Художник Васильев, художник Фальк — его семья и жены

Введение

Данное сообщение является продолжением статьи «Художник Елизавета Потехина«.  В первой статье демонстрировались  неизвестные работы первой жены Роберта Фалька, взятые из альбома, на обложке которого выведено слово «ПотЪхина».  Альбом был найден в доме художницы Евгении Малешевской, в котором после войны поселилась семья Васильевых.
Скорее всего, Е. Потехина при вступлении в «Бессарабское общество любителей искусства» передала свой альбом Малешевской — одному из основателей общества — для подтверждения своего профессионального уровня.  Решение было принято, а альбом, как водится, не был возвращен автору.
Можно с уверенностью заключить: альбом , о котором мы говорили в предыдущей статье, принадлежит Елизавете Сергеевне Потехиной — первой жене Фалька.

Роберт Фальк и отец НА Алексей Васильев

ФалькРоберт Рафаилович Фальк (1886 — 1958)

Знакомство

Из биографии Фалька узнаем, что он преподавал во ВХУТЕИНе   (Высший Художественно-технический институт, ранее ВХУТЕМАС (мастерские)) 10 лет с 1918 г. по 1928 г.
Из биографии Васильева знаем о поступлении его во ВХУТЕИН в 1927 году.
Два года одно учебное заведение связывало студента Алешу Васильева и педагога Роберта Рафаиловича Фалька — времени вполне достаточно, чтобы познакомиться, а то и подружиться. Тем более, что друзья-товарищи Алексея по институту Николай Ромадин и Семен Чуйков (будущие академики, народные художники СССР) фигурируют среди учеников Фалька.

Со слов отца дочь пишет (мы приводим цитату из книги «Две ипостаси Натальи Васильевой«): «Роберт Рафаилович Фальк жил в крайней нужде на чердаке института (ВХУТЕИН), в котором работал. К нему приходили сочувствующие. Они рассаживались на приготовленные скамейки. На мольберте стоял закрытый тряпкой холст. Художник просил зрителей своих впечатлений вслух не выражать. Его странные картины смотрели в полной тишине… Уходя, оставляли вдоль стен кулечки с едой. Сутулый и худой Фальк, держась за сердце, мучительно улыбался. «

Приглашение в гости

«В сороковых  годах папа пригласил к нам бедствующую семью преподавателя ВХУТЕИНа, тоже опального Р.Р. Фалька, которого многие тогда сторонились. Он очень ценил этого высокообразованного  художника за уникальные колористические гармонии, хотя в целом его искусства  не принимал«. Так писала дочь в статье «Кисть  — шпага, палитра — щит«,  посвященной творчеству Алексея Александровича.
«Пригласил семью Фалька в гости»… В конце 40-х годов (позже тоже) художники, знавшие Алексея Васильева по учебе или по другим жизненным моментам, часто просили помощи в обустройстве отдыха в теплой, обильной и жизнерадостной Молдавии — в то время еще незнакомой.
Приведу пару примеров.
Письмо 1947 года  одного из крупнейших советских художников  Владимира Серова —  в те годы председателя Ленинградского отделения Союза художников (будущего академика, народного художника, Президента АХ):
Автограф художника В. СероваPS Как в вашей благодатной Молдавии обстоит дело с осенней погодой? После страшной нагрузки к выставкам Всесоюзной и Ленинградской хочу отдохнуть и самым серьезным образом подумываю о Молдавии. Если  не будет очень трудно, напишите.
Ваш В. Серов  
10 ноября 1947 года
Другое письмо  от одного из крупнейших театральных художников Александра Васильева (мы о нем писали  здесь) — отца знаменитого историка моды и популярного телеведущего передачи «Модный приговор» Александра Васильева:
Автограф художника А. ВасильеваЛеша, а нет ли под Кишиневом местечка, где можно летом снять жилье и отдохнуть? Но не курорт, а вроде села тихого. Напиши.
Твой Саша 
Как вариант, можно предположить, что не Васильев «пригласил семью, а Фальк обратился к Васильеву, знакомому по годам пребывания во ВХУТЕИНе, посоветовать что-нибудь на предмет отдыха в Молдавии. Отец его обнадежил и тем самым определил очную встречу на молдавской земле.

Приезд Фалька в Кишинев

Наталья Алексеевна  в своей монографии об отце («А.А. Васильев«) вспоминает:
«Запомнился мне приезд  сутулого, худого, немного странного Р.Р. Фалька с семьей (выделено сайтом НА). Папа был с ним знаком по временам учебы во ВХУТЕИНе. Он рассказывал о необычных его работах, которые Роберт Рафаилович показывал ему в Москве. С Фальком  Алексей Александрович  много спорил. Они сражались и за шахматной доской. По вечерам ходили на этюды. В память об этом времени у нас много лет висит маленький этюд Фалька, подаренный папе.«. (Сайт НА: если дарить, то надо подписывать. Фальк  на незаконченном этюде в левом нижнем углу вывел букву «Ф»).
Художник Р. Фальк. Стог сена
Р. Фальк, Пейзаж со стогом сена.  1951-1952  (Собственность …)

Семья

Наташа вспоминала: «пригласил семью», «приехала семья»… Хотя у сестры была великолепная память и она помнила себя с очень раннего возраста, на задворках сознания гуляло сомнение: ну, какая семья? Васильев не так хорошо знал Фалька, чтобы приглашать семью. Когда говорят семья, подразумевают родителей с детьми. Если без детей, говорят приехал тот-то с супругой.
В конце 1940-х годов Фальк не мог приехать с семьей.  Дочери было за 25; вряд ли бы составила компанию отцу с его 4-й женой Ангелиной Васильевной Щекин-Кротовой (брак зафиксирован в 1939 году). Детей в последнем браке не было.

Вообще, «семейный»  аспект приезда Фалька в Кишинев никогда нас не волновал, всегда был на  периферии сознания. Более того, мы не планировали его касаться. (Ниже выяснится почему мы его задели и убедимся, что память Наташу не подвела).

А. Васильев и Е. Потехина

Интересный вопрос: знал ли Алексей Васильев Елизавету Потехину? Если  пути Васильева и Потехиной пересекались, то скорее всего причиной (и поводом) был альбом с работами последней.

Старая записная книжка на букву «Ф».
Записная книжка А. Васильева

 То, что в записной книжке есть данные Фалька (выделены верхней рамкой) — вполне естественно — они знали друг друга. Интерес вызывает полный адрес знаменитого художника: Москва 34, переулок Курсовой, дом 1, квартира 57.   Нам кажется, наличие номера квартиры дает биографам  дополнительный импульс к поиску новой информации.
—————-
Дом, в котором жил и творил Роберт Фальк.
Дом №1 по Курсовому переулку — дом Перцова — прочно связан с искусством.
Москва, дом Перцова, в котором жил Фальк
 Петр Николаевич Перцов — инженер-путеец и страстный поклонник искусства.
Дом был построен в 1906-1907 гг по рисункам художника Сергея Малютина —  автора «русского чуда», покорившего мир — матрешки.
Недалеко от участка, купленного Перцовым, стоял другой дом в русско-сказочном стиле, сотворенный Виктором Васнецовым. Владелец дома Иван Цветков, будучи другом и собратом Перцова по коллекционированию подал ему идею сделать нечто похожее. Дом должен был выражать национальное своеобразие русского искусства. Дом был задуман, как доходный. Постояльцами «Дома-сказки» были художники М. Нестеров, К. Юон, здесь снимали квартиры артисты МХТа.  После революции и национализации дома хозяйские апартаменты занимал Лев Троцкий.  В верхних этажах располагались квартиры и мастерские художников. Кроме Р. Фалька в разных квартирах жили и работали  Александр Куприн, Павел Соколов-Скаля и др.
————-
Принципиально  важным считаем наличие в записной книжке строки о  Потехиной. Она внизу  выделена рамкой.  Адреса нет, но есть номер московского телефона.  Наличие последнего отвечает на вопрос: знал ли Васильев Потехину? Знал!
О Потехиной практически ничего неизвестно. Номер телефона Б3-16-22  дает хоть какую-то зацепку будущим исследователям творчества и жизни  Е. П.

