Наталья Алексеевна среди учеников пользовалась любовью и уважением. Но школьная жизнь не была монотонно радостной. Приводим документы, говорящие о конфликте педагога и ученика. Ученик, в ходе выяснения дирекцией причин одного школьного инцидента, решил переложить ответственность на педагога. В непростой ситуации учитель дает возможность сорвавшемуся ученику достойно выйти из положения.
Приказ директора по школе
Приказ №10
по кишиневской Детской художественной школе имени А.В. Щусева
от 20 апреля 1981 года
16 апреля 1981 года. ученицы 1 класса «А», 1 смены … Елена и … Эмма устроили игру в выстовочном зале, следствием чего могла быть разбитой одна из скульптур, которая экспонируется на выставке преподавателей нашей школы.
В связи с вышеизложенным приказываю объявить выговор ученицам … Елене и … Эмме и предупредить, что при повторном нарушении будут приняты более суровые меры, вплоть до исключения из ДХШ.
Директор ДХШ /В. Нашку/
Письмо учителя ученику
Здравствуй, Лена!
Я пишу это письмо, чтобы тебе было легче продолжать учебу в нашей школе.
Я знаю, что ты не лишена самокритичности. Помнишь, как ты хохотала, когда в последней композиции у тебя птицы получились похожими на тряпки? Значит ты и в этот раз должна все понять.
Эмма стукала дверью. Но разве она отбила нос скульптуре?
Ты спасала «скульптуру», но именно от твоего спасания остались грязные отпечатки на носу и подбородке. Вспомни, когда ты схватила портрет за нос, уже никто не хлопал дверью. Всем, и тебе в том числе, было смешно, что маленькая твоя рука дергает огромный нос. Все стояли и смеялись. Даже мальчик из соседнего класса вышел посмеяться.
А я? Именно я кинулась спасать скульптуру от твоих неумелых, потных, грязных рук. Так почему же ты считаешь, что в этой истории ты не виновата, а виновата я?
Почему ты считаешь меня несправедливой? Разве не я тебе ставила 6, 7 и 8-ки за твои удачные работы? Разве не я попросила тебя подарить мне на память эскиз твоей композиции?
Сейчас я возвращаю его. Пусть пройдет время… Если потом тебе захочется опять подарить его мне, я буду очень рада этому. Я все пойму и приму его опять.
Теперь ты будешь учиться у Владимира Борисовича — веселого, остроумного человека, хорошего художника. Я помню его совсем маленьким, он дружил с моими учениками!
Слушайся его и будь справедливой. Успехов тебе и здоровья желаю.
Наталья Алексеевна
20 апреля 1981 года.
От сайта НА: Нам очень хочется думать, что где-то в архиве Натальи Алексеевны находится работа Лены…
PS
Статья и комментарий к статье, в которых ученики высказывают свое детское непонимание учителем.
Елена Соколовская «Мои разочарования»
Татьяна Руденко (Комментарий к письму Е. Соколовской «Поздняя исповедь»).
Спасибо за это письмо. Тоже читала со слезами. И у меня не все всегда было гладко в отношениях с НА. Я обиделась на нее за то, что она в разговоре с моими родителями отозвалась о моем увлечении бисероплетением как о чем-то пустяковом и несерьезном. А для меня это все было очень важно и серьезно. Я даже чуть не бросила художку в конце 4-го класса. Хорошо, что НА настояла, чтобы я все-таки закончила. А потом, со временем, возможно, моя склонность всегда всем искать оправдания ( или «попытка посмотреть на ситуацию глазами другого человека»), помогла мне справиться с ситуацией. И еще… Хорошего в нашей художке и в общении с НА было так много, что не стоило позволять этому маленькому инциденту все это омрачить. Хорошо, что мне тогда хватило моей юношеской мудрости, чтобы простить…
ТЕПЛО, ЛЮБОВЬ И ВНИМАНИЕ, ВДОХНОВЕНИЕ И ЭНТУЗИАЗМ, С КОТОРЫМИ НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА ВВОДИЛА НАС В МИР ИСКУССТВА, НАВСЕГДА ОСТАНУТСЯ В НАШИХ СЕРДЦАХ. ЛУЧШЕГО ПЕДАГОГА В МОЕЙ ЖИЗНИ НЕ БЫЛО! СПАСИБО ВАМ, НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА!!!