Данная статья — третья часть локального исследования, посвященного русско-бессарабской и румыно-молдавской художнице Евгении Марцелиновне Малешевской. Первая часть уточняет некоторые даты ее биографии. Вторая говорит о доме и родственниках. Третью условно можно назвать «Академия».
Несмотря на то, что многие факты биографии Малешевской противоречивы, период ее учебы в Академии Художеств у И. Репина, оставаясь бедным на известные события, не вызывает разногласий. Следующие слова — практически вся информация об этом периоде:
В 1896–1903 училась в ИАХ у И. Е. Репина. Получила звание художника за дипломную картину «Слушают».
В 1903 была привлечена Репиным к работе над диорамой «Ассамблея при Петре I» (совм. с Е. А. Киселевой) к 200-летнему юбилею С.-Петербурга.
В 1903 — 1906 совершенствовалась в Мюнхене, Париже, Риме.
Малешевская на картине учеников Репина
В монографии об отце Наталья Алексеевна Васильева, упоминая книгу М. Эткинда «Кустодиев», пишет: Училась она (Малешевская) у И.Е.Репина одновременно с Б. Кустодиевым, Ф. Малявиным, С. Беклемишевой, А. Мурашко, все вместе они были авторами и героями картины «Постановка натуры в мастерской И.Е.Репина».
Первый вопрос, который задает себе зритель, зная идею создания картины, кто где расположен. Среди учеников Репина многие стали выдающимися художниками и любопытно посмотреть на гениев в момент их учебы. А нас, прежде всего, интересует Малешевская. Обратимся к Интернету — основе нашего «исследования». Казалось, наиболее полное мнение должно исходить от научно-исследовательского музея при академии художеств РФ. Во- первых, потому что не просто музей, а музей научно-исследовательский, во-вторых, картина находится в их распоряжении. На своем сайте пишут: «Большая коллективная работа «Постановка натуры в мастерской И.Е. Репина в Академии художеств» создавалась учениками Ильи Ефимовича с 1899 по 1903 год по эскизу Б.М. Кустодиева, изображенного спиной к зрителю на первом плане. На полотне мы видим (выделено сайтом НА) И.Е. Репина, Ф.А. Малявина (в центре), И.Я. Билибина, И.С. Куликова, А.А. Мурашко, Д.Ф. Богословского, А.П. Остроумову». Видят на картине многих учеников, но сообщили только о двух. В другой статье и на другом сайте утверждается: «Большинство персонажей узнаваемы (выделено сайтом НА): в центре композиции — сам Репин, рядом с ним стоит Федор Малявин, девушка на переднем плане — Анна Остроумова (пока еще не Лебедева)«… Узнали большинство действующих лиц картины, а со зрителем поделились только двумя: Малявиным и Остроумовой.
*****вставка*****
А́нна Петро́вна Остроу́мова-Ле́бедева (1871-1955) — русская и советская художница, гравёр, акварелист, мастер пейзажа.
Дочь сенатора, тайного советника.
1889—1892 — посещала Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица.
1892—1900 — училась у В. В. Матэ, И. Е. Репина, К. А. Савицкого и П. П. Чистякова в Петербургской Академии Художеств.
С 1899 активно участвовала в деятельности художественного объединения «Мир искусства».
В 1905 году вышла замуж за учёного-химика С. В. Лебедева, впервые синтезировавшего в промышленном масштабе каучук.
Во время Великой Отечественной войны работала в блокадном Ленинграде, создав ряд пронзительных графических образов города.
1946 — народный художник РСФСР.
1949 — действительный член АХ СССР.
В рейтинге граверов России первой половины XX века является не только «звездой первой величины», но и возродившей это искусство в России. Анна Петровна также положила начало возрождению русской оригинальной (в том числе цветной) ксилографии.
*****конец вставки*****
Далее двух-трех фамилий дело не продвигается. При таком положении увидеть в Интернете фамилию Малешевской среди героев картины не приходится; тем более, что некоторые относят ее к «забытым ученикам Репина«.
На сайте-справочнике нашли информацию о Константине Сомове.
Репин Илья Ефимович и Малявин Ф.А., левее Малявина, в глубине Сомов К.А. (деталь картины «Постановка натуры в мастерской Репина»)
Сомов — выдающийся художник, ученик Репина. Закончил училище АХ в 1897 году. Вполне логично увидеть его на полотне. Странно другое: его, всемирно известного художника, не упоминает никакой другой авторитетный источник.
Может быть только авторы статьи увидели сходство между изображением на картине и Сомовым? Проверим. Сохранились портреты Константина Андреевича Сомова конца 19 начала 20 века.
Ф. Малявин Портрет К. Сомова (1895)
Сравнивая портреты Сомова с лицом, изображенным на картине, можно узреть определенное сходство, но… при не малой доли воображения.
Другой пример. Представители научно-исследовательского музея при АХ увидели на картине Билибина. Иван Яковлевич Билибин, как многие другие ученики Репина — известнейший художник России; увидеть его на картине было бы не лишним. Его увидели, но показать по каким-то причинам не пожелали. Попытаемся найти сами.
Перед нами портрет Билибина.
Б. Кустодиев. Портрет Билибина. (1901)
Портрет написан в 1901 году в период работы над обсуждаемой нами картиной, когда для нее ученики Репина позировали друг другу.
Задача для всех, кто читает эти строки, попытаться найти Билибина на картине «Постановка натуры…». Прямо скажем: задача не из простых. Мы с ней не справились. Нам нужна помощь. В первую очередь, мы ждем ее от тех, для кого «большинство персонажей узнаваемы».
О Малешевской. Считаем, что она должна быть на картине по нескольким причинам. Картина писалась ровно в те годы, когда Малешевская училась в студии; она участвовала в сходах авторов картины, писавших друг друга (см. ниже); она была из тех учеников, которых выделял Репин; к супер важному заказу, как 200-летний юбилей столицы России, учитель мог привлечь только тех учеников, в ком был уверен на 100%. Ими оказались Евгения Малешевская, как более опытная, и, подающая надежды, Екатерина Киселева.
В нашем распоряжении два портрета Евгении Марцелиновны.
Е. Малешевская. Автопортрет (1910)
На картине всего несколько женщин, большинство на переднем плане. (Галантные мужчины-авторы пропустили женщин вперед.) Нам представляется, что фигура в красном — Евгения Марцелиновна Малешевская. Сходство? Есть! По крайней мере, для его выявления необходимо значительно меньше усилий, чем при установлении схожества Сомова или Билибина.
Рисунок Валентина Серова
Рисунок В. Серова из коллекции молдавского художника Алексея Васильева.
Внизу справа рукой Малешевской написано: «Это Малявин в 1902 году». Слева внизу две буквы «В С». Валентин Серов.
Об этом рисунке Серова мы уже писали (см. здесь). Приводили рассказ литератора Бориса Челышева об истории рисунка, в котором есть слова: «Предполагаем, что Евгения Марцелиновна попала как-то на вечер к молодому художнику Филиппу Малявину. Был там в это время и Валентин Александрович Серов. Он набрасывал от нечего делать на листе бумаги первое, что попалось на глаза… стал рисовать сидящую на пуфе женщину, как видно, мать Малявина (выделено сайтом НА). Набросав контуры, он вдруг остановился. Карандаш застыл в его руке: сам художник Филипп Малявин стоял в картинной позе (выделено сайтом НА), внимательно слушая одного из гостей. Карандаш Серова быстро забегал по бумаге»…
С точки зрения нашей статьи история рисунка оказывается другой.
Евгения Малешевская и рисунок Валентина Серова
При подготовке к написанию «Постановка натуры…» не мало времени было потрачено на формирование рабочего материала. Как было сказано, люди позировали и рисовали друг друга. В этом плане, нам кажется, выделяется март 1900 года, а среди учеников выделяем Кустодиева и Малешевскую.
Несколько их мартовских работ.
Б. Кустодиев. А. Мурашко за работой над «Постановка натуры…»
1 марта 1900 года
Б. Кустодиев. Репин.
15 марта 1900 года
Б. Кустодиев Д. Стеллецкий
30 марта 1900 года
Особое внимание к следующему рисунку.Б. Кустодиев A Малявин
30 марта 1900 года
Малявин нарисован в той позе, в которой он будет на будущей картине. Сравните с позой Малявина на рисунке Серова — одна и та жа, но с разных ракурсов. Можно сделать заключение: 30 марта 1900 года на очередном сходе учеников для отработки композиции картины присутствовал Валентин Серов и также, как все остальные, рисовал тех, кто позировал. Рисунок Серова помечен Малешевской сначала 1901, затем единичка исправлена на 2. Здесь художницу подвела память. Она подписывала рисунок значительно позже происходивших событий и чуть-чуть ошиблась. Возможно, она подписывала рисунок при Васильеве, когда они встретились в 1941 году. А, скорее всего, для А. Васильева, который с тех пор всю жизнь бережно хранил его.
Внимание к следующей работе. Она поможет объяснить, как рисунок Серова оказался у Малешевской.
Е. Малешевская Автопортрет
19 марта 1900 года.
Автопортрет Малешевской взят с сайта Государственного художественного музея Молдовы. (К сожалению, опечатка в дате рождения.) Как и мартовские работы Кустодиева, рисунок помечен не только мартом месяцем, но и днем. (Почему ставились дни нам неизвестно, зато мы знаем, что их объединяет). Нет сомнения, рисунок делался для будущей композиции, иначе посадить себя в такую позу (практически без лица) для автопортрета — необъяснимо. Скорее всего, в одном из вариантов композиции «Постановка натуры» Малешевская должна была быть изображена сидящей и работающей.
Рисунок сделан 19 марта 1900 года дома (письменный стол, лампа, мягкое кресло) в камерной обстановке.
30 марта 1900 года на общем сборе авторов и действующих лиц картины, на котором Кустодиев сделал наброски позирующих Стеллецкого и Малявина (см выше), присутствовала и позировала Малешевская. Она позировала в том же положении, что и в своем автопортрете: сидящей и рисующей. Позировала после Малявина. Серов, который, как мы выяснили, тоже был здесь в качестве гостя, сделав рисунок Малявина, начал было на том же листе рисовать Малешевскую, но что-то ему сразу не понравилось и, нервно зачеркнув лицо, бросил работу.
В. Серов. Фигура Е. Малешевской (1900) (фрагмент листа)
На листе Серова вместе с Малявиным изображена Евгения Малешевская. Дама попросила на память «свой» рисунок. Валентин Серов подписался»В С» и передал лист нашей героине.
По законам композиции поза Малешевской на картине была изменена.
Конец
PS На заглавной фотографии мастерская Репина 1987-1988 гг.
PS2 Наш текст нельзя назвать исследованием, ибо он ограничен информацией в Интернете. Все, что за рамками Интернета не попадало в анализ. Прежде всего это касается монографии молдавского искусствоведа Тудора Ставилэ «Евгения Малешевская», написанной на румынском языке.
Tudor Stavilă Eugenia Melesevshii, Arc, 2002
При установлении контактов с Т. Ставилэ обязательно уточним то, что нам кажется спорным, и проинформируем об этом читателей.
Дополнение 05.10.2016
Мы проинформировали Т. Ставилэ о статьях нашего сайта, посвященных Е. Малешевской. Был высказан общий интерес к статьям («С интересом прочел Ваши материалы о Евгении Малешевской и узнал много нового для себя») и прислана монография о Малешевской.
Из книги публикуем карикатуру «В мастерской И. Репина» неизвестного автора с указанием, где кто есть.
На переднем плане стоит на коленях и «молится на своего педагога» Евгения Малешевская. Справа от нее стоит Малявин.
В монографии Т. Ставилэ ничего не сказано о том, кто подписывал карикатуру. Мы провели сравнение почерков и с абсолютной уверенностью утверждаем, что подписывала рисунок сама Евгения Марцелиновна. Демонстрируем, как Малешевская писала свою фамилию и фамилию коллеги. Обращаем внимание, в частности, на букву «М».
Е.М. подписывала карикатуру значительно позже времени учебы в АХ. Не удивительно, что она допускает неточности. Например, справа от Репина она пишет «Богуславский». На самом деле рядом с учителем стоит знаменитый реставратор Дмитрий Богословский, кстати, нарисованный с большим сходством.
PS3 Наш интерес к Е. Малешевской, о котором мы каждый раз не забываем напоминать, связан с тем, что семья художника Алексея Александровича Васильева, нашего с Наташей отца, жила в доме Евгении Марцелиновны Малешевской 16 послевоенных лет.
PS4 Дополнение от 12.08.2020.
В статье «Еще раз о Е. Малешевской» говорится о двух важных находках, подтверждающих наш вывод о месте Малешевской на картине.