 

 

На этом можно было статью заканчивать, если бы не задался вопросом: почему отец, который не часто  в своих адресных книгах пользовался карандашом, заполнил на странице «Ф»  графитом  пол листа? Здесь же мелькнула мысль, не единовременно ли были написаны адреса Фалька, Потехиной-Фальк и еще кого-то между ними?…
Если бы не этот вопрос, и название статьи, и ее структура были бы другие.

Левидова Майя Михайловна

Еще один адрес, сделанный  карандашом в записной книжке — Левидова Майя Михайловна, Арбат 20, кв. 70. Записи сделаны одновременно! Иначе фамилия на «Л» никак не могла попасть на страничку буквы «Ф».
Кто такая Левидова? Википедия  скупо проинформировала — российская художница  (1921—2012).  Зато в  биографических записках близкого друга Левидовой Юрия Вениаминовича  Геронимуса мы нашли определяющую информацию.
«…отец Майи Михаил Левидов, знакомый с Фальком, как-то где-то на улице познакомил художника со своей пятнадцатилетней дочкой. Это было в середине тридцатых, вскоре после возвращения Фалька в Москву из Парижа.  (Здесь и далее выделено сайтом НА)… В те времена знакомство Майи с Фальком той встречей и кончилось«.
«в ноябре сорок четвёртого, Майя Левидова родила сына, названного Мишей«.
« … лет через двенадцать после той случайной встречи, знакомство Майи с Фальком возобновилось. Майя мне об этом событии рассказала, но я подробности и обстоятельства забыл. Общение между Майей и Фальком на этот раз стало регулярным. Майя показала Фальку свои работы, они ему понравились, и — по его ли, по её ли инициативе — Фальк стал Майю в её работе направлять и консультировать.  С какого-то момента я узнал от Майи, что её отношения с Фальком перешли границы отношений ученицы с учителем. Весь процесс от момента возобновления её знакомства с Фальком до превращения этого знакомства в роман занял не слишком большое время«…
«Фальк был женат на своей третьей или четвёртой жене, Ангелине Васильевне Кротов-Щёкиной. Она страдала сильным сердечным заболеванием, и Фальк не решился разорвать с ней брак формально. Жизнь троих — Фалька, его фактической жены Майи и номинальной — Ангелины Васильевны нормальной назвать было нельзя».
Здесь к месту будут слова Ангелины Васильевны о Фальке и его чертах:  «Он очень увлекался, но никогда в нем не было, знаете, такого циничного отношения к женщинам. Он всегда очень страдал от всех своих сложных отношений. Он каялся так, как, знаете, самый христианский грешник, в своих грехах, но это не мешало ему… да, начинать снова. Но при том, что приходилось иногда, может быть, и запутываться в какой-то лжи, но, в общем, он был искренним человеком. И ужасно ему хотелось, чтобы все как-то было хорошо и чтобы все относились друг к другу по-доброму. В частности, он бы ничего не имел против, если бы у него был такой мирный гарем. В общем, наполовину так и получалось…»
В другой записной книжке А. Васильева упоминается 4-я жена Фалька, правда без адреса.

Записная книжка художника А. Васильева
Продолжаем цитировать Геронимуса.
«Как правило, они (Фальк с Левидовой) вместе проводили летние месяцы — иногда под Москвой, а иногда уезжали подальше. Одно лето они, например, прожили в Молдавии«.
Последняя фраза — ключевая.  Именно она толкнула нас на обсуждение «семейного» аспекта визита Фалька в гости к Васильеву и вместе с другими фактами позволяет обобщить всю, сказанную выше, информацию.

Реконструкция визита Фалька «с семьей» в Кишинев.

1937-1938гг —   первое знакомство Фалька с Левидовой.
Через 12 лет (1949-1950) — возобновление знакомства.
1950-1952 — роман, близкие отношения.
Фальк пишет  Васильеву — своему знакомому по  ВХУТЕИНу — о своем желании приехать на отдых в Кишинев.  Речь идет о нем лично и о его ученице Левидовой с ее 6-летним сыном Мишей. Отец отвечает согласием и просит, как требовалось в приграничных районах в послевоенное время, сообщить местожительство приезжающих.  Заодно запрашивает данные Потехиной.  Он не теряет надежду пообщаться с автором альбома.  Васильев получает информацию и записывает ее в адресную книжку.
Летом 1951-1952 гг. Фальк с Левидовой и ее сыном приезжают в Кишинев. (Для 12-летней Наташи Васильевой дядя Фальк приезжал  с семьей). Пока выясняется место отдыха и оформляются документы Фальк с Левидовой и Мишей  живут  у Васильевых. Мужчины, как пишет НА, спорят, играют в шахматы, ходят на этюды…  Через некоторое время после всех формальностей отъезжают  на отдых. Незаконченный этюд Роберт Рафаилович, подписывая оставляет Алексею Александровичу.

Жены Роберта Фалька

Елизавета Сергеевна Потехина (1882—1963), художница; в браке с 1909 по 1920 гг.
Кира Константиновна Алексеева (1891—1977), дочь К. С. Станиславского, художница; в браке с 1920 по 1922 гг.
Раиса Вениаминовна Идельсон (1894—1972), поэтесса и художница, в браке с 1922 по 1931 год.
Ангелина Васильевна Щекин-Кротова (1910—1992), в браке с 1939 года и до смерти Фалька.

Последняя любовь Фалька —  Левидова Майя Михайловна, художница  (1921—2012).

Жены Фалька в его творчестве.

Лиза в розовом. Портрет Е.С.Потехиной, 1909
Лиза в розовом. Портрет Е.С.Потехиной, 1909

Портрет Елизаветы Сергеевны Потехиной, 1910Портрет Елизаветы Сергеевны Потехиной, 1910

Портрет К.К.Алексеевой, 1925. Графитный карандашПортрет К.К.Алексеевой, 1925. Графитный карандаш

При свете коптилки (Портрет жены, А.В.Щекин-Кротовой), 1943.При свете коптилки (Портрет жены, А.В.Щекин-Кротовой), 1943. Акварель, гуашь

Лиза в кресле. Портрет жены художника, 1910Лиза в кресле. Портрет жены художника, 1910

В розовой шали (А.В.Щекин-Кротова), 1953В розовой шали (А.В.Щекин-Кротова), 1953

В черной шали (А.В.Щекин-Кротова), 1948В черной шали (А.В.Щекин-Кротова), 1948

Автопортрет на синем фоне, 1909Автопортрет на синем фоне, 1909

Девушка у окна (Р.В. Идельсон), 1926Девушка у окна (Р.В. Идельсон), 1926

Женщина у пианино (Е.С.Потехина), 1917Женщина у пианино (Е.С.Потехина), 1917

Женщина в красном лифе (Р.В.Идельсон), 1922Женщина в красном лифе (Р.В.Идельсон), 1922

Портрет М. ЛевидовойПортрет М. Левидовой

Майя Левидова , 1952Майя Левидова , 1952

Лиза на солнце, 1907Лиза на солнце, 1907

Портрет А. Щекин-Кротовой, 1940Портрет А. Щекин-Кротовой, 1940

Портрет дочери Кириллы 1946Портрет дочери Кириллы   1946

Портрет Е. С. Потехиной, 1911Портрет Е. С. Потехиной, 1911

Источник

 

Художник Васильев, художник Фальк — его семья и жены: 4 комментария

  1. Такие разные, интересные два художника А. Васильев и Фальк. Один придерживался классического коллористического направления в живописи, другой много повзаимствовал от импрессионизма, но ярко индивидуален. Им было интересно спорить оба талантливы и совершенно разные!

