СМИ о выставке Алексея Васильева 2

От сайта НА: СМИ о выставке Алексея Васильева 1 читайте здесь.Created with Nokia Smart Cam

Людмила Куликова
Кишинев, Молдова

Газета «Панорама», 8 апреля 2016 года

Раритетное искусство художника Алексея Васильева

В Национальном музее искусств открылась ретроспективная выставка замечательного художника, педагога, искусствоведа, Заслуженного деятеля Искусств Молдавской ССР, первого председателя Союза Художников Молдавской Республики — Алексея Васильева.
Творчество художника Алексея Васильева, родившегося в первом десятилетии 20 века (1907), сформировавшегося в 30-е годы, пережившего военное лихолетье и профессиональное становление в послевоенный период, — уже стало целой вехой истории.
Алексей Васильев прикоснулся к тайне живописного мастерства совсем в юном возрасте, когда попал в Художественную студию талантливого и преданного своему делу художника-педагога В.Образцова в городе Бишкек, Киргизия.
Особое внимание В.Образцов уделял технике письма, рисунку и с гипса, и с натуры, композиционному построению. Часто ходил с учениками на этюды. Он считал, что не освоив азы практической живописи, невозможно стать профессиональным художником.
Выдержав конкурс, в 1928 году Васильев становится студентом Московского ВХУТЕИНа. Будущий мастер учился у профессора В.Фаворского, посещал занятия С.Герасимова, П.Кончаловского.
В те годы в стенах ВХУТЕИНа проходили бурные дискуссии по поводу появления новых эстетических концепций. Частично или полностью отрицались каноны академизма. Это касалось и архитектуры, и дизайна, и живописи. Появляется множество новых, порой совершенно противоречивых художественных течений. В этом калейдоскопе бурной художественной жизни будущий мастер не растерялся. Не отрицая новых авангардистских тенденций, он предпочел свой выбор и остался верным реалистическому направлению на протяжении всей творческой деятельности.
На выставке представлены разные жанры. Это портреты, пейзажи, тематические полотна. С того времени, когда начинающий художник впервые ощутил поэзию края, где прошли его юные годы: красоту высоких азиатских гор, синего озера Иссык-Куль, степных просторов и заснеженных вершин Тянь-Шань. — пейзаж навсегда остался его излюбленным жанром.
Весной 1941 года художник приехал в Молдавию. Приехал, чтобы полюбить и остаться здесь навсегда.
О любви к южному краю, ставшему его второй Родиной, говорят работы, написанные в 40-60 е годы. Панорамные сельские пейзажи сохраняют свежесть натурных впечатлений и точно передают своеобразие молдавской природы, не надуманные, а наблюденные в природе стилевые особенности – плавные мягкие очертания холмов, высокую линию горизонта. В его полотнах ландшафтный мотив не просто достоверно передан, он лиричен и эмоционально выразителен.
Художник часто изображает молдавскую осень. Желтые и багряные краски оттенены на фоне зелени хвойных деревьев. Особую роль играют облака. В погожий день они парят над теплой щедрой землей, становятся напряженными и холодными перед ненастьем, таинствееными перед наступлением сумерек.
И если говорить о преемственности традиций в пейзажной живописи, то безусловно, здесь нашли свое отражение русский пейзаж с его саврасовской неброскостью и глубиной, особым левитановским подтекстом настроения, лирикой Поленова.
Пространство его пейзажей может быть спокойным и умиротворенным, а может оживиться особой энергией, из сгустков которой рождаются фигуры людей, животных, бытовых предметов. Совмещая сюжетно — тематическую картину и пейзаж, живописец представляет единое художественное осмысление человека и окружающего его мира, как в картине «Детство», изображающей детей на фоне цветущих мальв и зеленеющих виноградников, освещенных теплыми лучами утреннего солнца. Картина наполнена особой умиротворенностью, беззаботностью детства, покоем.
Художник нечасто обращается к портрету. Но его работы в этом жанре говорят о большом потенциале портретиста.В экспозиции — «Портрет дочери Наташи» в овальной раме, написанный в легкой размашистой манере, передал и живость характера ребенка, и присущую детям непосредственность. Портрет написан на фоне старого кишиневского дворика, где жила семья художника, где часто писала натюрморты известная бессарабская художница Е.Малешевская.
Алексей Васильев много путешествовал. Свои впечатления он оставлял в привезенных пейзажах Крыма, Карпат, Саянских гор. В конце 60-х художник побывал в Китае и Египте.
Ступенчатая пирамида Джосера, улочка в старом китайском городе или дворец в Бахчисарае –это – не просто дань модному в то время течению ориентализму, увлечение восточной экзотикой. И не этнографические зарисовки. Это живопись сложившегося мастера. С фактурным письмом и пластикой объемов, особым освещением. Композиция выглядит легкой и свободной, а между тем тщательно продумана и скомпонована. А архитектурные пейзажи предстают как рукотворная природа, созданная человеком и отражающая и эпоху, и характер народа, и историю страны.
Художественное наследие Алексея Васильева уже перешло в разряд раритетного искусства. Его можно рассматривать под призмой ретроспективного взгляда на советскую культуру. И откинув идеологический контекст, признать и высокую школу и несомненное мастерство, и искренность творческой позиции. Именно это объясняет чрезвычайно повышенный сегодня интерес к искусству минувшей эпохи и на постсоветском пространстве, и на Западе.
Завершится выставка, и фонды Национального музея искусств Молдовы пополнятся целом рядом произведений замечательного мастера. Их передает в дар сын художника, бережливый хранитель и неустанный пропагандист культурного наследия отца, — Ярослав Васильев.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *