Художник Евгения Малешевская. Попытка исследования. Часть 2

Данное сообщение — вторая часть рассуждений  о жизни и творчестве ученицы Репина, художницы Евгении Марцелиновны Малешевской.  (Первую часть см. здесь). Оно посвящено дому, в котором она жила, и его довоенным обитателям.
Семья художника Алексея Васильева,  отца Натальи Алексеевны, 16 послевоенных лет жила в нем и для нас не безразлична его история.

Адреса дома.

В настоящее время адрес дома ул Василе Александри 75.
После присоединения Бессарабии к СССР в 1940 году всем улицам де-факто были возвращены названия времен царской России. Поэтому, когда семья Васильевых въехала в дом Малешевской, он был по адресу ул. Купеческая 15.
IMG_2560Письмо от 2 апреля 1946 года. Оно от сокурсницы А. Васильева художницы Иры Вилковир, только-только побывавшей  в гостях у кишиневского друга. В письме упоминается маленькая Наташа и, главное, фамилии будущих выдающихся художников Молдовы.IMG_2564 1«Как ваши малыши? Наташенька, наверно, уже бегает без пальто по вашему милому, милому дворику!! А Ярославка? Ярославчик — он ведь, небось, бегает уже?… Что поделывают Юстеры? (о семье румынского художника Юстера читайте здесь — ЯВ) Передайте им большой сердечный привет от меня и такой же привет Мише Греку и Клаве Кобизевой.  Привет Нюсе (Баранович — ЯВ) и Лизке (?) и вообще всем художникам, мне так приятно обо всех вспоминать.»

Купеческая улица при советской власти была обречена на переименование и оно очень скоро последовало. Ей дали имя героя гражданской войны Котовского.
Письмо от дальних родственников Савинских, помеченное 16 октября 1946 года, уже отсылалось но новому адресу.
IMG_7807 IMG_7808 1Дорогие друзья Таня и Алексей!
Давно от вас не было вестей и вдруг сразу такая ошеломляющая открытка. Как же это у вас произошла такая катастрофа с керосинкой? Бедный Ярославушка…

+++вставка от сайта НА+++
Катастрофа в семье Васильевых.
Может быть не было катастрофы, но несомненно было большое семейное событие.
В те времена все готовилось на примусе или керосинке.  Одно неловкое движение, керосин разлился, начался пожар. Отец все горящие вещи начал  выбрасывать в окно (благо, оно открыто и совсем рядом). Через несколько мгновений мама, увидев, как вещи летят в окно, вскричала: там же Ярослав! Под окном (на воздухе и вблизи от материнских глаз и ушей) спал в ящике, заменявшем коляску, двухлетний сын.  На одно чрезвычайное событие наложилось другое.  Теперь нужно было разгребать выброшенные горящие вещи, чтобы  найти и вытащить ребенка. К нему бросилась мать. Обгорели оба. Также обоих поместили в больницу.
Как часто случается в жизни — нет худа без добра. С лечения в больнице началась дружба с семьей врача-хирурга Анны Абрамовны Аксельрод и Владимира Александровича Григорович, продолжавшаяся всю жизнь. Их сын, Игорь, стал художником, профессором Минского художественного института; написал интересные воспоминания о своем учителе Алексее Александровиче Васильеве.
+++ конец вставки+++

С царских времен до послевоенного Кишинева границей города  на юге была улица Садовая (ныне ул. Матеевича), — в полутора кварталов от дома Малешевской. Также долго у дома был 15 номер.
Карта Кишинева царскаяФрагмент карты Кишинева начала 20 века. Дом Мелешевской отмечен красной точкой.

В советский период (надо отдать должное) город стал заметно расширяться;  застраивалась дорога, идущая от улицы Котовского в сторону Костюжен и Ганчешт (везде старые названия). Во второй половине 1950-х годов (1957, 1958) было принято решение продлить улицу Котовского. С тех пор и до наших дней  бывший дом Малешевской — обладатель номера 75.

С началом перестройки (в конце 1980-х) и приобретением республикой сначала самостоятельности, а потом независимости ул Котовского переименовали сначала в Ганчешскую, а через несколько лет она приобрела существующее ныне название Василе Александри.

В румынский период улицу назвали «Буковина» (Bucovinei), а  в 1932 году, когда в Румынии скончался герой 1-й мировой войны генерал Ернест Броштеану, улицу переименовали в его честь (General Brosteanu), наверно потому, что она указывала на юг в сторону района Добруджи — места, где храбро воевал генерал со своими солдатами.

Памятник городского значения

В «Ганчештский» период истории улицы мэрия города провела инвентаризацию домов и выделила (среди прочих) дом Малешевской в качестве памятника городского значения. Об этом сообщено на сайте, ссылку на который указал ученик Натальи Алексеевны В. Дубасов.
Дом 75
Памятник архитектуры местного значения, внесенный в реестр памятников истории и культуры утверждённый Примэрией Кишинева.
Постройка предположительно конца 19-го, начала 20-го века. Стиль архитектуры — русский классицизм. Построен на основе типового проекта. В 1940 году в качестве владельца была зарегистрирована Салина Екатерина.

Сразу две неожиданности. Первая представляет дом исторически значимым строением; вторая та, что хозяйкой дома или, как сейчас говорят, ответственным квартиросъемщиком, являлась не Евгения Малешевская, а Екатерина Салина. Разберем обе.

Дом исторического значения?!

К сожалению, дом по улице В. Александри 75 за последний период изменился так, что вряд ли сейчас можно говорить о каком-либо памятнике, пусть даже местного значения. Посмотрите на него.
img003Такого вида дом просуществовал со времен Малешевской вплоть до 1990-х годов и таким он изображен в архитектурном реестре городских памятников.
А таким он выглядит в настоящее время.
IMG_5663Кишинев, 2015. ул В. Александри 75

Мастерская Малешевской (см. первую часть)тоже «изменилась» — она  была разобрана. На ее месте построен было трехэтажный особняк, но какие-то условия, видимо,  были нарушены и хозяев заставили снести два этажа и пристройки (удивительный факт в наши напористые времена).
IMG14232Первая половина 1950-х. Мастерская Малешевской-Васильева в изображении Наташи Васильевой.

IMG16382На месте мастерской в 2012 году.  Справа половые доски из дома Малешевской (там в это время шел евроремонт). По ним ходила Малешевская, Васильевы… Да, что Васильевы, Шаляпин, Фальк…

IMG_5665На месте мастерской в 2015 году.

Все-таки дом по улице В. Александри 75 остается уникальным.
После  десятков лет жизни художницы Малешевской, после16 лет жизни семьи художника Васильева в него въехала семья еще одного замечательныго художника Молдовы Михаила Петровича Петрика и прожила в нем тоже около 16 лет. Может ли не быть уникальным дом, в котором на протяжении многих десятков лет жило три поколения ведущих художников Молдовы? Но это еще не все.
Сразу после войны дом был, по сути, центром художественной жизни города. «По вечерам у нас частенько собирались Чоколов, Гамбурды, Кобизева, Юстер и другие художники — порисовать или вскладчину отметить какой-нибудь праздник.» (Н. Васильева. Кисть -шпага, палитра — щит. От сайта НА добавим, приходил Окушко, а также  молодой Миша Греку, Нюся Баранович… (см. выше письмо Иры Вилковир).
А сейчас покажем, что он был и центром музыкальной жизни.

Екатерина Салина

Кто же такая Екатерина Салина, на которую в 1940 году был записан «дом Малешевской»? Этот вопрос  — не из трудных. А. Васильев в 1941 году пишет жене: «Здесь же в каменном особнячке живет художница Малешевская с сестрой (музыкантшей, такой же старой)». Дом мог быть записан на сестру Евгении «музыкантшу» Екатерину Малешевскую, которая по мужу стала Салина. Смотрим Интернет и среди бессарабских персоналий 19 века находим:
Салина Еи в другом месте:
Салина Е 2Все сходится: две родные сестры, одна художница, другая пианистка, педагог, музыкальный деятель.
Как мы поняли, цифры на  картинках должны указывать дату смерти. Все цифры врут. (Было бы просто, если все было верно.)
Заодно узнали, что Малешевские — бессарабский дворянский род, причисленный к местному дворянству в 1903 году по прошению Марцелина Малешевского из Варшавской губернии, — отца Екатерины и Евгении . Отставной капитан Марцелин Мартынович Малешевский в  начале 20 века состоял почетным мировым судьей в Сорокском уезде  вместе с известным в Бессарабии общественным деятелем и крупным помещиком Крупенским Александром Николаевичем.