  2. Добрый день, Ярослав!

    С большим интересом прочитал на сайте Наташи статью о Фальке и его женах и особенно о художнице Елизавете Сергеевне Потехиной.
    Сразу же вспомнил, что у Ильи Трофимовича Богдеско был в Кировском училище преподаватель Алексей Александрович Потехин. Связь их не прекратилась и после того, как Богдеско окончил училище- они переписывались еще долгие годы. Одно из этих писем мне довелось даже держать в руках- оно было написано не на стандартном листе бумаги, а, кажется на ватмане.
    В книге «Круг за кругом» Богдеско пишет как дорога ему похвала Потехина его росписи в Кицканах. » Здравствуй, Илюша! …На фоне модного модернизма, схематичности и совершенного игнорирования человека как неповторимого, индивидуального образа, панно или роспись сейчас стали более всего напоминать аппликации,украшательство, но никак не монументальные произведения…Вот почему в твоей росписи радует принцип, где люди смотрятся людьми- в меру обобщены, в меру стилизованы, но не потеряли своей пластической красоты, ни капли не нарушили плоскости стены, а, наоборот, обогатили ее…»
    Биографию А.А. Потехина можно узнать в небольшой книжечке- «История вятского художественного образования», Киров 2014 . Там говорится, что Потехин родился в 1912 году в Воронеже. В семь лет остался без родителей, (а кто были родители- не родственники ли Елизаветы Сергеевны?) был беспризорником, затем воспитывался в детском доме. Окончил Вятский художественный техникум, после чего поступил В Академию художеств в Ленинграде. Окончил Академию в 1939 году. Воевал с января 1942 года до дня Победы. События этих лет отражены в его произведениях. С 1964 года вновь стал преподавать в художественном отделении училища искусств имени Рылова. Умер А.А.Потехин в 1981 году. В книге особенно отмечается роль Потехина педагога, наставника таких замечательных художников , как И.Т. Богдеско.
    В Юбилейном справочнике выпускников Академии художеств о Потехине написано: » Потехин Алексей Александрович. Род. 5 октября 1911 г. Поступил в 1931 г. В 1939 г. получил Диплом об окончании института. Дипломная работа «Каганович среди комсомольской бригады Метростроя» Оценка «хорошо» . Руководитель проф. В.Н. Мешков. Присвоено звание художника живописи.»
    Даты рождения в книгах не совпадают 1911г. и 1912 г. То, что не совпадают даты рождения, может дать повод сомневаться и в месте рождения, что еще более увеличивает возможную вероятность родственных связей Елизаветы и Алексея Потехиных.
    В справочнике выпускников Академии есть сведения еще об одном Потехине- Александре Дмитриевиче 1892 года рождения, окончившего академию в 1930 году. Но он с нашими героями скорее всего не связан.

    Ярослав, спасибо за богатство и занимательность историй, которыми не перестает нас радовать сайт Натальи Васильевой.

    1. Благодарю за комментарий. Обратил внимание на глубокий и точный отзыв А. Потехина о панно своего ученика в Кицканах. Тут же вспоминается с каким уважением, теплотой и любовью Илья Богдеско говорит о своих учителях в книге «Круг за кругом«.
      Родственные отношения между Алексеем Потехиным и Елизаветой Потехиной — чисто теоретические. Мне кажется, интереснее попытаться выяснить отношения между Е. Потехиной и П. Потехиным — членами бессарабских художественных обществ, которые были упомянуты в статье «Елизавета Сергеевна Потехина«.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *