История деревянной открытки
Первое событие в открыточной жизни было тихим и мирным, носило самый заурядный казенно-чиновничий характер. Обер-почтмейстер Пруссии Генрих Штефан на почтовой конференции вг.Карлсруэ сделал сообщение о том, что им разработан новый проект под названием «Почтовый листок для открытых сообщений». То, что он продемонстрировал и предложил ввести в употребление по стране, выглядело очень сходно с современной открыткой и, возможно, уже тогда вошло бы в повседневный обиход, если бы Г.Штефан не настаивал на высоких почтовых сборах со своего нововведения. Проект был отклонен. Это случилось 144 года назад, в 1865 году.
Но идея витала в воздухе, и уже через четыре года в газете «Neue freie Presse» появилась статья профессора Военной академии Эммануила Германа о «почтовых карточках», которые можно было бы пересылать в открытом виде за умеренную плату. Ограничивая стоимость, экономный герр профессор предложил урезать и объем сообщений: не более 20 слов, вместе с адресом получателя и подписью отправителя.
Первой страной, где осуществилась эта идея, стала Австрия (на тот период Встро-Венгриябыла гораздо богаче и обширнее Прусского королевства). Двадцать второго сентября 1869 года ее правительство решило выпустить Korrespondenzkarte – карточки для корреспонденции – и очень скоро они действительно появились. Эти первые открытки были изготовлены из плотной бумаги желтоватого цвета размером 123х83 мм. В правом верхнем углу на них имелся отпечаток почтовой марки стоимостью в 2 крейцера. Рисунка не было.
А в 1870 году началась франко-прусская война. Немецкий тыл оказал мощную пропагандистскую поддержку фронту – силами одного-единственного книготворца Шварца из Ольденбурга. В день объявления мобилизации немецких войск, 16июля, он выпустил открытку с виньеткой на адресной стороне, изображавшей артиллериста с пушкой. Но ответный удар не заставил себя ждать. Вранцуз Леон Беснардо из местечка Конли, близ г.Силле-де-Гильом решил сделать бизнес, использовав политическую ситуацию, в ноябре того же года он наладил оперативные поставки в армию прямоугольников бристольского картона, размером 98х66 мм. Они пришлись как нельзя кстати сосредоточенным в его округе 40 тысячам французских войск, заменив собой дефицитную почтовую бумагу и конверты. Приметив, что отправители картонок частенько что-нибудь на них подрисовывают, Беснардо решил перенять идею, сразу почувствовав всю ее выгоду. Вскоре на его почтовых карточках появились рисунки патриотического содержания, выполненные литографским способом.
Спрос на товар с обеих сторон был просто ураганный. Немец Шварц и француз Беснардо, будучи не только профессионалами, но и толковыми дельцами, такого случая не упустили – каждый увеличил свое производство продукции «стратегического назначения». Война вывела почтовую открытку в ряд предметов первой необходимости, и эта позиция закрепилась за ней уже в мирное время.
В 1874 году на почтовом конгрессе в Берне собрались представители 22 государств. Руководители почтовых ведомств Австро-Венгрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, России, Румынии, Турции, Франции, Черногории, Швейцарии, Швеции, США и Египта учредили Всемирный почтовый союз и подписали Всеобщую почтовую конвенцию (кроме Франции, которая присоединилась к Союзу в 1876 году). В основу конвенции были заложены единство всех почтовых тарифов, свобода пересылки транзитной почты и много других установлений, устранявших помехи в развитии международного почтового обмена. Одним из утвержденных тогда стандартов стал размер открытого письма – 140х90 мм, который просуществовал полвека.
Общество не замедлило оценить заботу почтовиков. Уже на следующий год жителям стран Союза было отправлено 231 миллион 500 тысяч открытых писем. Через 25 лет это число увеличилось до 2 миллиардов 800 миллионов. Тенденция роста сохранилась, и к нынешнему дню из 15 миллиардов ежегодных отправлений по всему миру большинство составляют иллюстрированные открытки.
В первые годы своего существования открытки были черно-белыми. Но уже на исходе XIX столетия способы автотипии и фототипии позволили использовать при печати сначала сепию, а затем и цвет. Последовательное применение в полиграфическом производстве цинкографии, ксилографии, гелиогравюры и фотопечати самым прямым образом отразилось на качестве выходивших открыток. Перед Первой мировой войной к широкому потребителю пришли открытки, изготовленные способом меццо-тинто и офсетным. Их оценили знатоки, первые коллекционеры. Открытка представляла собой благодатнейшую почву для самых разнообразных техник изготовления, как для многотиражного производства, так и для делавшихся вручную единичных открыточных изысков. Появились парные открытки со смещенным изображением, дающие эффект объемной картинки при разглядывания их через специальный прибор – стереоскоп. Открытки с металлическими фрагментами, вставками из дерева или целиком на тончайших дощечках. Открытки с аппликацией из шелка, бархата, кружев, птичьих перьев, бисера, стеклянной обсыпки, засушенных цветов… открытки со светящимися красками…
Германия оказалась лидером по производству открыток, чему немало способствовали огромные потребности российского рынка. Немецкое полиграфическое оборудование и краскопроизводства привлекали заказчиков – издателей из России. К нам поступали не только готовые тиражи, но и матрицы для печати на местах. Налаженные связи обрубила Первая мировая война. Коллекционеры давно заметили, насколько реже попадаются поздравительные открытки с Новым 1915 годом по сравнению с такими же открытками, посвященными предыдущему 1914.
Дальнейшие исторические события окончательно развели в разные стороны мировых и российских производителей открыток.