школы работает в ней замечательный педагог Наталья Алексеевна Васильева. Ее первые уроки: знакомство с учениками, с их рисунками. На них такие чистые краски: зеленые — яркие, как первая трава, красные — звонкие. И такие непосредственные детские композиции.
               Как научить ребят трудиться с радостью,интересом? Как научить их в будничном видеть необычайное? Не приземлять их  восторженное  удивление, сохранить праздничность их ощущений? Ответы на эти вопросы пришли не сразу.
Оказалось, что секрет интереса к учебе не в занимательно-развлекательных  уроках, а в успехах детей, в ощущении этих успехов самими ребятами. Вчера еще не знал, не умел, не понимал этого. а сегодня — понял, сумел. Вот  где радость.
             Очень важно, — говорит Наталья Алексеевна, — развивать в каждом ученике то, в чем он может превзойти других ребят.  Обращая на это внимание самого ребенка, хвалить его и тем самым побуждать в нем интерес к  дальнейшему совершенствованию.
               Отправляясь с ребятами в походы: в лес, в поле, она учит своих учеников радоваться и удивляться таинственности  закатного неба, запаху полыни и разогретой солнцем  хвои, раскрывает  перед ними красоту окружающей  природы.  И всюду — уроки мысли, постоянный обмен знаниями, интересные и содержательные разговоры.  Наталья Алексеевна говорит  своим ученикам  о жизни во всех ее проявлениях, о добре и зле, чести, бесчестии, лжи и правде.
                Удивительно быстро и деликатно входит  Н.А. Васильева  в круг жизни своих учеников. Как добрый товарищ  говорит о простых  и вечных вещах. Она много фантазирует, чтобы дать толчок развитию детской фантазии. Вот она с ребятами в районе Скулянки, где некогда  бывал герой повести А.С.Пушкина  Кирджали. Ищут клад, зарытый  им полтора века тому назад. Клад, конечно, не нашли, но поиски оказались не совсем  безрезультатными: ребята откопали старинный кувшин,конечно, не с разбойничьими  галбенами, но сам факт находки далеко не безынтересен…
              А какой простор для развития  детского воображения в таком, к примеру, задании. Применив минимальное количество  средств, из картона, бумаги сделать какого-нибудь зверя, выделив при этом основной  определяющий признак, по которому эта зверушка  была бы  моментально узнана. Оценивая такие работы, Наталья Алексеевна часто завышает  достижения и способности  отдельных учеников, чтобы заставить ребенка поверить в свои силы.
           Предвкушая  радость встречи со своими учениками в новом учебном году, Н.А.Васильева к 1 сентября сделала в форме  дружеского шаржа большую, во всю длину классной комнаты, газету, где каждый из ребят узнал себя, вспомнил  многие интересные эпизоды школьной жизни. Здесь же, на газете, прикреплен и подарок ко дню рождения одной из учениц — с любовью сделанная брошь из керамики.
           Сколько фантазии, выдумки, изобретательности в этом необычном подарке ученице. И все для того, чтобы пробудить  в детях праздничность ощущений, подарить им радость.  Дарить детям радость — основное кредо Н.А.Васильевой. Радость встречи с прекрасным, радость новых открытий  и свершений.
            Родство определяется не только кровью, но и духовной близостью. Ученики Натальи Алексеевны остаются близкими ей на всю жизнь.  Из разных концов страны приходят к ней письма от ее воспитанников.
            Дом  Н.А.Васильевой — это и их дом, к которому они прикипели душой, с которым  сроднились. Здесь их всегда поймут, дадут добрый совет, отогреют душу. Многие из учеников  избрали себе творческие профессии — стали художниками,скульпторами, архитекторами. Кем будут ее теперишние подопечные? Об этом она узнает завтра. А пока  на обычном  школьном уроке она учит своих учеников познавать мир во всей его красоте.
«Вечерний Кишинев»,  5 ноября 1984 года                                                                                       Л.Курдова

Наталийский огонь

В. Дубасов (вып 1974) Кстати, может кто помнит про НАТАЛИЙСКИЕ игры? По-моему это Сашкина (Пискарева) придумка, он хотел проводить их, как и олимпийские, раз в четыре года. Зы, это кратно нашим выпускам (из художки)))

Т. Тафтунова (вып 1970) Володя, а что такое Наталийские игры? Я о них ничего не слыхала, существовали ли они, или это только идея и в чем ее смысл?

Выше — комментарии к заметке Татьяны Тафтуновой «О милосердии». К сожалению, диалог и разъяснения не последовали. 

Помещаем статью, вышедшую к 25-летию Детской Художественной школы им. Щусева г.Кишинева 19 августа 1984 года в «Московских новостях», которая так и называется «Наталийский огонь».

» НАТАЛИЙСКИЙ   ОГОНЬ»

     Кишиневская детская художественная школа имени  Щусева в нынешнем году празднует свое 25-летие.
Для педагога Наталии Васильевой это еще и личный юбилей — она работает здесь со дня основания школы.
За четыре года мальчики и девочки проходят в стенах школы  основательный  курс рисунка, живописи, композиции и истории  искусств. И хоть педагоги не ставят целью готовить профессионалов, но немало гордятся  тем, что половина выпускников выбирает творческие профессии. Ребята, которые учились в классе  Н.Васильевой, почти все стали художниками, графиками, оформителями, архитекторами. Читать далее Наталийский огонь

Учитель и ученики пишут письмо директору

 

И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану.  1880г.
Аналогия между письмом НА и учеников и знаменитой картиной Репина только в том, что писались они в приподнятом настроении и с повышенным чувством юмора.
А история письма такова.

Читать далее Учитель и ученики пишут письмо директору

Резолюция НА на приказе директора школы

Приказ гласит (мы приводим приказ со всеми стилистическими и грамматическими погрешностями):

.

«За организацию нескольких выставок учащихся V класса, а так же за нестандартный подход к экспозиции,    формальному  решению композиции листа, а так же за различные поиски в технике акварели и гуаши  преподавателю Васильевой Н.А., а так же ученикам V класса школы объявить благодарность от лица администрации школы им. А.В. Щусева.»

Читать далее Резолюция НА на приказе директора школы