Шарж — от французского charger — преувеличивать. Дружеский шарж, изображение (обычно портретное), в котором при соблюдении внешнего сходства подчеркнуты и выделены наиболее характерные черты модели. «Шарж — это сумма знаний о человеке, предмете, явлении, выраженная в их отрицательных качествах через нарушение пропорций так, чтобы в конечном счете постройка рисунка была стройна и гармонична в своих искажениях. Композиция для шаржа и карикатуры обязательна». (Д. Моор). Д. Моор был блестящим рисовальщиком и автором многочисленных шаржей. Он считал, что шарж — это обнаружение главного, клеймо популярности. Шарж сродни эпиграмме, пародии.
Известным шаржистом был М. Добужинский, который создал знаменитую «Азбуки» «Мира искусства» в виде юмористических акварелей с эпиграммами. У Добужинского также есть «Ребус», в который входили, как он назвал, «100 рож». Рожи ведущих деятелей культуры того времени были опубликованы в 1918 году.
Выкладываем «100 рож» Мстислава Добужинского и две «авторожи» Наталии Алексеевны Васильевой.
PS НА в молодости узнать легко, труднее опознать знакомых среди 100 рож Добужинского. Мне удалось опознать только четыре: Горького, Чуковского, Волошина и А. Толстого. Кто больше? :))
В 1-ом верхнем ряду ( слева ) 5-ый — Горький, 6-ой — Чуковский .
В 4-ом — «- 5-ая — Ахматова, 6-ой — Станиславский.
В 5-ом -«- (справа) 2-ой — А.Толстой, 3-ий — Волошин
Из общих соображений: Маяковский должен быть. Никто так на него не похож, как 5 «морда» в 9 ряду.
А я думаю Волошин 4 справа в 9 ряду.Напротив Маяковского Лиля Брик?