Архив рубрики: Цитаты и комментарии

Цитата. Каторга, на которой побывал Алексей Васильев

Из письма в Киев дочке Наталье Васильевой(1961): Письмо
«…У меня здесь тоже одно событие произошло, которое сейчас изменило весь мой режим. Я уже не председатель Союза художников и только сейчас оценил, — на какой я каторге терял годы своей жизни. Сейчас я встаю и прямо за кисти, ложусь спать с мыслями о красках..

 

Рембрандт, Врубель и художник Алексей Васильев

Есть десятки интерпретаций гениального произведения Рембрандта «Возвращение блудного сына».
РембрандтРембрандт  «Возвращение блудного сына»,  1666-1669,  Эрмитаж

 

Художник Алексей Васильев  не только видел, но и «слышал» произведение Рембрандта.  Свои мысли изложил в записной книжке.
«Пусть никто не думает, что встреча блудного сына с отцом проходила молча. Если вы понимаете искусство,  вам откроется  мудрость  слов  отца и  тяжесть  скорбных слов сына. 

Читать далее Рембрандт, Врубель и художник Алексей Васильев

НА о школе, об отце, о добре и зле.

Приводим выписки из дневников Натальи Алексеевны. В них она касается многих важных тем: школы, педагогического процесса, отношения к творчеству, о добре и зле, о своем воспитании… Некоторые фразы строятся вопросом и остаются как-бы без ответа. Вопросы риторические. НА знала ответы, ибо ответом была вся ее педагогическая практика.

Состояние творчества — одно из самых высших человеческих состояний, самых напряженных и самых счастливых.  Но как этому состоянию научить детей?

Я задаю себе вопрос: почему детей приходиться заставлять учиться?  В них  же заложен природой огромный заряд любопытства. Но чтобы его реализовать ему должно быть интересно.  Читать далее НА о школе, об отце, о добре и зле.

НА о доме и родителях

Из письма брату от 14 июня 1995 года.

Дорогой Ярослав!


Если мы с тобой духовные наследники папы, то знаем, что вся полнота его души скрывается или сохраняется, в основном, за сложным переплетением мазков, за живописной смутой цвета на его холстах. Но также и в брошенной невзначай фразе в записную книжку, в которых   волнует все, начиная с благородного папиного почерка. Я вижу его озаренным литератором и, безусловно, заметным художником, очень сосредоточенным на искусстве. Дорогой папа, он был одиноким человеком… Для меня это боль в сердце…
Для папы время остановилось на 68…

Читать далее НА о доме и родителях

Наталья Алексеевна Васильева о себе.

Из письма брату. Датировано январем 1984 года (30 лет назад).0_b1667_a488465b_LНаталья Ал. Васильева:

Сердцем, душой, кожей умела и, думаю, продолжаю уметь сочувствовать горю, несчастью, беде. 
Не умеющих — прощаю.

Наталья Алексеевна об учениках и родителях.

В этот день, но в 1989 году.
 
Уже не первый раз, выкладывая письма НА, сталкиваемся с тем, что часть письма посвящена родителям, а часть — ученикам. Наталья Алексеевна так и жила — в двух измерениях. Одно направлено в будущее — работа, ученики- другое в прошлое — память об ушедших родителях.
Обращает на себя одна фраза об учениках в конце письма. Она раскрывает многое в педагогической системе Натальи Алексеевны. 
Слова о родителях тоже многое говорят о характере и натуре НА.

Читать далее Наталья Алексеевна об учениках и родителях.

НА о традициях дома

13 ноября 1983 года не стало Татьяны Анатольевны — матери НА. Наташа осталась одна в большой, опустевшей квартире.
В июле следующего года, когда счет времени с момента ухода матери еще шел на месяцы, пишет письмо брату.
Здравствуй, дорогой Ярослав!
Так и не дождалась твоего звонка 13 июля. Мне кажется, ты должен в ТАКИЕ дни звонить домой. Иначе обрывается якорь последних привычных традиций все-таки существующей нашей с тобой семьи. Мне бы хотелось сохранить самые основные традиции дома. А если их не сохранять, то я чувствую, что моя жизнь, потерпев кораблекрушение несется на обломках в бездну. Поэтому нужен якорь. Я очень ценю твое внимание ко мне, но очень нужно и это. Я пишу не для обсуждения, а как просьбу.
Наташа
16 июля 1984 года

НА об учениках и родителях

В письме НА брату от 17 января 1984 года, которое было процитировано в предыдущей заметке, есть несколько фраз-размышлений о своих учениках и родителях.

При чтении текста надо иметь в виду, что два месяца назад не стало мамы НА.

Были у меня старшие мои ученики. Самым близким для меня становится Миша (Шевелькин,  выпуск 1969 — ЯВ). Оригинально, самостоятельно мыслящий человек с достоинством и сейчас, самое главное для меня, глубоко сочувствующий. Это  врожденное качество. Он еще ничего подобного не пережил. 

Читать далее НА об учениках и родителях

Отношение Натальи Алексеевны Васильевой к своим ученикам. Штрих.

В прошлой заметке говорилось о внимании, в частности Натальи Алексеевны, к текстам посланий, напутствий и пожеланий родным и близким.  Сегодня есть повод еще раз затронуть эту тему, но уже по отношению к ученикам.
В архиве НА найден ничем не примечательный листок, на котором размашистым почерком написан текст поздравления к своей ученице: «Доброй, умной Юленьке Рубцовой с пожеланиями здоровья, а также долгой, счастливой, интересной жизни с приключениями, путешествиями и этюдами, этюдами, этюдами… Н. Васильева».
Быстро написанный, черновик от правленого варианта отличается двумя словами (одно —  в первой строке, другое — в последней). Вставленные слова видны на фото. Только два слова, но каких   «Моей» и «С уважением»!
 
Моей доброй, умной Юленьке Рубцовой с пожеланиями здоровья, а также долгой, счастливой, интересной жизни с приключениями, путешествиями и этюдами, этюдами, этюдами…
С уважением, Н. Васильева
Два слова, которые меняют дух послания, уточняют и подчеркивают отношение учителя к ученику. 
 
PS Дорогая Рубуева Юля! Где ты? Это был твой день рождения? А подарок был вместе с этим посланием?  Отзовись.
 
 

Два афоризма. К Всемирному дню учителя

Рискну опубликовать наблюдение-афоризм. Он родился за последнее время, когда пришлось осмысливать жизнь педагога Васильевой Натальи Алексеевны (раньше просто сестры Наташи) и общаться с ее учениками.

У талантливых людей в жизни всегда присутствует талантливый учитель. 

На протяжении многих лет постоянно удивлялся оценкам НА своих учеников. Все ученики у нее были талантливыми. Она говорила это искренне и даже с некоторым удивлением и непониманием.

Второй афоризм, как-бы, обратная сторона первого.
У талантливых учителей все ученики — талантливые.