Воспитание творчеством

В этот день 21 год назад  в газете «Вечерний Кишинев» вышла статья Людмилы Хазиной о Детской художественной школе им. Щусева. В статье упоминается Наталья Алексеевна Васильева. Часть статьи, которая посвящена НА, выделена курсивом.
 
«Вечерний Кишинев»
26 августа 1992 года

Мир на палитре детства

(Воспитание творчеством)

Дети любят рисовать. Карандашами и красками, углем и мелом, чем угодно. Они изображают свой мир, каким они его видят. А если их пляшущие человечки под красным кругом-солнцем смешны, но похожи, родители готовы поверить — у ребенка пробивается талант. 
Есть ли он на самом деле? Кто и как определит? Отчасти, можно уверить, — Кишиневская детская художественная школа. Пока единственная в республике. Четырехлетка. Прием объявляетcя для всех мальчиков и девочек 3-4-5-х классов. Но из них после экзаменов по рисунку, живописи, композиции — отберут наиболее способных.
Как то? В 9 — 10 лет экзамен по  живописи? А ели растерялся, если очень хочет, любит рисовать, но не умеет?
— Шансы, — говорит директор школы Виктор Кузьменко, — не потеряны. Есть подготовительная группа. Она поможет преодолеть неудачу на экзамене. Главное — желание. Возникнет оно у 7-летнего ребенка, мы его примем.
— Педагоги, да и сам директор, очень благожелательны, — определила климат школы одна из родительниц.- Мой сын третий год ходит. Не знаю, выйдет ли из него Пикассо, но видит он все теперь не так, как я. Я у него учусь видеть. 
Есть такое выражение: «Кто не слеп, тот видит». Оно — неверно. Потому что смотреть — не значит видеть. Мы скользим лениво и поверхностно по внешним граням вещей, и палитра нашего мира бледна. Что ж бывает — не развит слух, речь. Бывает не развит и взгляд.
Здесь все преподаватели — профессиональные художники. Индивидуальность каждого проявляется в принципах преподавания.
Совсем молодая Лариса Секриеру, чтобы не давить, не подмять бесценную детскую непосредственность, сориентировала 1-й класс на игру. Первый просмотр работ юных мазилок, мог вызвать сомнение: сумеют ли эти первоклашки осилить программные задания? Разве не мазня то, что висело на стене — цветовая дисгармония, композиционные неувязки, никуда негодый рисуок? Но уже на годовом просмотре были представлены работы, не вызывающие сомнения   толк есть.
На уроках другого преподавателя, Дмитрия Болбочану, дети осваивают принципы художественности на простых заданиях. Попробуйте к примеру, выполнить пейзаж в манере стилизованного ковра, разработать цветовые гаммы на основе каких-то геометрических форм: лист разбит этими самыми геометрическими фигурами в теплых тонах и вдруг — холодный акцент, цветовой аккорд противоположного звучания. И ребята охотно принимают и очень даже неплохо получается. Этими принципами пользовались Рембрандт, Делакруа, другие великие мастера.
Находить глубинные тайны искусства, связь формы с эмоциями, ……учит мальчиков и девочек Наталья Васильева. У нее огромный опыт. Три десятка лет в этой школе. Она умеет превратить урок в праздник, в ожидание чудес. Дети возле нее чувствуют себя, как возле мамы-волшебницы. Уже вроде привыкли: в классе у Натальи Алексеевны — персональная выставка юного маэстро. А все равно ужасно интересно: ведь это чья-то самая первая выставка в жизни. Ее натюрмортному фонду может позавидовать любой вуз. Кстати, выпускники Васильевой достойно выдерживали экзамены во многие художественные вузы. Недавно в Швеции выставлялись. 

Кишинев, 1990-е годы. ДХШ им. Щусева
Наталья Алексеевна Васильева у музея («натюрмортного фонда») своего класса.
Три раза в неделю по четыре часа, да еще домашние задания. И все это параллельно с общеобразовательной, где тоже нагрузка — будь здоров! Не устают ли дети?
Устают, — говорит директор — Здесь ребята сталкиваются с тем, что искусство — тяжкий труд. Но счастье самовыражения, приобщение к миру прекрасного — дает им эмоциональное удовлетворение, дополняется счастьем открытия. И приходят, бегут сюда после занятий в основной школе, а уходить не спешат.
— А проблемы с дисциплиной?
— Думаю в тысячу раз меньше, чем в обычной школе. Здесь только те ребята, кому нравятся занятия. Правда, и наши дети любят писать на стенах домов. У меня даже была мысль — одну стену выделить для баловства. Что нового в программе обучения? В основном, идет переориентация в преподавании истории искусств. Раньше больше внимания уделяли советскому. Сейчас оно преподается в контексте мирового искусства. Больше часов уделяем творчеству Румынии, на которое прежде было наложено негласное табу. К сожалению, у нас еще недостаточно литературы, слайдов. Преподавание ведется на румынском и русском языках. Пользуясь случаем, хочу напомнить родителям, что объявлен доолнительный набор в молдавские группы. 
Эту художественную школу, на улице Александру чел Бун, называют базовой. Она дает хорошую подготовку для поступления в специальные вузы, может похвастать десятками если не сотнями призовых мест в конкурсах методических разработок, на выставках детских рисунков, поделок.
И все же школа эта не готовит художников. Она учит постигать красочность мира, формирует творческую личность. Она только перекидывает мост к настоящему мастерству художникам.
 
На снимках: работы Мородарь (2 класс) «Цирк». Удодова (3 класс) «Натюрморт». Гали Ивановой (2 класс) «Библейский сюжет».

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *