Воспоминания педагога Натальи Васильевой и воспоминания актрисы Элины Быстрицкой

В год выхода на экраны «Неоконченной повести» 
под ее влиянием десятки тысяч девушек пошли 
учиться в медицинские институты. 
Они стали прекрасными врачами. 
И одна из них впоследствии даже спасла меня…
Э. Быстрицкая
 
 
Семья Ивановых-Савинских
 
Из воспоминаний НА
 
0_9abba_114e2c50_L

 
Мне хотелось бы вспомнить еще про одну семью — очень близкую для папы.
              У неизвестного мне дедушки Александра Борисовича Васильева была  первая жена  образованная, красивая дама, от которой у них было 5 сыновей.
Жили они тогда в достатке. Дом был полной чашей. Дед был молодым. У них в  семье даже была  помошница  — Снедская (?) — деревенская  девчонка (не умевшая даже читать). Первая жена неожиданно умерла. Дом осиротел.  Дети не ухожены. Было очень трудно.
           Дед взял и женился на  своей домработнице… Звали ее Феодосия  Исаевна. Она была молодой, здоровой и энергичной. Она и стала моей бабушкой. Появилось  у них еще  5-ро  сыновей. Дед дряхлел. Дети росли. Сами себе подрабатывали. Не многим из них удалось выучиться. Мой папа сбежал из дома и после  долгих мыканий добрался до Москвы, где  получил свое образование.
          Родители материально  ничем не  помогали и раньше, а к этому времени умер отец. Но перед смертью он дал Леше (моему папе) московский адрес родственников своей первой жены. Это были Ивановы  Павел Николаевич (не помню точно ли отчество) и его жена  Татьяна Васильевна. 
           Помню, что дед Павел был худой, седой  старик, очень приветливый  и добрый. Он рано умер, так же  как почти все его дети от туберкулеза легких, кроме младшей дочери  Жени.
     Его жену Татьяну Васильевну помню очень хорошо. Это был замечательный человек. В моей памяти сейчас: сначала полуседая, потом совсем седая. Хлебосольная, остроумная, с массой интересовавших меня воспоминаний, с московским говорком, как у старых из малого театра.
          Вот они, почти не родственники, оказывали моему папе большое гостеприимство, иначе просто  кормили бедного голодного студента-художника. К ним он являлся в самом крайнем  случае. Что особенно в этих отношениях  было ценно, так это то, что  Ивановы  были людьми просто бедными. 
Папа всю свою жизнь сохранял большую благодарность этой семье своих  благодетелей. Во все свои приезды  из Кишинева  он к ним приходил. А теперь, когда Ярослав живет в Москве и, когда давным-давно не стало деда Павла,  Татьяны Васильевны, которых Ярослав не помнит, он продолжает дружбу с их внучкой Татьяной Игоревной  Савинской. Меня радует эта дружба. У меня же с Таней не сложилось никаких отношений…
       Жили Ивановы в Останкино, на 2-ом этаже деревянного 2-ух этажного дома. 
С печью, со скрипучими  половицами  и чисто  вымытой деревянной лестницей. У них была одна комната. Правда, их дочь Евг.Павловна- тогда с мужем Игорем и маленькой  дочерью Татьяной, жили отдельно в Новогиреево.
         А в Останкино  жили эти  добрые бедные  люди  рядом  с великолепным дворцом Шереметьева…, в котором я часто бывала именно в те времена.
         А Татьяна Васильевна с дочерью, ее подругой Лидой и внучкой приезжали к нам  в 46- 47(?) г. в Кишинев — погостить. Но об этом позже, если хватит времени. 
.
0_b2310_4a90aa37_L
Таня Савинская (слева) и Наташа Васильева
Москва, 1944
0_b230d_863070a7_L
Таня Савинская
Москва, конец 1940-х годов
0_b2311_d6c3d719_L
Из письма Татьяны Анатольевны детям. Начало 1950-х годов:
Дорогая Наташенька и Ярославушка!
Была вчера у Танечки Савинской. Она очень выросла, выглядит здоровой девочкой. Очень хорошо учится. Если так будет и дальше, кончит с золотой медалью.
0_b230f_90133d20_L
Кишинев, конец 1940-х годов.
Наташа (слева) и Таня (справа) со своими мамами.
0_b230e_2c6d6ee5_L
Кишинев, конец 1940-х годов.
Таня(слева) и Наташа.
0_b230c_b930f612_L
Кишинев (у Соборного парка) конец 1940-х годов.
0_b230b_35339367_L
Кишинев (слева Соборный парк), конец 1940-х годов.
Слева направо: т. Лида Григорьева (подруга Е.П. Савинской), Татьяна Васильевна Иванова, Евгения Павловна Савинская, Наташа, Таня, Ярослав,  Татьяна Анатольевна Васильева
.
 

Далее можно будет узнать:

1. Почему воспоминания двух совсем разных людей находятся вместе в одном сообщении;

2. Почему об этом можно говорить только намеками.

Из воспоминаний Элины Быстрицкой

 

Jelina_Avraamovna_Bystrickaja_(16)
 
Из этой больницы я не вышла, а буквально вырвалась. Такое «лечение» привело к тому, что я все чаще стала думать: пора заканчивать счеты с жизнью. Жить без театра, без моей работы я не могу, а врачи постоянно говорили:
 
— Вам надо сменить профессию…
 
Я не сомневаюсь, что врачи желали мне добра, ведь Бог создал врачей для милосердия. Но и милосердие, даже искреннее, бывает разное. Вот пример, с которым я столкнулась много позже… У моего друга внезапно очень тяжело заболела жена. Ее поразил недуг из тех, которые считаются неизлечимыми. И врачи «милосердно», конечно, деликатно, посоветовали ему не тратиться на лекарства, так как стоят они очень дорого. У этой маленькой трагедии счастливый финал: женщина победила страшную болезнь.
 
