В этот день 58 лет назад.
В 1955 году НА училась в Художественном училище (РХУ) и летом того года впервые поехала в дом творчества художников, скорее всего в Гурзуф. Оттуда 14 августа она пишет письмо отцу.
Здравствуй дорогой папа!
Мы тут уже 5 дней и поэтому можно написать письмо.
Все мы здоровы, живы, поправляемся, купаемся, загораем, работаем. Ну, можно сказать отдыхаем на широкую ногу, т.е. посуду не моем, не убираем, не подметаем. о режиме нашего дня ……. еще писать трудно, т.к. определенно у нас только время еды. Тут художники ходят группой на этюды на море. Мы тоже туда сходили и я начала там этюдик — ничего определенного о нем сейчас сказать не могу. Да! У нас в комнате есть особа — Таисия Павловна Жаспар — киевская художница, портретистка (очень хорошая!!), француженка, была во Франции, Англии, Италии, Китае — причем языки этих стран знает в совершенстве. Она нам показывала письма из этих государств, особенно, интересно письмо из Китая!! Между прочим в каждой стране она выходила замуж, а сейчас выходит за киевского художника Константина Крылова. Вот с ней я и была на этюдах. Она села за мной и все время со мной разговаривала. Таисия Павловна даже переделывала свой рисунок, т.к. нашла, что у меня лучше скомпановано.
Но я тебе скажу, что она не была в восторге от моего этюда и сказала, что я здорово размельчила. Я с ней согласна!
А сейчас здесь происходит интересная мена: один художник просит у другого картонку, а другой спрашивает: «А ты что мне дашь? Давай мне холст крупнозернистый и причем в два раза больше моего, т.к. будем считать по количеству зерен!»
Все художники покупали себе путевки за половинную цену. Тут полным-полно людей не имеющих ничего общего с художниками (даже родственников). Яблонская здесь уже 4-ый месяц со всей своей семьей ( и детьми до 16 лет). Недавно сюда заезжал на своей машине художник, который отказался от академика — он очень веселый человек и хороший организатор.
Больше и новостей тут нет. Погода хорошая, но не так жарко, как в Кишиневе, наверное из-за моря.
На будущий год обязательно приезжай сюда или в Хосту. Отправь Ярославке несколько открыток с нашим адресом.
Пишет ли он тебе? Нам он не писал.
Что делает Вероника и Люся (См. прим. — сайт НА)? Пусть напишут мне.
Ну, до свидания.
Целую. Наташа.
14 августа 1955 года
Нас заинтересовала личность Таисии Павловны Жаспар. Вот что мы нашли в Интернете.
ЖАСПАР (урожд. Филиппова) Таисия Павловна (1912 – 1986). Живописец. В 1917 уехала в Харбин (Китай). Там же получила начальное художественное образование. В 1930 переехала в Шанхай. С 1938 стала брать уроки живописи у миниатюриста и портретиста А. А. Ефимова, затем занималась в других художественных студиях.
Принимала участие в художественных выставках в Шанхае (1939-48). Больших успехов добилась в жанре портрета. В 1940 провела совместно с К. К. Клуге выставку в помещении Французского клуба в Шанхае. Внимание критики привлекли портреты, выполненные сангиной, а также живописные работы пастелью и маслом («Уличный составитель писем”, «Портрет мадам А. Г.”, «Портрет мадам Косман”, портреты генерала де Голля, профессора В. Шевелева, серия детских портретов). Участница объединения художников «Ателье» (1942).
В Китае вышла замуж за французского дипломата, кузена Шарля де Голя, Андре Жаспара.
В 1947–1948 совершила 8-месячную поездку в Европу, занималась некоторое время в академии Гранд Шомьер в Париже. Есть данные, что ее выслали из Франции и запретили въезд на любые французские территории. Это дает повод некоторым источникам связывать Т. Жаспар с разведкой.
В 1952 (после смерти мужа) вернулась в СССР, жила в Киеве. Продолжала работу как портретист. Выезжала несколько раз в Италию, ее выставки состоялись в Катании на Сицилии. Создала несколько серий графических работ «Дети Сицилии”, «Батраки и хозяева” (1958-65). Автор рассказов и рисунков детской книги «Апельсиновый сад” (Киев, 1965).
Художник Жаспар Т. — единственная работа, найденная в Интернете.
Историческую известность Таисии Жаспар принесла коллекция мужа из более 350 работ китайской классической живописи на свитках, которую она передала в дар (частично продала) Национальному музею искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.
В следующей подборке китайской классической живописи шань-шуй (горы-воды) и хуа-няо (птица-цветы) есть работы и из коллекции четы Жаспар.
Отец НА, художник Алексей Александрович Васильев, будучи в Китае в творческой командировке, приобрел работу старого мастера, выполненную в стиле хуа-няо на тростниковых веточках.
Кишинев, 2010.
Дом-квартира художника А. Васильева и педагога Н. Васильевой
Примечание: Вероника и Люся — подруги Наташи. Последняя — Люся Васильева — будущая мама ученика НА Володи Дубасова, лауреата Наталийской премии.
PS
Коллекция А. и Т. Жаспар была передана в Национальный музей искусств. Основатели музея — Богдан и Варвара Ханенко — выдающиеся имена Украины. Теперь коллекция Жаспар тесно связана с этими именами, а эти имена, переплетаются с именами (внимание!) деда и матери НА.
Часто бывает так: встретишь впервые человека и сразу с первой минуты он тебе не нравится и редко когда в таком случае бывает ошибка. По крайней мере у меня. Только у меня это получается неуклюже. Я чем-то выдаю себя и наживаю неприятеля. Так вот и место. Когда я приехал в Сапожок, каким он противным мне сразу показался, и с таким же чувством я из него выехал.
Еленовка же — село только. А беленькие хатки, украинский мягкий говорок, сады и т.п., все это как-то было приятно, было по душе. А дальше еще лучше.
Во-первых, при конторе кооператива оказалась и квартирка в две комнаты с кухней. С особым ходом через палисадничек.
Председателем правления оказался милейший человек — Николай Алексеевич Голосов. Жена его была ему под стать, под стать же было и все окружающее.
Кстати сказать, Голосов был председателем, так сказать, приватным, то есть основной его работой была организация кустарного производства тканей, ковров и тому подобное.
Собственно говоря, я попал в целый комплекс либеральных начинаний крупной помещицы Варвары Николаевны Ханенко, дочери крупнейшего в то время на Украине помещика и сахарозаводчика Терещенко. В Еленовке было одно из ее имений, в котором она обычно проживала один-два летних месяца.
С ее благоизволения были образованы кооперативы кредитный и потребительский и кустарные мастерские.
Это была большая барыня. В то время она уже имела шикарный автомобиль. Все перед ней ползали. Начиная с попа о. Николая и кончая последним поселянином, все стремились как-то услужить, попасть ей на глаза, поцеловать ручку. За это все эти люди пользовались даяниями и милостями. Заодно и мне полагалось получать из имения сколько угодно молока, сливок, творогу, яиц, фруктов и цветов.
Ох, цветы! У нее была плантация роз в несколько гектаров. Для человека, владеющего пером, описание роз, которые выращивались у этой помещицы, хватило бы на целый том. До того их было много и до того они были разнообразно прекрасны.
Словом, Еленовка по сравнению с Сапожком была просто даром небесным. Жене также понравилось новое место жизни. Для сына- раздолье в ласках. Все с ним няньчились, пестовали, ухаживали и он был как «сыр в масле» во всеобщих благорасположениях. Даже помещица и та сказала: «Ах, какой хорошенький мальчик».
Работать было хорошо. Клиентура — крестьяне. С правленцами я сдружился сразу и похаживал то на вареники, то на галушки, то на «ковбасы», ну и везде — чарочки. А с Н.А. Голосовым стали жить близкими семьями — так хорошо сошлись.
С крестьянами я также быстро сошелся и знакомство мое распространилось на все ближайшие деревни и села.
Для них мы в небольшом зале ставили живые картины, одноактные пьески и кое-что почитывали. Поп оказался довольно либеральным, полиция держалась почтительно (как же, Ханенко!). Работалось хорошо и жилось хорошо.
Отрывок из воспоминаний показывает, что дед НА был знаком и высоко ценил Варвару Николаевну Ханенко. Варвара Николаевна видела старшего брата Татьяны Анатольевны и положительно отозвалась о нем. Скорее всего она видела и грудного ребеночка -Таню Буслову. Ведь Таня Буслова родилась в с. Еленовка — в вотчине Варвары Николаевны Ханенко.
Вот такие бывают узоры.