Архив рубрики: Темы и события

Художник Михаил Божий и художник Алексей Васильев

.

Божий Михаил Михайлович  (1911 – 1990)

М Божий

Украинский живописец, народныйо художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии Украины имени Т. Г. Шевченко, депутат Верховного Совета СССР двух созывов. 

Родился в г. Николаеве. Учился в Николаевском художественном техникуме (1930 – 1933) у Д. Крайнева (см. прим.), которого очень ценил и с благодарностью вспоминал до конца своих дней.
В 1936 году Михаил Божий переезжает в Одессу. На новом месте брался за любую работу: мультипликатора на кинофабрике, рисовал афиши для кинотеатров…
Еще до войны с Германией Божий начал участвовать в областных выставках. В послеоккупационные годы художник заявляет о себе именно в жанре портрета.
Художники по праву считают Божия гениальным самоучкой, поскольку три года обучения в Николаевском художественном техникуме были по сути лишь началом большого пути самообразования. Показательны слова, произнесенные художником уже на склоне лет: «Так жаль, я только-только начинаю понимать живопись, а приходится уходить…» Это говорил Мастер, получивший столько наград и званий, как ни один другой одесский художник и как считанное количество художников во всей Украине.

Читать далее Художник Михаил Божий и художник Алексей Васильев

Художник Борис Ефимов и отец НА художник Алексей Васильев

После окончания ВХУТЕИНА, занимаясь в аспирантуре при Третьяковской галереи, Алексей Васильев начал печатать первые свои рисунки-карикатуры в СМИ Киргизии — республики, которая послала его учиться в Москву. Печатался под псевдонимом Есин.
Вот одна из первых карикатур молодого художника.
Васильев Есин
«Привязанность» рабочего к «родному дому» в «третьей империи».

Ал. Есин.
Не будем вдаваться в смысл рисунка- он интуитивно понятен. Смотрим на обороте.

Первый раз в первый класс. К началу учебного года.

На дворе сентябрь  2012 год. Начался очередной учебный год.

РОВНО 59 лет назад, 6 сентября 1953 года, дед НА пишет письмо «главной внучке» Наташе Васильевой, в котором он поздравляет Наташу с новым учебным годом.
Письмом он отвечал на «записку» внучки. Содержание записки, которое нам неизвестно, произвело на него удручающее впечатление; он «ахнул от невнимания и непочтения к предкам». Из письма, однако, нельзя выяснить, в чем маленькая Наташа проявила невнимание и непочтение к предкам.
В письме он говорит об Ирочке — другой своей внучке, двоюродной сестре НА, которая в тот год пошла «первый раз в первый класс» и вспоминает  школьный анекдот.
Приводит в письме свое стихотворение 1947 года,  посвященное Наташе. В том году сама Наташа в «первый раз пошла в первый класс».

Читать далее Первый раз в первый класс. К началу учебного года.

Владимир Маяковский и Алексей Васильев

Сегодня 19 июля 2012 года — годовщина рождения выдающегося поэта Владимира Владимировича Маяковского.
В этом году годовщина  прошла практически незаметно. В следующем году СМИ будут значительно активнее, ибо наступит 120-й юбилейный  год со дня рождения поэта.
40 лет назад, когда страна отмечала 80-летие В.В. Маяковского, в газете «Вечерний Кишинев» появилась заметка Бориса Челышева «Пять встреч». Она повествовала о пяти встречах отца Натальи Алексеевны Васильевой с великим русским поэтом.

IMG12761«Вечерний Кишинев» , 19.07.73 г.

П Я Т Ь      В С Т Р Е Ч.

Читать далее Владимир Маяковский и Алексей Васильев

Начало войны в письмах отца Натальи Алексеевны ее матери.

Миновал июнь со своим печально знаменитым днем 22 июня — днем начала войны. Прошли, подготовленные к этой дате, передачи по телевидению, сданы в архив статьи в газетах. Впереди другие даты. 
В 1941 году после 22 июня все только начиналось…
Семья Васильевых (родители и двухлетняя дочка Наташа) попала в критическое положение. Война застала единственного кормильца не только далеко от дома (Москва), но он оказался практически на линии фронта (Кишинев). Шанс на соединение семьи был под большим вопросом.

Читать далее Начало войны в письмах отца Натальи Алексеевны ее матери.

Ида Владимировна Терентьева

Ида Владимировна Терентьева. В последние годы она была старшим другом НА, а ранее — подругой Татьяны Анатольевны, мамы НА. Она ушла год назад в 97 лет. Имя ИВ  уже упоминалось на сайте вместе со стихами,  которые она частенько преподносила своим друзьям к определенным датам. Читать далее Ида Владимировна Терентьева

Открытие мемориальной доски художника А.А. Васильева — отца Натальи Алексеевны.

