Встреча с художником. К 25 марта.

Сегодня 25 марта 2014 — годовщина ухода из жизни отца Натальи Алексеевны художника Алексея Васильева.  Его нет уже 39 лет. Сразу после кончины отца НА начала готовить к выпуску книгу о нем. Монография была закончена через 5 лет и в 1980 году появилась на прилавках магазинов. Известный молдавский журналист Василий Тымчишин откликнулся на выход книги статьей, которая вышла в газете «Вечерний Кишинев» ровно в пятую годовщину смерти художника 25 марта 1980 года.

Статья о книге "Алексей Васильев"

ВСТРЕЧА С ХУДОЖНИКОМ.

Возможность этой встречи возникла у поклонников изобразительного искусства с выходом в свет только что поступившей в магазины книги, посвященной известному живописцу Молдавии Алексею Александровичу Васильеву. Автором ее является дочь художника Наталия Васильева, что делает встречу с ним особенно интересной.

Все, кто помнит художника при жизни, знают, как деятельно и с какой любовью искал он встреч с людьми. Где только не происходили эти встречи! В выставочных залах и в его мастерской, в заводских цехах и сельских клубах, на шумных собраниях и у телевизоров, с экрана которого он страстным словом пропагандировал советское искусство.
Уже с самых начальных строк Наталия Васильева находит непринужденный, доверительный к читателю тон повествования. «С любопытством и благоговейным уважением входила я в мастерскую отца… В пору раннего детства рядом с его мольбертом рисовала первые свои домики». И так в передаче всех своих личных воспоминаний об отце сохраняет она дочернюю душевность, многие страницы книги окрашены ее подкупающей теплотой. Нас как бы вводят в домашний круг художника, в его повседневный быт, мы узнаем трогательные подробности его творческой работы, которые не сумел бы сообщить нам никакой другой автор.
Отмеченное в свое время значительным творческим успехом полотно «Заложники» датировано 1944 годом. С территории Молдавии только-только были изгнаны оккупанты, и избранный сюжет отражал буквально вчера минувшие беды: фашисты схватили группу мирных сельских жителей в отместку за то, что их мужья, братья, сыновья воюют в рядах Советской Армии и партизанских отрядах. В центре картины — умудренный жизнью старик, олицетворяющий народную стойкость и веру в торжество правого дела.
«Это первая картина папы, работу над которой зафиксировала моя детская память». Наталии Алексеевне помнится,как позировал сосед по дому, а зарисовки интерьера кутузки делались тут же, в дворовом сарайчике.
Чтобы писать в те годы картины, приходилось преодолевать немало трудностей. «Холсты, грунты, краски, рамы — все было проблемой»,- свидетельствует дочь художника. — Жизнь стертым кистям он продлевал, подогревая на спичке металлический ободок и вытягивая из него щетину». И еще «домашняя деталь»:
«Отец не любил писать на использованном холсте, он его отмачивал, скоблил и стирал…»
Помнит она и «походы на этюды». Чаще всего художник отправлялся с этюдником в район будущего Комсомольского озера, к нынешней остановке «ул.Докучаева», за Армянское кладбище. Тогда все это были городские окраины.
В дальнейшем А. Васильев изъездил всю Молдавию, шагал проселочными дорогами, бродил по лесам и полям, взбирался на гребни холмов, — всегда с горячей творческой надеждой найти для новой картины самый характерный, самый живописный уголок молдавской природы. Ему удавалось это.
«В пойме Днестра», «Лес в Каприянах», «Кодры», «Родной край», «Сказ о Молдавии» — далеко не полный перечень названий полотен, ставших вдохновенными поэмами о молдавской земле.
Пейзаж в большинстве его сюжетных композиций играл главенствующую роль, задавал настроение всей картине. Но особенно увлекла пейзажная живопись, сделалась излюбленным жанром, именно в те хождения с этюдником по окраинам Кишинева, о которых рассказала в своей книге дочь художника.
Живое любопытство вызовут у читателя страницы, приоткрывающие самое заветное — рождение творческих замыслов. Некоторые из них возникали, что называется, на глазах у всей семьи, среди обычных, повседневных хлопот, как например, «Утро Молдавии. Детство».
В глубине двора стоял флигелек мастерской художника, а под окном ее летом всегда цвели мальвы. Соседские ребятишки, усевшись на длинной жерди, ограждавшей цветы, часто подкарауливали здесь Алексея Александровича, чтобы он разрешил «пообщаться» со зверушками и крылатыми лесными жителями, спасенными им от беды и нашедшими у него временное прибежище. Бывало ютились в мастерской «грустный еженок, хромой ворон, мрачный филин Ваду и другая живность». И таким красивым однажды увиделось это зрелище: заросли глазастых мальв — черных, красных, белых, желтых — и поджидавшая ребятня, что захотелось передать на полотне вспыхнувшее в душе радостное ощущение.
Картину писал он «легко, быстро и с удовольствием». На завершенном полотне те же мальвы, та же ребятня в звучной игре красок перенесены в колхозное село. Праздничная арка, увенчанная красным флагом, на фоне типичного молдавского пейзажа воспринимается как символ покоя, мира, уверенности в счастливой судьбе советских детей. Картина была высоко оценена искусствоведами и зрителями.
В задушевном тоне ведет Наталия Васильева рассказ о дружбе и встречах отца со многими интересными людьми — художниками, общественными деятелями, учеными. Дом и мастерская всегда были гостеприимно открыты для всех.
Иепло поданы штрихи домашней жизни живописца, житейские привычки. Однажды сын Ярослав, молодой инженер — физик, смастерил и подарил отцу ко дню рождения телевизор с большим экраном. Отец был рад подарку , но все время сокрушался: «Все вечера мы теряем у этой коробки, надо что-то придумывать». И он придумал. Садясь перед телевизором, он стал бегло зарисовывать с экрана «понравившийся типаж, а то и целые композиции». «Вот теперь телевизор оправдывает себя», — с улыбкой повторял художник.
В работе над книгой Наталия Алексеевна широко использовала публицистические и искусствоведческие статьи отца, его дневники, письма. «Я хочу рассказать о творчестве Алексея Александровича его же словами». Это ей вполне удалось. Здесь, как говорится, она была в своей стихии. Окончив Кишиневское художественное училище, а затем институт в Киеве, она пошла по стопам отца, стала преподавателем живописи и рисунка в детской художественной школе имени А.В.Щусева.
С глубоким знанием дела написаны страницы, посвященные работе художника над ленинской темой, его пейзажам, созданным в частых поездках по стране и за рубежом.
Вступительное слово известного искусствоведа А.Лебедева, открывающее книгу, хорошо дополняет рассказ дочери о своем отце.
Книга вышла в издательстве «Литература артистикэ». Снабженная каталогом основных произведений А. Васильева, многими рисунками и цветными иллюстрациями его картин, она со вкусом оформлена художнком А. Поповым. Лучше познакомиться с разносторонней деятельностью живописца поможет читателям и помещенный в книге перечень его книжных изданий и статей, опубликованных в периодической печати.

Василий  Тымчишин

PS  Статья вышла с репродукцией картины А.А. Васильева «Зарастают военные тропы».

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *