Владимир Фёдорович Стожаров родился 3 января 1926 года в Москве.
В 1945 году он поступает в Московский государственный институт им. В.И. Сурикова на живописный факультет.
После института он много путешествует по стране.
С этого времени начинается стремительный взлет художника.
С 1955 года В. Стожаров становится постоянным участником российских и всесоюзных художественных выставок. Около шестидесяти музеев хранят полотна живописца, а его лучшие произведения заняли достойное место в Третьяковской галерее и Русском музее.
В 1967 году художник был награждён серебряной медалью Академии художеств СССР за ряд произведений созданных за период 1964-1967 гг.
В 1968 году Владимир Фёдорович получил Государственную премию им. И.Е. Репина за серию пейзажей «На Севере России», в которую вошли работы, написанные на Удоре.
В последние годы живописец, и ранее тяготевший к исторической теме, создал целый ряд картин, являющихся заметным вкладом в художественную летопись нашей Родины.
Стожаров обладал счастливым чувством исторической перспективы, чувством народных традиций.
В 1973 году художник был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.
Умер Владимир Фёдорович 22 ноября 1973 года в Москве.
Это был замечательный талантливый художник, имевший свою школу, свою тему в жизни и раскрывший ее для нас. У него была цель в жизни. Срок ему был отмерен небольшой, но он сумел вписать в историю советского искусства интересную, яркую страницу. Это не каждому удается.
3 января 1986 года Владимиpy Федоровичу Стожарову исполнилось бы 60 лет. При жизни он заслужил народное признание. Он был однокашником и добрым другом многих из нас. Все, кто хорошо знал его, помнят радушие и душевную щедрость Стожарова.
Родной землей стал для Стожарова русский Север. Природа и жанровые сцены, северные села и величавая древнерусская архитектура, прекрасные натюрморты обнаружили уникальный колористический дар художника. В них с распахнутой душой Стожаров выразил любовь к родной земле. В его прочно сработанных полотнах — неистребимая вера в то, что жизнь прекрасна, что прошлое народа тесно спаяно с сегодняшним и грядущим. Искусство Стожарова глубоко национально.
Глядя на картины Стожарова по прошествии ряда лет, убеждаешься в их особо ценном качестве — редкостной цельности. Оставленное художником принято называть наследием. То, что создал Стожаров, — большой живой родник, и из него еще предстоит черпать другим художникам, им предстоит им предстоит извлекать не только уроки мастерства, но и подлинную горячую любовь к своей земле, ее истории.
Сегодня мне вспоминается тот день, когда он, уже тяжело больной, лежал у себя дома. Я навестил.его и ыне запомнились его яркие, светлые, красивые глаза, ласко¬вые, улыбающиеся. Он знал о том, что талантлив, он ощущал это всегда. Но всегда был скромен, хотя и чувствовал свою силу, силу своего таланта, она светилась в его глазах и на его полотнах. Творчество Стожарова — золотая страница нашего советского изобразительного искусства.
Стожаров с чувством большого художника донес до нас Север как частицу нашего народа, передал свое чувство сыновней любви. Именно Стожаров сделал то, что до него никому не удавалось. Он бесконечно любил природу, быт этой части России. В своих работах он очень откровенен. В них заявляет о себе стожаровская мощь, что-то очень здоровое, народное. Традиции Машкова, Кончаловского, Пластова были ярко продолжены Стожаровым и он внес в них свою, совершенно новую, стожаровскую интонацию.
Стожаров принадлежит, с моей точки зрения, к очень важной ветви советского русского искусства, что опирается на жизнь нашей де¬ревни, на глубокие истоки национального характера, народа. А донесли ее до нас советские художники первых поколений, мастера дореволюционных времен, воспитанные на глубокой народности русского искусства. Великий соблазн новизны нового социального строя, грандиозные задачи кружили головы, и некоторым казалось, что на ровном месте начинается новое искусство. Первое поколение советских художников сумело преодолеть невиданные трудности и в острой борьбе заложить основы советского искусства, не порывая связей с демократическим искусством прошлого. Но борьба между традиционным искусством и новаторством продолжалась и будет продолжаться, являясь сутью развития искусства.
Стожаров принадлежал к послевоенному поколению художников. После потрясений войны нужно было найти, ощутить свои корни, и художники стали ездить по всей стране, чтобы заново познать ее, потрясенную и победившую. Стожаров тоже много ездил. Диплом писал о жизни рыбаков Астрахани, потом были Сибирь, Целина. Нашел же себя и родных местах, в Костроме.
Я хорошо помню его работы того времени, когда он появился и проявился впервые. Стожаров не только окунулся в родную стихию народной жизни, но и привнес новую мощь фактуры, особую плотность чувств, сочность солнечного света. Он нашел родину и самого себя. Далее он только укреплялся, становясь все более убежденным и мощным.
Когда Стожаров заявил о себе как сложившийся художник, мы уже привыкли к художественному взгляду на природу, многие просто конструировали ее на своих полотнах, накладывали на ее изображение свой вкус. Появилась потребность в живом, естественном. У Стожарова было неповторимое ощущение природы, он умел видеть прекрасное, единственное и удивительное. Стожаров внес в искусство горячую непосредственность, разъяснил своими работами ценность естественного, а не конструированного, он показал природу живой, одушевленной человеком.
Мне вспоминается такой эпизод. С Игорем Поповым собирались поехать в Каргополь. Этот город для нас был вроде легенды. И вот однажды мы сидим над разложенной картой, входит Стожаров и говорит: «А возьмите меня с собой». Это была первая совместная поездка и первое «плотное» знакомство со Стожаровым.
Чем он меня покорил сразу, так это своей удивительной работоспособностью. У каждого из нас бывают такие минуты, когда мы хандрим: не идет работа, хочется просто сидеть дома. А Стожаров — нет. Он берет утром этюдник и уходит, к обеду возвращается с одним, а то и с двумя этюдами. Тут, и тебя начинает разбирать. Его способность своим упорным трудом заражать других была необыкновенной. Я в своей жизни знал немногих людей, которые могли так много, упорно, целенаправленно работать, как он.
Как-то живя в огромном красивом селе Усть-Цильме, с большими домами, похожими на корабли, мы много писали. Стожаров работал умело, можно было залюбоваться. И я вспомнил, как мы пришли в Министерство Культуры СССР взять письмо-направление. А начальник управления изоискусств Г. А. Тимошин говорит: «Владимир Федорович, вы прекрасный художник. Неужели вы все время будете эти дома рисовать?». На что Стожаров ответил: «Столетиями люди писали мадонну, а для меня эти дома, как мадонна. Я люблю их за красоту…».
Ни один другой художник не видел так красоту северных домов, как он, потому он и хотел писать портреты этих домов.
Стожаров обладал каким-то особым, присущим только ему чутьем и прекрасно реализовывал его средствами искусства, живописными средствами. Иногда его обвиняют в том, что, дескать, у него темноват колорит, присутствует чернота. Но это могут говорить только те, кто не видел северных домов, срубленных из лиственницы. Они на самом деле цвета жженой сиены. Солнце на Севере довольно скупо, оно и дает этот колорит. Там нет улиц в привычном для нас понимании, все окна обращены только на юг, чтобы в доме было больше солнца. И вот фронтонная часть дома всегда удивительно густого цвета, который так умело передал Стожаров.
Вот говорят: он искал себя. Ничего подобного — Володя никогда себя не искал, у него в лексиконе такого слова не было, он просто делал то, чего не мог не делать. У него не было сомнений. Ведь поиски — что такое? Это, когда не знаешь, что и где искать. Сергей Васильевич Герасимов говорил: «Вы ищете? А что вы ищете? Ах, вы ищете». Когда не знаешь, что ищешь, можно искать без конца. Так вот Володя не искал себя, он был всегда, убежден, что он делает только то, что любит. Он не мог иначе.
Замечательна его работа «Хлеб». Володя сам был изумлен ею и никому ее не отдавал.
Он был исконным, истино русским человеком и все его искусство было связано с жизнью России. Я это подчеркиваю потому, что мы порой забываем, что социалистический реализм — это искусство, национальное по форме, социалистическое по содержанию. Все это есть в национальных республиках. А Россия настолько большая, настолько великая и настолько в ней все ассимилируется, что пропадает именно русское отношение к истокам культуры, творчества — и у писателей, и в.кинематографе. Русское искусство существует, есть, и Стожаров — как раз один, из самых ярких и больших представителей этого искусства.
Расскажу немного о его биографии. Он учился в средней художественной школе в ее лучшие времена, когда был расцвет, подъем художественной школы, блистали многие имена из современных, присутствующих здесь больших художников- они в то время учились в этой художественной школе.
Володя не был среди самых заметных учеников, он был как бы в тени. Так было и в институте. После школы Стожаров много ездит на Целину, мастерство его все более совершенствуется.
Я хорошо помню выставку, когда после поездки на Север выставлялись трое: Игорь Александрович Попов, Ефрем Иванович Зверьков и Владимир Федорович Стожаров. Они писали одни и те же места, почти одни и те же мотивы, но это были совершенно разные художники, три индивидуальности. Одна из них — Стожаров. Он любил Север. Он сумел найти там совершенно новое, что не увидели его предшественники. Работы, посвященные Северу, содержали и быт, и архитектуру, и культуру. Он писал народные праздники, писал людей, жанровые сцены. И все это было жизнью.
Еще одно открытие Стожарова — натюрморт, посвященный предметам Севера. В нем — яркое отражение народной жизни того края, которому он посвятил все свое творчество. Стожаров никогда не стоял на месте. Казалось, будто он, выработав свой язык, прием, краски, на этом и остановится. Но если внимательно присмотреться к его творчеству, то нетрудно увидеть, что от вещи к вещи он все время совершенствовался, все время обогащался.
В. Стожаров с бабушкой. 1943.
В. Стожаров с мамой. 1943.
Стожаров с супругой , 7 октября 1951 г.
Какой художник! Мне нравиться очень! До этого просмотра, я знала только некоторые из его работ. Спасибо.
Потрясающий колорист. Умеет «зажечь» предмет не только когда он освящен солнцем, но и тогда, когда он в тени.
Фантастический СВЕТ.Безупречная композиция в каждом формате и грусть от того,что всё это ушедшая натура…и жизнь,и цвет,и школа живописания.
Хороший у вас блог! удачи в развитии
Спасибо за комплимент! Я стараюсь. ))
Здравствуйте!Да, я вошла под офиц. фамилией.У меня очень давно лежал набор открыток по Государственной Третьяковской галереи, вып.1 В нём была одна с натюрмортом » Хлеб, соль и братина». художник В.Ф. Стожаров. Захотелось ознакомиться с творчеством художника по — лучше. Очень понравилось Столько солнечного света в пейзажах и синего цвета.СПАСИБО.
Спасибо! Да, мощнейший художник!
Картину очень красивые. Но не пойму, почему у многих церквей купола срезаны? Ну т.е. не полностью в картине видны. Может так фото сделали?
Нет, фото картин Стожарова полностью соответствуют их размерам. «Срезать» верх , в нашем случае, церквей позволяет художнику как-бы раздвинуть размеры холста. Заставляет зрителя смотреть выше картины… за картину… Делает ее более объемной. То же касается и горизонтальных больших предметов, которые пишутся с близкого расстояния. Я так думаю.