Муж Екатерины Марцелиновны Малешевской

Поиски мужа Е. Салиной (Малешевской) увенчались успехом. Нет, мы не нашли ее свидетельства о браке, но человека, который мог бы быть ее мужем, нашли. Никаких новых документов не появилось, но мы уверены в правильности нашего предположения. Судите сами. (Источники — Циклопедия, Статья о Ребикове и др.).

Василий Захарович Салин (1842, с. Циглеровка, Полтавская губ. — 1907, Кишинев) — известный русский музыкант, скрипач, музыкальный педагог.
Имя этого крупного музыканта постепенно стерлось, затушевалось  и до нашего времени дошли лишь немногие документальные свидетельства о его жизни.
Закончил (1862) Петербургскую  консерваторию, по классу  Г. Венявского, который отмечал особую одаренность своего ученика. Салина — виртуоза-скрипача — высоко ценил П. Чайковский.
С 1867 г.  В.Салин — артист оркестра императорских театров в Петербурге.
В 1874 г.   Салин оставил театральную службу и занялся преподаванием в городах русской провинции.  В этом проявилось подвижничество русской интеллигенции: многие артисты и музыканты уезжали работать в провинцию, нарочито теряя успех и блестящую столичную карьеру, но беря на себя высокую духовную миссию по обучению своего народа. Вклад В.З. Салина в духовное развитие провинции огромен.
В течение 1874—1876 гг. В.Салин преподавал в музыкальных училищах Харькова.
В 1876 году музыкант переехал в Саратов, где преподавал и выступал с концертами. Имя Салина, стоявшего у истоков культурной жизни Саратова, чтят до настоящего времени.
В 1885-93 гг. В. З. преподавал в Московской консерватории.
В 1893—1894 гг. В. З. Салин работал в Киеве.
Жизнь музыканта-бродяги продолжилась Кишиневе.
В 1900 году было открыто музыкальное училище в Кишиневе; среди его первых педагогов по классу скрипки – В.З. Салин.
Там же, в Кишиневе, Василий Захарович Салин скончался в 1907 г. в возрасте 65 лет.

Разве  у Екатерины Малешевской мог быть мужем  другой Салин кроме Василия Захаровича?   Салин прибыл в Кишинев уже  в возрасте (под 60), чувствовал усталость, прошедшая кочевая жизнь разорвала  семейные узы — он был свободен. Пора было приставать к берегу. А рядом коллега, талантливый пианист, образованная (Е.М. закончила Венскую консерваторию), симпатичная женщина… Последовала женитьба, а далее нужно было место для жилья.
Был приобретен (построен) дом — именно тот дом, о котором мы ведем речь: Салиных, Малешевской, Васильевых, Петрика…
Семья Салиных стала самой музыкальной в городе. Оба давали концерты, оба вели большую педагогическую работу, оба  были музыкальными деятелями. Конечно, их дом, по существу, был центром музыкальной жизни города. Не удивительно, что любая заезжая  знаменитость (Шаляпин, Рахманинов…) не отказывалась посетить такой дом, тем более, что многие гости из России неплохо знали его хозяина.

Е. Салина — педагог

Редко, когда по прошествии века  живет память о педагоге, дававшем маленькому ребенку частные уроки. У педагога музыки Екатерины Салиной мы нашли двух выдающихся учеников.
Донич

Леонид Добронравов — русский, румынский, французский писатель, актер, режиссер и пианист. (1887, Кишинев — 1926, Париж) Перезахоронен в Кишиневе. По материнской линии восходит к роду Доничей.
В 1887—1901 годах брал уроки музыки у Екатерины Салиной.
То, что мы выделили курсивом , приводят ВСЕ источники в Интернете и ни один не обратил внимания на элементарное несоответствие: Добронравов брал уроки у Салиной 14 лет, с года своего рождения. Такого не может быть. Скорее всего он брал уроки 4 года, с 10-летнего возраста. Поэтому фраза нашего сайта: Леонид Михайлович Донич-Добронравов — известный русский, румынский, французский писатель, актер, режиссер и пианист с 1897 по 1901 год брал уроки музыки у пианистки Екатерины Салиной (Малешевской), более соответствует истине, чем все ранее выводимое в Интернете.

Человек-легенда, скрипач и саксофонист  Гарри Ширман принимал участие в знаменитом молдавском джазовом оркестре под управлением Шико Аранова.
IMG14794Могила Шико Аранова на еврейском кладбище в Кишиневе. Фото ЯВ.

Гарри Ширман вспоминает Салину-педагога: Вскоре мама пригласила к дочерям известную в городе пианистку Екатерину Марцелиновну Салину. Та стала постоянным педагогом Жени и Сони, а потом и их полным спонсором в музыкальном образовании…
Музыка входила в мою жизнь незаметно. Мне не было и пяти, когда купили «восьмушку». Скрипка визжала, скрипела, изрыгала ужасные звуки. Я плакал и отказывался учиться на варварском инструменте. Родителям пришлось «разориться» на «четвертушку». Она издавала более приличные звуки, и я стал заниматься с педагогом. Екатерина Марцелиновна Салина (она была замдиректора и заведующей учебной частью музучилища) показала меня Александру Павлову, скрипачу и руководителю оркестра при кинотеатре «Орфеум»…
Гарри Ширман
Нью-Йорк, 2007. Гарри Ширман

Третья сестра или второе замужество

Когда  говорили о Евгении Малешевской, отметили, что некоторые источники (в частности, знаменитая Википедия) считали, что художница умерла «11 марта 1958 года и похоронена на Русском кладбище имени Е. К. В. Королевы Эллинов Ольги Константиновны в Пирейе». Мы прошли мимо этого  варианта, как нелепого, даже недобросовестного, но когда готовились писать о Екатерине Салиной мелькнула мысль:  может быть именно Салина похоронена в Греции на русском кладбище? Мы, ведь, не знаем где и когда Е.С.  умерла. Без надежды что-либо узнать набрали в поиске: «кладбище имени…» и не поверили глазам. Выдана была не только статья о русских могилах в Пирее, но и перечень всех захоронений с именами, датами…  Нашли Малешевскую с очень редким отчеством Марцелиновна с датой захоронения 11 марта 1958 года, но… с другим именем
Е РовитиРовити (Малешевская) ЕЛЕНА Марцелиновна. Теперь ясно становится, что тот, кто  писал о Евгении Малешевской  и нашел вышеприведенный документ посчитал, что в перечень вкралась опечатка, что на самом деле не Елена, а Евгения. (Отсюда пошла гулять по Интернету информация о фамилии Евгении Малешевской по мужу Ровити). Исследователь ошибался, ибо не знал, что у Евгении  была сестра. Теперь мы перед  той же дилеммой: считать имя опечаткой или нет. Но теперь опечаткой не в сторону Евгении, а в сторону Екатерины. Во втором случае придется констатировать, что было не две сестры, а три.  Логично, трем дочерям, родившимся в семье Марцелина Малешевского , дать имена на букву «Е» — Евгения, Екатерина, Елена. Чтобы остановиться на этом варианте, нужен даже не документ, просто намек на третью сестру.  А пока его нет будем считать, что в списке захоронений кладбища в Пирее в строке 156 требуется  читать не Елена, а Екатерина, что музыкант, пианист, педагог  Екатерина Малешевская, похоронив в 1942 году сестру Евгению в Кишиневе и не желая жить при Советах, к концу войны переехала в Румынию. В Румынии связала свою жизнь с Ровити Пантелеймоном Ивановичем, нашла (или нашли) возможность перебраться в Грецию, где провели свои последние дни…

На этом заканчиваем  историю дома по ул. Василие Александри 75, в котором на протяжении века при разных политических системах кипела музыкальная и художественная жизнь.

PS На заглавной фотографии Наташа Васильева и Вероника Мельник у дома Малешевской, в котором прошло их детство.

Художник Евгения Малешевская. Попытка исследования. Часть 2: 3 комментария

  1. Весьма удачная попытка. Очень интересно было вслед за Вами извлекать на свет божий может и не значительные, но весьма интересные факты из истории культуры Молдовы) К примеру, мне было интересно узнать, что я знаком с двумя «бессарабскими дворянами», Сашкой Сакарой и Костиком Сало))
    Да, Гынчешты это наверно Хынчешть?? Исправьте по тексту)

    1. Благодарю за комментарий. Ганчешты — старое название, на что указал в статье. У отца есть картина «В старых Ганчештах». А. Васильев. В старвх ГантештахМне кажется, я помню на улице бывшей Котовского указатели «Гантештская».

      1. Ганчешты историческое русское наименование города. После 1944 г официально не употреблялось. Улица Ганчештской даже неофициально вряд ли когда была)
        НЕ уверен, что это существенно)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *