Среди его воспитанников — гроссмейстеры и мастера Виктор Гавриков, Виорел Иордакеску, Виктор Комляков, Дору Рогозенко, Владислав Неведничий, Ирина Зак, Марина Шереметьева, Ирина Брандис-Ионеску, Михаил Оратовский, Герман Титов и многие другие. Разработанные им дебютные системы по-прежнему актуальны в турнирах любого ранга.
У Вячеслава Андреевича было оригинальное мышление, масса любопытных идей. Мне кажется, он явно опередил свое время. В шахматах ему, человеку талантливому, все давалось легко. По-моему, Чебаненко был просто создан для них.
По большому счету, Чебаненко был прежде всего мыслителем. Он разработал оригинальный курс лекций по позиционной игре, где были, например, такие темы, как однопольные и разноцветные слоны, изолированная пешка, тактическая слабость, пешечная структура. Все его ученики хорошо владели приемами профилактики — он глубоко развил эту тему.Как практик он дошел до уровня мастера- думаю, пойти дальше ему не позволили чисто спортивные качества. Вячеслав Андреевич переключился на тренерскую работу, брал кандидатов в мастера и даже перворазрядников и готовил из них гроссмейстеров.
Но главное его достижение — создание совершенно оригинальной школы дебютного разыгрывания. В те времена, когда еще не наступила тотальная информатизация шахмат, его методы были очень эффективны. Он создал своего рода «линию Чебаненко» (по аналогии с «линией Маннергейма»). Репертуар был очень оригинальный, с интересными и в то же время правильными позиционными идеями. Одно из главных его достижений — то, что он придумал и разработал «славянку» с а7-а6. До сих пор белые не могут найти там перевес. И опять-таки основные линии остаются теми же, что записаны у нас в тетрадках 20-летней давности (а он сам начал разрабатывать систему 30 лет назад). Ему удавалось находить «нераспаханные поля».
Конечно, его система не была самодостаточна. Он давал ученикам знания в чистом виде, нам не требовалось ни малейшего усилия, чтобы воспринять их. Я, например, стал в 1991 году гроссмейстером в основном на его дебютах. Мы приходили заниматься к нему домой, — в клуб он выбирался очень редко. Как правило, к нему приходили одновременно 1-2 ученика, он готов был заниматься со всеми бесплатно и сколько угодно. Зарплату ему платил шахматный клуб, директор которого И.Я. Солонарь всегда с пониманием относился к специфике шахмат.
Были у Вячеслава Андреевича и ученицы (Ирина Брандис, Ирина Зак, Маша Клинова, Анжела Григорьева, Марина Шереметьева), которые были очень привязаны к тренеру. Он называл их «чудо-козочками», а остальных девушек — просто «козочками». Готовил он себе сам, иногда какую-то еду могли принести «чудо-козочки».
Вячеслав Андреевич замечательно пел, у него был прекрасный тенор. Любил слушать Софию Ротару. Образованный и эрудированный человек, он по всем вопросам имел свое суждение, сразу схватывал суть. Он был веселый человек, с хорошим чувством юмора, со своим сленгом- люди к нему тянулись. А вот писать Чебаненко не любил. Его статьи, в том числе и знаменитая «Всегда ли прав Нимцович?», появились исключительно благодаря энтузиазму его учеников.
Чебаненко был абсолютным бессребреником, не имел никаких материальных целей и пристрастий. Достаточно сказать, что он так и не получил звания заслуженного тренера Молдавии. А ведь Вячеслав Андреевич был единственным крупным тренером в республике- кроме него, подрастающим талантам не к кому было и обратиться. Спасибо Вам за Все, Вячеслав Андреевич!
Виорел БОЛОГАН,
международный гроссмейстер.