Введение
Данное сообщение является продолжением статьи «Художник Елизавета Потехина«. В первой статье демонстрировались неизвестные работы первой жены Роберта Фалька, взятые из альбома, на обложке которого выведено слово «ПотЪхина». Альбом был найден в доме художницы Евгении Малешевской, в котором после войны поселилась семья Васильевых.
Скорее всего, Е. Потехина при вступлении в «Бессарабское общество любителей искусства» передала свой альбом Малешевской — одному из основателей общества — для подтверждения своего профессионального уровня. Решение было принято, а альбом, как водится, не был возвращен автору.
Можно с уверенностью заключить: альбом , о котором мы говорили в предыдущей статье, принадлежит Елизавете Сергеевне Потехиной — первой жене Фалька.
Роберт Фальк и отец НА Алексей Васильев
Роберт Рафаилович Фальк (1886 — 1958)
Знакомство
Из биографии Фалька узнаем, что он преподавал во ВХУТЕИНе (Высший Художественно-технический институт, ранее ВХУТЕМАС (мастерские)) 10 лет с 1918 г. по 1928 г.
Из биографии Васильева знаем о поступлении его во ВХУТЕИН в 1927 году.
Два года одно учебное заведение связывало студента Алешу Васильева и педагога Роберта Рафаиловича Фалька — времени вполне достаточно, чтобы познакомиться, а то и подружиться. Тем более, что друзья-товарищи Алексея по институту Николай Ромадин и Семен Чуйков (будущие академики, народные художники СССР) фигурируют среди учеников Фалька.
Со слов отца дочь пишет (мы приводим цитату из книги «Две ипостаси Натальи Васильевой«): «Роберт Рафаилович Фальк жил в крайней нужде на чердаке института (ВХУТЕИН), в котором работал. К нему приходили сочувствующие. Они рассаживались на приготовленные скамейки. На мольберте стоял закрытый тряпкой холст. Художник просил зрителей своих впечатлений вслух не выражать. Его странные картины смотрели в полной тишине… Уходя, оставляли вдоль стен кулечки с едой. Сутулый и худой Фальк, держась за сердце, мучительно улыбался. «
Приглашение в гости
Приведу пару примеров.
Письмо 1947 года одного из крупнейших советских художников Владимира Серова — в те годы председателя Ленинградского отделения Союза художников (будущего академика, народного художника, Президента АХ):
PS Как в вашей благодатной Молдавии обстоит дело с осенней погодой? После страшной нагрузки к выставкам Всесоюзной и Ленинградской хочу отдохнуть и самым серьезным образом подумываю о Молдавии. Если не будет очень трудно, напишите.
Ваш В. Серов
10 ноября 1947 года
Леша, а нет ли под Кишиневом местечка, где можно летом снять жилье и отдохнуть? Но не курорт, а вроде села тихого. Напиши.
Твой Саша
Приезд Фалька в Кишинев
«Запомнился мне приезд сутулого, худого, немного странного Р.Р. Фалька с семьей (выделено сайтом НА). Папа был с ним знаком по временам учебы во ВХУТЕИНе. Он рассказывал о необычных его работах, которые Роберт Рафаилович показывал ему в Москве. С Фальком Алексей Александрович много спорил. Они сражались и за шахматной доской. По вечерам ходили на этюды. В память об этом времени у нас много лет висит маленький этюд Фалька, подаренный папе.«. (Сайт НА: если дарить, то надо подписывать. Фальк на незаконченном этюде в левом нижнем углу вывел букву «Ф»).
Р. Фальк, Пейзаж со стогом сена. 1951-1952 (Собственность …)
Семья
В конце 1940-х годов Фальк не мог приехать с семьей. Дочери было за 25; вряд ли бы составила компанию отцу с его 4-й женой Ангелиной Васильевной Щекин-Кротовой (брак зафиксирован в 1939 году). Детей в последнем браке не было.
А. Васильев и Е. Потехина
Интересный вопрос: знал ли Алексей Васильев Елизавету Потехину? Если пути Васильева и Потехиной пересекались, то скорее всего причиной (и поводом) был альбом с работами последней.
Старая записная книжка на букву «Ф».
Дом №1 по Курсовому переулку — дом Перцова — прочно связан с искусством.
Дом был построен в 1906-1907 гг по рисункам художника Сергея Малютина — автора «русского чуда», покорившего мир — матрешки.
Недалеко от участка, купленного Перцовым, стоял другой дом в русско-сказочном стиле, сотворенный Виктором Васнецовым. Владелец дома Иван Цветков, будучи другом и собратом Перцова по коллекционированию подал ему идею сделать нечто похожее. Дом должен был выражать национальное своеобразие русского искусства. Дом был задуман, как доходный. Постояльцами «Дома-сказки» были художники М. Нестеров, К. Юон, здесь снимали квартиры артисты МХТа. После революции и национализации дома хозяйские апартаменты занимал Лев Троцкий. В верхних этажах располагались квартиры и мастерские художников. Кроме Р. Фалька в разных квартирах жили и работали Александр Куприн, Павел Соколов-Скаля и др.
О Потехиной практически ничего неизвестно. Номер телефона Б3-16-22 дает хоть какую-то зацепку будущим исследователям творчества и жизни Е. П.
Если бы не этот вопрос, и название статьи, и ее структура были бы другие.
Левидова Майя Михайловна
Еще один адрес, сделанный карандашом в записной книжке — Левидова Майя Михайловна, Арбат 20, кв. 70. Записи сделаны одновременно! Иначе фамилия на «Л» никак не могла попасть на страничку буквы «Ф».
Кто такая Левидова? Википедия скупо проинформировала — российская художница (1921—2012). Зато в биографических записках близкого друга Левидовой Юрия Вениаминовича Геронимуса мы нашли определяющую информацию.
«…отец Майи Михаил Левидов, знакомый с Фальком, как-то где-то на улице познакомил художника со своей пятнадцатилетней дочкой. Это было в середине тридцатых, вскоре после возвращения Фалька в Москву из Парижа. (Здесь и далее выделено сайтом НА)… В те времена знакомство Майи с Фальком той встречей и кончилось«.
«в ноябре сорок четвёртого, Майя Левидова родила сына, названного Мишей«.
« … лет через двенадцать после той случайной встречи, знакомство Майи с Фальком возобновилось. Майя мне об этом событии рассказала, но я подробности и обстоятельства забыл. Общение между Майей и Фальком на этот раз стало регулярным. Майя показала Фальку свои работы, они ему понравились, и — по его ли, по её ли инициативе — Фальк стал Майю в её работе направлять и консультировать. С какого-то момента я узнал от Майи, что её отношения с Фальком перешли границы отношений ученицы с учителем. Весь процесс от момента возобновления её знакомства с Фальком до превращения этого знакомства в роман занял не слишком большое время«…
«Фальк был женат на своей третьей или четвёртой жене, Ангелине Васильевне Кротов-Щёкиной. Она страдала сильным сердечным заболеванием, и Фальк не решился разорвать с ней брак формально. Жизнь троих — Фалька, его фактической жены Майи и номинальной — Ангелины Васильевны нормальной назвать было нельзя».
Здесь к месту будут слова Ангелины Васильевны о Фальке и его чертах: «Он очень увлекался, но никогда в нем не было, знаете, такого циничного отношения к женщинам. Он всегда очень страдал от всех своих сложных отношений. Он каялся так, как, знаете, самый христианский грешник, в своих грехах, но это не мешало ему… да, начинать снова. Но при том, что приходилось иногда, может быть, и запутываться в какой-то лжи, но, в общем, он был искренним человеком. И ужасно ему хотелось, чтобы все как-то было хорошо и чтобы все относились друг к другу по-доброму. В частности, он бы ничего не имел против, если бы у него был такой мирный гарем. В общем, наполовину так и получалось…»
В другой записной книжке А. Васильева упоминается 4-я жена Фалька, правда без адреса.
Продолжаем цитировать Геронимуса.
«Как правило, они (Фальк с Левидовой) вместе проводили летние месяцы — иногда под Москвой, а иногда уезжали подальше. Одно лето они, например, прожили в Молдавии«.
Последняя фраза — ключевая. Именно она толкнула нас на обсуждение «семейного» аспекта визита Фалька в гости к Васильеву и вместе с другими фактами позволяет обобщить всю, сказанную выше, информацию.
Реконструкция визита Фалька «с семьей» в Кишинев.
Летом 1951-1952 гг. Фальк с Левидовой и ее сыном приезжают в Кишинев. (Для 12-летней Наташи Васильевой дядя Фальк приезжал с семьей). Пока выясняется место отдыха и оформляются документы Фальк с Левидовой и Мишей живут у Васильевых. Мужчины, как пишет НА, спорят, играют в шахматы, ходят на этюды… Через некоторое время после всех формальностей отъезжают на отдых. Незаконченный этюд Роберт Рафаилович, подписывая оставляет Алексею Александровичу.
Жены Роберта Фалька
Кира Константиновна Алексеева (1891—1977), дочь К. С. Станиславского, художница; в браке с 1920 по 1922 гг.
Раиса Вениаминовна Идельсон (1894—1972), поэтесса и художница, в браке с 1922 по 1931 год.
Ангелина Васильевна Щекин-Кротова (1910—1992), в браке с 1939 года и до смерти Фалька.
Последняя любовь Фалька — Левидова Майя Михайловна, художница (1921—2012).
Жены Фалька в его творчестве.
Лиза в розовом. Портрет Е.С.Потехиной, 1909
Портрет Елизаветы Сергеевны Потехиной, 1910
Портрет К.К.Алексеевой, 1925. Графитный карандаш
При свете коптилки (Портрет жены, А.В.Щекин-Кротовой), 1943. Акварель, гуашь
Лиза в кресле. Портрет жены художника, 1910
В розовой шали (А.В.Щекин-Кротова), 1953
В черной шали (А.В.Щекин-Кротова), 1948
Автопортрет на синем фоне, 1909
Девушка у окна (Р.В. Идельсон), 1926
Женщина у пианино (Е.С.Потехина), 1917
Женщина в красном лифе (Р.В.Идельсон), 1922
Дополнение 3 августа 2018
Сегодня на форуме «Старый Кишинев» увидел еще одну работу Фалька, написанную в Молдавии.
«В саду. Молдавия.» 1952 г.
Курская картинная галерея им. А.Дейнеки. Фото «zametilprosto»
Выше мы почти угадали год встречи Фалька и Васильева «Летом 1951-1952 гг. Фальк с Левидовой и ее сыном приезжают в Кишинев». Теперь знаем точно Фальк провел лето в Молдавии в 1952 году.
Такие разные, интересные два художника А. Васильев и Фальк. Один придерживался классического коллористического направления в живописи, другой много повзаимствовал от импрессионизма, но ярко индивидуален. Им было интересно спорить оба талантливы и совершенно разные!
Ты прав, Андриеш. Спасибо за комментарий!
Добрый день, Ярослав!
С большим интересом прочитал на сайте Наташи статью о Фальке и его женах и особенно о художнице Елизавете Сергеевне Потехиной.
Сразу же вспомнил, что у Ильи Трофимовича Богдеско был в Кировском училище преподаватель Алексей Александрович Потехин. Связь их не прекратилась и после того, как Богдеско окончил училище- они переписывались еще долгие годы. Одно из этих писем мне довелось даже держать в руках- оно было написано не на стандартном листе бумаги, а, кажется на ватмане.
В книге «Круг за кругом» Богдеско пишет как дорога ему похвала Потехина его росписи в Кицканах. » Здравствуй, Илюша! …На фоне модного модернизма, схематичности и совершенного игнорирования человека как неповторимого, индивидуального образа, панно или роспись сейчас стали более всего напоминать аппликации,украшательство, но никак не монументальные произведения…Вот почему в твоей росписи радует принцип, где люди смотрятся людьми- в меру обобщены, в меру стилизованы, но не потеряли своей пластической красоты, ни капли не нарушили плоскости стены, а, наоборот, обогатили ее…»
Биографию А.А. Потехина можно узнать в небольшой книжечке- «История вятского художественного образования», Киров 2014 . Там говорится, что Потехин родился в 1912 году в Воронеже. В семь лет остался без родителей, (а кто были родители- не родственники ли Елизаветы Сергеевны?) был беспризорником, затем воспитывался в детском доме. Окончил Вятский художественный техникум, после чего поступил В Академию художеств в Ленинграде. Окончил Академию в 1939 году. Воевал с января 1942 года до дня Победы. События этих лет отражены в его произведениях. С 1964 года вновь стал преподавать в художественном отделении училища искусств имени Рылова. Умер А.А.Потехин в 1981 году. В книге особенно отмечается роль Потехина педагога, наставника таких замечательных художников , как И.Т. Богдеско.
В Юбилейном справочнике выпускников Академии художеств о Потехине написано: » Потехин Алексей Александрович. Род. 5 октября 1911 г. Поступил в 1931 г. В 1939 г. получил Диплом об окончании института. Дипломная работа «Каганович среди комсомольской бригады Метростроя» Оценка «хорошо» . Руководитель проф. В.Н. Мешков. Присвоено звание художника живописи.»
Даты рождения в книгах не совпадают 1911г. и 1912 г. То, что не совпадают даты рождения, может дать повод сомневаться и в месте рождения, что еще более увеличивает возможную вероятность родственных связей Елизаветы и Алексея Потехиных.
В справочнике выпускников Академии есть сведения еще об одном Потехине- Александре Дмитриевиче 1892 года рождения, окончившего академию в 1930 году. Но он с нашими героями скорее всего не связан.
Ярослав, спасибо за богатство и занимательность историй, которыми не перестает нас радовать сайт Натальи Васильевой.
Благодарю за комментарий. Обратил внимание на глубокий и точный отзыв А. Потехина о панно своего ученика в Кицканах. Тут же вспоминается с каким уважением, теплотой и любовью Илья Богдеско говорит о своих учителях в книге «Круг за кругом«.
Родственные отношения между Алексеем Потехиным и Елизаветой Потехиной — чисто теоретические. Мне кажется, интереснее попытаться выяснить отношения между Е. Потехиной и П. Потехиным — членами бессарабских художественных обществ, которые были упомянуты в статье «Елизавета Сергеевна Потехина«.
Светлая Память Вам, Ярослав Алексеевич Васильев!