Мемориальная доска отца Натальи Алексеевны. Авторы доски скульптор В. Ковалев, архитектор В. Дубасов — ученики НА. Доска установлена на доме по улице Пушкина 35, в котором жил художник Васильев А.А.
Мемориальная доска художника Алексея Васильева
Читать далее Открытие мемориальной доски художника А.А. Васильева — отца Натальи Алексеевны.

Телевизионная передача «Художник Алексей Васильев»

Показываем телевизионную передачу «Художник А.А. Васильев», которая прошла по молдавскому телевидению в сентябре 2007 года. Автор  — дочь Алексея Александровича Наталья Алексеевна.  Передача была приурочена к 100-летию художника и к его юбилейной выставке, открывшейся в те дни в Музеи изобразительных искусств Кишинева. Передачу готовили Елена Жигня, Нелля Канцер…  Режисер Р. Агаджанян.

Часть 1

Часть 2

К 25 марта. Похороны художника Алексея Васильева.

25 марта умер отец, художник Молдавии Алексей Александрович Васильев. Похороны состоялись на Армянском кладбище. Через некоторое время его ученик (к большому сожалению, не помню фамилию) принес бобину с 8-мм фотопленкой, на которой ученик зафиксировал последние земные моменты учителя.

Качество неважное, но атрибуты серьезного подхода к событию несомненно присутствуют.
Ушел А. Васильев, но многие знакомые лица оживают…
ЯВ
PS 29.10.2011 В сентябре этого года, изучая архив отца и сестры, натолкнулся на запись НА о том, что автором любительского фильма похорон художника А.А. Васильева, сделанного с большой любовью и уважением, был его ученик Михаил Проняев.


Несколько фото, связанных с днем 25 марта 1975 года.
Алексей Васильев 1
Алексей Васильев 2 Алексей Васильев 3 Алексей Васильев 4 Алексей Васильев 5У могилы Васильева

Деревянная открытка

На приводимом фото написано:
29 мая 1916 года
Сережа, писем твоих я еще не получил хотя и ожидал их с нетерпением. Целуй Таню и Талочку. Твой батя
А Буслов
А. Буслов — это Анатолий Ефимович Буслов — дед Натальи Алексеевны. У него было трое детей Сергей, Таня и Наташа. Письмо адресовано Сергею, старшему из детей. Тане,  будущей маме НА, на момент письма только, только исполнилось три года.
Проговорился, сказав, что написанное является письмом. Казалось, как можно говорить о письме, если в качестве бумаги выступает дерево. Тому, кто сомневается, придется признать. Щупал, кусал… — это дерево.  Дерево да, но письмо ли? Смотрим на обратную сторону.

 
Почта 
Кагарлык 
Киевская губерния 
Заводской лазарет EBБ 
Сереже Буслову 
 
Не потому, что у нас нет бумаги (ее много), а оригинальности ради посылаю сию деревянную открытку своему милому Сереже.
 
Все атрибуты письма, вернее открытки, налицо: адрес назначения и, главное, печати…
Удивляет не только деревянная основа письма, но и то, что писано оно с фронта. Не забывайте, идет первая мировая война. Стрелял или не стрелял в противника мой дед, не знаю, но на фронте он был точно.
 
Интернет молчит по поводу деревянных писем во время первой мировой войны, но то, что они были (прежде всего в Германии) информация проскальзывает.
 

История деревянной  открытки

Первое событие в открыточной жизни было тихим и мирным, носило самый заурядный казенно-чиновничий характер. Обер-почтмейстер Пруссии Генрих Штефан на почтовой конференции вг.Карлсруэ сделал сообщение о том, что им разработан новый проект под названием «Почтовый листок для открытых сообщений». То, что он продемонстрировал и предложил ввести в употребление по стране, выглядело очень сходно с современной открыткой и, возможно, уже тогда вошло бы в повседневный обиход, если бы Г.Штефан не настаивал на высоких почтовых сборах со своего нововведения. Проект был отклонен. Это случилось 144 года назад, в 1865 году.

Но идея витала в воздухе, и уже через четыре года в газете «Neue freie Presse» появилась статья профессора Военной академии Эммануила Германа о «почтовых карточках», которые можно было бы пересылать в открытом виде за умеренную плату. Ограничивая стоимость, экономный герр профессор предложил урезать и объем сообщений: не более 20 слов, вместе с адресом получателя и подписью отправителя.

Первой страной, где осуществилась эта идея, стала Австрия (на тот период Встро-Венгриябыла гораздо богаче и обширнее Прусского королевства). Двадцать второго сентября 1869 года ее правительство решило выпустить Korrespondenzkarte – карточки для корреспонденции – и очень скоро они действительно появились. Эти первые открытки были изготовлены из плотной бумаги желтоватого цвета размером 123х83 мм. В правом верхнем углу на них имелся отпечаток почтовой марки стоимостью в 2 крейцера. Рисунка не было.

А в 1870 году началась франко-прусская война. Немецкий тыл оказал мощную пропагандистскую поддержку фронту – силами одного-единственного книготворца Шварца из Ольденбурга. В день объявления мобилизации немецких войск, 16июля, он выпустил открытку с виньеткой на адресной стороне, изображавшей артиллериста с пушкой. Но ответный удар не заставил себя ждать. Вранцуз Леон Беснардо из местечка Конли, близ г.Силле-де-Гильом решил сделать бизнес, использовав политическую ситуацию, в ноябре того же года он наладил оперативные поставки в армию прямоугольников бристольского картона, размером 98х66 мм. Они пришлись как нельзя кстати сосредоточенным в его округе 40 тысячам французских войск, заменив собой дефицитную почтовую бумагу и конверты. Приметив, что отправители картонок частенько что-нибудь на них подрисовывают, Беснардо решил перенять идею, сразу почувствовав всю ее выгоду. Вскоре на его почтовых карточках появились рисунки патриотического содержания, выполненные литографским способом.

Спрос на товар с обеих сторон был просто ураганный. Немец Шварц и француз Беснардо, будучи не только профессионалами, но и толковыми дельцами, такого случая не упустили – каждый увеличил свое производство продукции «стратегического назначения». Война вывела почтовую открытку в ряд предметов первой необходимости, и эта позиция закрепилась за ней уже в мирное время.

В 1874 году на почтовом конгрессе в Берне собрались представители 22 государств. Руководители почтовых ведомств Австро-Венгрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, России, Румынии, Турции, Франции, Черногории, Швейцарии, Швеции, США и Египта учредили Всемирный почтовый союз и подписали Всеобщую почтовую конвенцию (кроме Франции, которая присоединилась к Союзу в 1876 году). В основу конвенции были заложены единство всех почтовых тарифов, свобода пересылки транзитной почты и много других установлений, устранявших помехи в развитии международного почтового обмена. Одним из утвержденных тогда стандартов стал размер открытого письма – 140х90 мм, который просуществовал полвека.

Общество не замедлило оценить заботу почтовиков. Уже на следующий год жителям стран Союза было отправлено 231 миллион 500 тысяч открытых писем. Через 25 лет это число увеличилось до 2 миллиардов 800 миллионов. Тенденция роста сохранилась, и к нынешнему дню из 15 миллиардов ежегодных отправлений по всему миру большинство составляют иллюстрированные открытки.

В первые годы своего существования открытки были черно-белыми. Но уже на исходе XIX столетия способы автотипии и фототипии позволили использовать при печати сначала сепию, а затем и цвет. Последовательное применение в полиграфическом производстве цинкографии, ксилографии, гелиогравюры и фотопечати самым прямым образом отразилось на качестве выходивших открыток. Перед Первой мировой войной к широкому потребителю пришли открытки, изготовленные способом меццо-тинто и офсетным. Их оценили знатоки, первые коллекционеры. Открытка представляла собой благодатнейшую почву для самых разнообразных техник изготовления, как для многотиражного производства, так и для делавшихся вручную единичных открыточных изысков. Появились парные открытки со смещенным изображением, дающие эффект объемной картинки при разглядывания их через специальный прибор – стереоскоп. Открытки с металлическими фрагментами, вставками из дерева или целиком на тончайших дощечках. Открытки с аппликацией из шелка, бархата, кружев, птичьих перьев, бисера, стеклянной обсыпки, засушенных цветов… открытки со светящимися красками…

Германия оказалась лидером по производству открыток, чему немало способствовали огромные потребности российского рынка. Немецкое полиграфическое оборудование и краскопроизводства привлекали заказчиков – издателей из России. К нам поступали не только готовые тиражи, но и матрицы для печати на местах. Налаженные связи обрубила Первая мировая война. Коллекционеры давно заметили, насколько реже попадаются поздравительные открытки с Новым 1915 годом по сравнению с такими же открытками, посвященными предыдущему 1914.

Дальнейшие исторические события окончательно развели в разные стороны мировых и российских производителей открыток.