Архив рубрики: Н. Васильева

Виньетка. Год 1959.

В жизни каждого человека есть особые даты…
В жизни Натальи Алексеевны такой датой являлся 1959 год. Сразу три события произошли в году, которые, можно считать, ключевыми в ее жизни.
Первое — она закончила РХУ (Республиканское художественное училище), получив законченное среднее специальное образование.
Второе — впервые в жизни поступила на работу. Поступила на работу  в ДХШ (Детская художественная школа) им. Щусева. Когда НА поступала на работу в ДХШ, она не знала еще, что эта работа станет единственной в ее жизни.
Третье — семья Васильевых переехала на улицу Пушкина в дом 35. Этот дом стал местом паломничества всех учеников всех поколений.
Дом по ул. Пушкина 35, в котором жила Наталья Алексеевна.
Дом по ул. Штефана Великого (Alecsandra chel Bun), в котором работала Наталья Алексеевна.

Читать далее Виньетка. Год 1959.

Уроки НА

Татьяна Тафтунова
Санкт-Петербург, Россия

Я думаю, что все. кто бывал в квартире НА, помнят в гостиной. слева от двери «горку»-витрину с диковинными предметами, привезенными Алексеем Александровичем  из разных стран мира, подарками.
Сколько здесь интересного, красивого. особенно для маленьких учеников 70 годов!
 
Но я хочу рассказать о необычных бусах из этой витрины.
Как- то НА достала их из витрины и дала мне их рассмотреть. Что за материал, как они сделаны? Казалось, что мелкие не повторяющиеся головки вырезаны из маленьких кусочков дерева. Поражала тончайшая проработка черт лиц, таких разных, таких неповторимых. Их так много на связке, как долго работал мастер над ними?
Но я очень ошиблась с материалом, все головки сделаны из хлеба(!), но цвет, твердость. Как это возможно?
Этим бусам много лет, сделаны они из черного хлеба и в тюрьме. Такой не очень вкусный, клейкий хлеб оказался в чьих-то руках потрясающим материалом.
Неизвестно, это портреты братьев по несчастью или вымышленные персонажи, но автор вложил столько
чувства, столько души в каждый образ.
Неизвестно, сколько времени потратил мастер на эту работу: месяцы, годы, что он думал, о ком вспоминал.
 
Но точно понимаешь, что талантливый человек найдет возможность преобразить мир вокруг себя, даже находясь в камере тюрьмы, не имея практически ничего. Кусочки хлеба, которые можно было съесть, превратились одухотворенные предметы.
Вот такая история из детства, запомнившаяся мне на всю жизнь.  
 
P.S. В продолжение темы ( в стиле НА) хочу сделать подарки:
 
Кто не знаком, не видел-  вышивки матери Марии (Е. Ю. Кузьминой-Караваевой), сделанные в концлагере Равенсбрюк. Есть книга, посвященная ее вышивкам, есть сайт. Это потрясающие работы.
Мать Мария причислена к лику святых Русской зарубежной церковью.
 
Кто не видел фильм Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна». 1997. Фильм получил 3 премии «Оскара», Гран-При
Каннского фестиваля, 40 международных премий. Фильм основан на реальной истории, трогательный,
невероятный, целомудренный, с юмором, тонкий. О концлагере, о семье, о том, что может сделать любовь
и душевный талант человека в самых ужасных условиях. Очень советую посмотреть.       
           

Подарки НА

Татьяна Тафтунова
Санкт-петербург, Россия

Наталья Алексеевна принимала от учеников только самодельные подарки, всегда находила им место в доме, гордилась ими и показывала всех гостям.
Но я хочу рассказать о подарках НА, которые делала своим ученикам (и не только).
Подарки НА были всегда необычные.
Например, мне Наталья Алексеевна подарила встречу с Мастером.
Я много слышала от нее рассказов о Сергее Семеновиче Чоколове, видела фотографии его работ. Сейчас трудно отделить свое восхищение этим фантастическим неординарным миром керамики Чоколова от ее восхищенного взгляда на его творчество, на его жизнь. Что было первично, не помню, но точно то, что этот мир был первым подарком НА.
И вот, однажды, последние годы жизни Сергея Семеновича, когда он уже был серьезно болен, не мог ходить, забыт своими близкими, НА отправляет меня к Чоколову домой ( как мне вспоминается, чтобы я отнесла какую-то еду). 
Подхожу к небольшому домику, каких много в центре Кишинева. Дверь незаперта. Вхожу и вижу в центре комнаты на кушетке полулежит Сергей Семенович, рядом какой-то столик. На нем плитка, видимо одновременно служит и для подогрева пищи и для обогрева: в комнате достаточно холодно.
 
 
 

Кажется мне это, или, действительно, я видела на этом столике глину и начатую работу. Вокруг полумрак и полное запустение. Нет ничего, чтобы напоминало уют, дом знаменитого художника и заботу об очень больном человеке.
Говорю, что пришла от НА проведать его. Он разрешает мне посмотреть работы.

Подхожу к полкам и происходит чудо. Я забываю, что о нищете и убогости комнаты.
Невиданные растения появляются справа, слева, сверху, снизу, среди них выглядывают фантастические звери. Кувшины и сосуды необычной формы, размера. Их поверхность частично задымленная, частично всех оттенков обожженной глины поражает своей фактурой.
Несколько привыкнув к полумраку, замечаю, расставленные на полу во всех углах комнаты, сооружения. Передо мной возникают сказочные замки и башни, некоторые почти с меня ростом.
Никогда ничего похожего я не видела. Это трудно назвать керамикой, это ожившая скульптура. Это видения и миражи, воплощенные в глине. Потом в институте, увидев на лекциях по истории искусств архитектуру Гауди, нашла сходство у этих мастеров. Но оба они стоят особняком в мире искусства.

Прошло много лет, я побывала на многих выставках во многих странах, но думаю, что и сейчас керамика этого Мастера была бы украшением любого музея, выставки. Время не властно над настоящим.

Через какое-то время НА рассказала мне, что все работы исчезли из квартиры: дверь-то не закрывалась.
Умер Сергей Семенович в одиночестве. Близкие забыли о нем, потеряна могила.
А НА не забыла, написала книгу о нем, собрала все возможные материалы, фотографии, завершила
красиво и достойно путь этого художника.
Ушел Чоколов, ушла Наталья Алексеевна, но пока жива память о человеке, жив и человек.

А я получила еще один подарок и урок: восхищение — это незаметно помогать в жизни и после.

Детство. Пушкина, 35. Васильева Н. А.

Татьяна Тафтунова
Санкт-Петербург, Россия

Я давно, давно не бывала в Кишиневе и, наконец, в этом году собралась в поездку. Хотела очень повидать Наталью Алексеевну, в размышлениях о нашей с ней встрече, наткнулась в интернете на статью «Милая, родная, любимая» и испытала шок. Все, последняя ниточка, связывающая меня с этим городом оборвалась.
Даже в потоке житейской суеты, даже в мороз неразрешимых проблем, где-то в глубине души есть такой уголок из детства, уютный и залитый солнцем — Пушкина 35 и здесь живет Волшебница, куда можно было всегда заглянуть и согреться. 
Идешь по центральной улице, поворот на ул.Пушкина, переход. Быстро пробегаешь парк, и вот тот самый двор, поворот направо, потом налево, пересекаешь двор и нужная парадная. Быстро поднимаешься на последний этаж, налево дверь. Звонок. Дверь приоткрывается и появляются радостные, чуть с лукавинкой глаза в ореоле пушистых, золотистых кудряшек. Тебя ждут, тебе рады, но розыгрыши и сюрпризы могут начаться сразу, а может быть и чуть позже. Нужно быть готовой, но и ты всегда готовишься к Встрече. 
Здесь никогда не будет тоскливо, скучно.
Здесь красиво, необычно, здесь уютно, интересно, весело, вкусно. Всегда.
Здесь живут картины, книги: толстые и очень серьезные,тонкие, альбомы с прекрасными репродукциями, интересные вещи из разных, разных стран мира, цветы живые и сухие, красивые самобытные ковры, много-много ложек, мольберты, красивая посуда, рукописи.
Вдруг появляется Фея, мама Волшебницы, быстро проходит на кухню и возвращается с блюдом угощения. Все сказочно. Это или необыкновенная, ароматная икра из баклажан (помните: «синеньких»!) , или 1000 маленьких бутербродиков со всякими молдавскими вкусностями, такими разными , такими красивыми, или длинные тонкие стручки зеленой фасоли в ореховом соусе, или…или… Глаза разбегаются, все необычно, все вкусно , вкусно. На круглом столике лежат фрукты, нет, это натюрморты из фруктов, цвет, запах. Живопись, но все можно есть.
Золотистый чай в чашках, каждый выбирает чашку сам по цвету, форме, настроению. Они все специально разные. Необыкновенные.
И начинаются разговоры, истории. Всегда интересные, занимательные и для детей и для взрослых. Много смешных. Всегда умные. Про искусство, про художников, про жизнь. И ты тоже рассказываешь свои истории и тебя слушают, тобой восхищаются, потому что сюда приходят только все талантливые, очень, очень, необыкновенные и разные. Сквозь годы трудно вспомнить точно темы, слова, но тихая музыка этих бесед и сейчас звучит в душе.
Если праздник, то тогда уже начинаются чудеса. От порога тебя проводят с завязанными глазами по лабиринтам, пригоркам, пещерам, ты можешь попасть под водопад ( настоящий, но небольшой, так что ты не очень мокрый, а так, слегка обалдевший). Скатерть может расстелиться на полу, появляется картошка, хрустящие огурчики, помидоры, хлеб, краски, корзинка яиц, их будут расписывать все. Шум. шутки, а потом фотографирование в костюмах на память.
И ты идешь домой, унося в своем маленьком детском сердечке праздник жизни, который всегда с тобой. И ты ни минуты не сомневаешься, что так будет всегда.
Сколько же было заложено таланта, любви, тепла, доброжелательности, мудрости, фантазии, юмора, света в нашей Волшебнице. Она прикасалась своей волшебной палочкой к ученику и начинались превращения.
Всем нам, ученикам, таким разным, одинаково повезло в жизни, мы встретили Учителя.
Такой дар нельзя забыть, нельзя потерять, можно только стараться быть достойным его.

Старшим ученикам ( из первых выпусков) повезло особенно, мы застали
и Алексея Александровича и Татьяну Анатольевну, без них история Волшебницы и Учителя была бы неполной. И еще там, в Москве, жил Ярослав, брат Волшебницы, очень умный ученый, мы всегда знали о нем, потому что как же Волшебнице не иметь ученого брата.
И все они — Васильевы.

Каждому ученику Волшебницы в жизни светит волшебный фонарик из детства, у каждого свои дары, и если все ученики зажгут от этого фонарика свои волшебные фонарики, мир света будет огромен.

 
 

Последние яркие моменты

Олеся Ковальчук
Кишинев, Молдова

1 ‎июня ‎2007 ‎г. После окончания практики пришли всей семьей узнать результаты и сердечно поблагодарить Наталью Алексеевну, за её труд и вложенное в нас старание, добиться отличных результатов.

92088070-001

05790265-001

24842460-001

33843421-001

88016854-001

Черный квадрат

Одна из записей рубрики «Возвышенные отношения»заканчивалась словами «Когда было найдено  фото Морозова, еще никто не знал, что для ответа на поставленный вопрос (кто он такой?), необходимо будет найти  «черный квадрат».   

Черным квадратом оказался пакет фотографий. На нем написано  «Наташеньке В.»

В пакете оказались фотографии, опубликованные в последней записи данной рубрики, т.е. фотографии «Наташеньки», сделанные Александром Морозовым. 
Никакой новой информации нельзя было извлечь, если бы не две фотографии, вложенные, очевидно, НА и, выпадавшие из общей картины. Вот они.





На этих фотографиях были узнаны: естественно НА и на переднем плане художник Петрик Михаил Петрович. Михаил Петрович был классным руководителем курса студентов РХУ ( кишиневского художественного училища), на котором училась Наталья Алексеевна.
Коль фотографии НА от Александра Морозова и фото летней практики студентов училища оказались в одном пакете, то последнего нужно было искать среди лиц, присутствующих на, вложенных Наташей, фотографиях. 
Ни один человек не смахивал на представительного и добродушного бородача.
Единственный шанс могла дать виньетка выпускников РХУ, где бы не двусмыслненно было бы напечатано фото с фамилией студента.
Но виньетку еще нужно было найти…

Посвящение Ирине…

Наталья Алексеевна принимала от учеников кроме цветов только самодельные подарки.
Дарила им тоже только то, за чем стоит творчество, юмор, фантазия. 
Перед нами черновик поздравления НА своей ученице Ире в день ее  рождения. 


Я славлю милую Ирину!
Желаю написать рябину
так, чтоб не было ей равной в мире!
Здоровья я желаю милой Ире!

PS Надеемся, что та Ира, к которой адресованы слова, обнаружит себя и поделится воспоминанием о том своем дне рождения.

Фото Натальи Алексеевны, сделанные Александром Морозовым.

.                                                                                                                                                               .
.                                                                           .

Когда человек что-либо делает «с душой», всегда результат будет превосходный.  Такова серия фотографий НА, сделанных в студии Александром Морозовым. (См. Лучшая фотография НА). Важный нюанс. От автора зависит многое, но не все. Важно также и отношение к процессу «субъекта» съемок. Представляется, что на выложенных фотографиях, и тот, кто снимал, и тот, кто позировал одинаково душевно подходили к тому, что делали.


 
.                         .

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

ПОЕЗДКА В КИЕВ (январь 1985 г.)

Татьяна Руденко

Псков, Россия


Идея поехать в Киев возникла, скорее всего, у Натальи Алексеевны. Кто еще мог подумать, что такое возможно!Насколько я помню, в организации поездки принимала участие и ездила с нами мама Иришки Кодреску. Наверняка и другие родители помогали.


Ехали в плацкартном вагоне. О-о,этот 5-й вагон запомнился всем! Во-первых, там что-то было с нумерацией. Ну,как у Задорнова: «5-ый вагон это не тот, который после 4-ого, а тот,который перед 6-ым». Во-вторых, я думаю, он (вагон) сам не ожидал, чтовдруг окажется в составе. Его никто не предупредил и не подготовил. Была зима.А окна в тамбуре были разбиты. Длиннющие сосульки свисали не только с крыши, нои с дверной ручки. Дверь еле-еле открыли. Протопить тоже толком не успели.

Естественно, едва сев в вагон,сразу стали есть! И, конечно, сладкое! Ведь дети же! Пока из дому до вокзаладобрались, успели страшно проголодаться!

Ехали шумно. На верхней полкедрались закадычные и неразлучные друзья — Максим Мальцев и Славик Шевченко. И сними Димка Бронзель. Этот момент даже запечатлен где-то на фотографии. Кажется,играли в карты.

У нас в группе девочки себя велиспокойнее и степеннее. Были несколько девочек на год старше. А мальчишки -просто дети.

Где и как жили, не помню. Были вКиево-Печерской Лавре, в Музее живописи. Кажется, были даже в театре. Ходилимного. НА нас занимала по полной программе, чтобы уставшие лучше спали. Номазаться зубной пастой сил хватало. Это ж святое дело!


Самым подвижным и озорным былМаксимка. Чтобы его как-то организовать, НА назначила его счетоводом. Так онсчитал нас, бегая вокруг толпы. Эту его уникальную способность потом НАчастенько вспоминала и при наших выходах на пленэр.

В последний вечер в Киеве НАорганизовала что-то праздничное. Ребята под ее руководством готовили какие-тономера и сюрпризы, мальчишки показывали фокусы. И всем были вручены медали сизображением 5-го вагона. Это было как боевое крещение!

НА все всегда устраивала сюмором. И всегда была спокойна. Не помню ее ругающейся. Она всегда находила ккаждому индивидуальный подход.

Дорога обратно была поспокойнее.Умотались таки. Я приехала к родителелям с температурой. И еще пара человекпосле хорошего отдыха решили продлить себе каникулы. Но это уже мелочи и деложитейское…

 

Здорово, что НА решилась на такуюпоездку и родители ее поддержали. Всем огромное спасибо!!!

Татьяна Руденко        Выпуск 1982-86 гг.


 

 

Лучшее фото Натальи Алексеевны.

.                                                                                                                                                               .

Заметка с таким названием уже была. Тем не менее, это не опечатка. Дело в том, что НА, как правило, снималась, т.е. ее снимали, но иногда она снимала других.  Среди таких фотографий, когда в роли фотографа выступала Наталья Алексеевна, есть лучшая. Мы ее показываем.

.                                                                                             .


Почему мы так уверены, что автором этой фотографии является НА? Очень просто — на обратной стороне ее есть посвящение, которое заканчивается словами: «АВТОРУ портрета  Наташеньке Васильевой». 
Автор указан. Обращает внимание обращение к нему. Не Наташе, не Наталье Алексеевне, а Наташеньке!  Кто же так изволит обращаться.  Смотрим посвящение.
 
С картинки смотрит старый дед
С улыбкою повесы
Святую память об Одессе
Хранить намерен много лет
Сей исключительный портрет.

Стойте, стойте… Стихи, Одесса, подпись, — это все было, все знакомо.
Так это   Александр Морозов?!! Вот как оказывается выглядит автор поэмы в честь НА и автор лучших фотографий НА.

Новая информация есть, однако вопрос о том, кто такой А. Морозов остается открытым. Когда было найдено данное фото Морозова, еще никто не знал, что для ответа на поставленный вопрос, необходимо будет найти  «черный квадрат».  Но о нем в следующий раз.

PS Дорогая Наташенька! Ты сделала очень хорошую фотографию и, судя по всему, достойного человека. Молодчина!