Когда я услышала «добрый» совет врачей сменить профессию, в глазах потемнело. Какая у меня может быть иная профессия, если я всю жизнь так тяжело добивалась того, чтобы стать актрисой? Преодолела сопротивление семьи, отбилась от недругов, которые старались меня уничтожить. Столько вытерпела в жизни, и вдруг оказаться в другой профессии? Для меня это было совершенно невозможно. Лучше уж уйти в никуда…
 
И я стала потихонечку собирать снотворное, которое мне давали, для того чтобы один раз уснуть и больше не проснуться. Постоянно обзванивала друзей, знакомых, с которыми мне хотелось поговорить. Позвонила одной женщине, из тех, которые ушли в медицину после «Неоконченной повести», — я уже рассказывала об этом. Ее мама собирала тех, кто стал врачом после этого фильма, и приглашала на эти встречи меня. Я приходила к ним в дом и как бы сроднилась с этой семьей.
 
Я позвонила Танечке… Она не хочет, чтобы я называла ее фамилию, однажды, когда я это сделала в одном из интервью, она сильно мне выговорила. Позвонила и вдруг услышала:
 
— Где вы? Что с вами? Я хочу вас повидать!
 
Я рассказала, что лежу в больнице.
 
Она расспросила меня, выслушала и потребовала:
 
— Уходите оттуда! Я вас вылечу!
 
Поверить в такое было просто невозможно, потому что специалисты-врачи ничем не смогли мне помочь. Таня попросила, чтобы я позвонила ей еще раз. Я это сделала. Догадалась, что она за это время с кем-то советовалась — Таня работала в поликлинике Академии наук СССР.
 
Таня сказала:
 
— Уходите из больницы! Все лучшие консультанты будут, я сама вами займусь!
 
Я написала в больнице все необходимые расписки и ушла… Таня поняла, что со мной и что нужно делать. Она меня подняла. Буквально вернула к жизни. Приходила ко мне каждый день, выводила на прогулки. Подолгу разговаривала со мной. Применяла медикаменты, которые считала нужными. Помню тот день, когда мы с Таней должны были впервые перейти через Садовое кольцо… Стояла ранняя весна, еще талый снег не сошел. И помню лужицу у тротуара, в которую мне надо было ступить, но я отшатнулась от нее.
 
— Нет! — сказала Танечка. — Пойдем!
 
Я перешла Садовое кольцо со страшным сердцебиением, надеясь только на чудо. И я успела его перейти, пока горел зеленый свет светофора. Оно казалось таким широким — в районе площади Восстания! Но я перешла, одолела это шумное, грохочущее машинами кольцо, и это было для меня таким счастьем!
 
Жила я в высотном доме. Однажды вернулась с прогулки, а лифт не работает. Столько лестниц надо пройти! И я пошла. Поднялась на второй этаж, запыхалась, обессилела. Вдруг подумала: «А может, на втором этаже лифт работает?» Нажала кнопку — и лифт пришел!
 
Когда я Танечке рассказала об этом, она уверенно проговорила:
 
— Значит, вы здоровы.
 
— Но я же поднялась только на один этаж, — возразила я.
 
— Если бы вы не стали подниматься, а сели на ступеньки и расплакались, вот тогда вы были бы еще больны.
 
Первый спектакль, который я играла после этой жуткой трагедии, был «Дачники». Большая, любимая роль Юлии Филипповны… И спектакль хороший, поставленный Борисом Андреевичем Бабочкиным, — один из самых известных спектаклей Малого театра! Я была вся мокрая — с меня сошло три пота от волнения, переживаний. Руфина Нифонтова сказала:
 
— Посмотри, твою одежду хоть выжимай…
 
А я даже и не заметила, что от напряжения так взмокла. Я вернулась к работе, и это было для меня великим счастьем…
 
…Никогда бы не подумала, что фильм «Неоконченная повесть» получит такое удивительное продолжение. фильме врач Елизавета Муромцева спасает силою своей любви тяжелобольного человека. Девочка, ставшая замечательным врачом под впечатлением от этого фильма, спасла меня силою участия и огромной чуткостью…  
 

 

0_b2312_6a5d0205_L
Москва 2009
Татьяна Савинская

 

PS
Элина Быстрицкая родилась 4 апреля 1928 года в Киеве.
Во время войны училась на курсах медсестёр, работала в госпитале. В 1944 году поступила в медицинский техникум, который закончила в 1947 году.
В конце 1940-х начала заниматься художественной самодеятельностью. В в 1947 году поступила в Нежинский педагогический институт, но через год оставила его и поступила в Киевский институт театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого на курс Л. А. Олейника. Окончила актёрский факультет этого института в 1953 году.
Работала в Вильнюсском русском драматическом театре (1953—1956), в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина (1956—1958).
С 1958 в труппе Малого театра. Её дебютом в Малом была роль леди Уиндермиер в спектакле «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда (1959 г.). Затем, в 1965 году, она сыграла в той же пьесе миссис Эрлин.
С 1950 года Быстрицкая снимается в кино. Исполняла роли Лены Алексеенко в фильме «В мирные дни» (1950), Елизаветы Максимовны («Неоконченная повесть», 1955), Аксиньи («Тихий Дон» по Шолохову, 1957—1958), Лёли («Добровольцы», 1958), Ксении Румянцевой («Всё остаётся людям», 1963) и другие.
В 1978 года занималась педагогической деятельностью в Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина, преподавала на кафедре актёрского мастерства в ГИТИСе имени А. В. Луначарского.
В 1998 году работала в театре им. Ермоловой.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *