Мария Буинчук
Молдова, Кишинев
Каждую весну к нам в Кишинев из Москвы приезжает ЯрославАлексеевич Васильев — сын известного в бывшем СССР, да и в Молдове советских времен художника Алексея Васильева, первого председателя Союзахудожников послевоенной Молдовы, перед которым была поставлена задача восстановить Художественный музей и городское художественное училище,организовать Художественный фонд и мастерские.
Приезжает не в гости, а можно сказать, к себе домой, в дом по улице Пушкина, 35 с мемориальной доской в честь его отца. В дом, где долгое время после смерти Васильева жила дочь художника, родная сестра Ярослава Алексеевича Наталья Васильева, удивительный человек, тоже художник, а еще педагог от Бога, преподаватель детской художественной школы им. А.В. Щусева, полвека отдавшая воспитанию детей, а еще автор двух книг об известном художнике-керамисте С.С. Чоколове и заслуженном художнике республики А.А.Васильеве.
Кишине, 2005. Пушкина 35.
Наталья Алексеевна Васильева у мемориальной доски своему отцу художнику А.А. Васильеву
Своеобразным памятником Наталье Васильевой-педагогу стал популярный сайт в интернете (www.na-vasilieva.ru), открытый два года назад ее братом Ярославом Алексеевичем по просьбе учеников Натальи Алексеевны, объединивший их, разъехавшихся по всему свету. Очень многому учит этот сайт: любви к детям, доброте, искусству видеть то, что не видят другие, умению радоваться и любоваться жизнью, заражать этой любовью других тому, чего порой так не хватает нам в нашей нынешней жизни.
«Наталийская» премия, придуманная ее воспитанниками в 1980-м году, до сих пор вручается самым инициативным ее ученикам и посетителям сайта.Эта премия — игра, вернее, продолжение игры — то, чем занималась постоянно с детьми Наталья Алексеевна. Приглашая воспитанников в гостиную своего отца — художника Васильева, где жила она сама и где занимались творчеством ее ребята из «щусевки», она включала их в эту игру, и вместе с ней они уносились далеко-далеко на крыльях фантазии, которая потом находила воплощение на художественных полотнах ребят. Ониверили в придуманное ею летающее колесо, или в автобусную остановку начердаке многоэтажного дома, в автобус, уносящий их в облака. Оченьталантливый педагог, она учила их отрываться от земли, от обыденности. Исейчас, уже взрослые, ее воспитанники с улыбкой вспоминают тот счастливый период своей жизни — на страницах уже интернет-журнала. Не все они стали художниками, но педагогами — очень многие. И сегодня они обмениваются уже своим опытом воспитания детей на сайте своей любимой учительницы.
Очень много интересного можно найти здесь и о самом художнике Алексее Васильеве. К примеру, воспоминания о нем дочери:
«Отец писал в Киргизии и на Чукотке, в Узбекистане и в Сибири, вКарпатах и Крыму, в Китае и Египте. Но именно Молдавии посвящены еголучшие произведения, каждое из которых признание ей в любви».
Наталья Алексеевна вспоминает послевоенные пейзажи отца: «Не было масел, холстов, рам. Жизнь кистям он продлевал, вытягивая щетину. Для того, чтобы писать даже в районах будущей остановки Докучаева, Комсомольского озера, — нужно было специальное разрешение. Город стоял в черных руинах. Но отцу хотелось писать весну и тихие закаты. Так родились «Вечер», «Весна», «На окраине Кишинева», «В старой Бессарабии». Самой войне посвящены картины «Заложники», «Молдавский чебан», «Умогилы героев», а потом — «Рыбницкая трагедия», «Дорогой подвига», «Впартизанском лесу».
«Он писал пойму Днестра, виноградники, холмы, покрытые кодрами, голубые дали и заросшие пруды. Исколесил с этюдником почти всю Молдавию. В одной из таких поездок родилась мысль о картине «Зарастают военные тропы». Освещенный вечерним солнцем, заросший травами дот стал привычным для глаза, как дерево или холм. Но не следует забывать о его былой смертоносности. В этом идея одного из его лучших произведений».
Об этой его картине и о картине «Сорокская крепость» вспоминали молдавские художники — его коллеги и ученики, а также специалисты и педагоги из лицея им. Игоря Виеру, пришедшие на выставку. Разные по своим политическим взглядам, на выставке они спорили совсем о другом: о васильевской манере «социалистического реализма», которая на их взгляд,таковой и не являлась вовсе — художник писал в стиле импрессионизма, утверждали некоторые из них, и это было ново для Молдавии тех времен, но это искусство тогда не признавалось. И как оказалось, они были недалекиот истины. Сам Алексей Васильев писал об импрессионисте Матиссе: «Меня потянуло к нему. Он умеет лучше других петь на языке красок. Они у него музыкально чисты, гармоничны. Они спектрально ярки и вместе с тем великолепно оркестрованы».
Художники говорили о «воздушности» картин Васильева, словно пронизанных солнечным светом, его близости к репинской школе. Видимо, неслучайно на его выставке присутствовали и картины ученицы Репина Малешевской, в доме которой после войны жила семья Васильевых.
Большое значение имеет и то, что выставка состоялась в помещении городского художественного лицея — а это значит, есть хороший повод поучиться у великого мастера новому поколению будущих художников.
И мы можем только гордиться тем, что работы заслуженного деятеля искусств республики А.Васильева находятся сегодня не только вТретьяковской галерее, в музее искусств Филадельфии, а также в музеях Киргизии, Узбекистана, Дальнего Востока, Якутии, но в своем большинстве в нашем Национальном художественном музее. Год назад аналогичную выставку Ярослав Васильев организовал в Приднестровье, где тоже живут и трудятся ученики художника Алексея Васильева — ценители его таланта и продолжатели его дела по воспитанию молодых художников.
А Ярославу Алексеевичу Васильеву хочется сказать особое спасибо за его талант просветителя, за то, что не устает напоминать нам об истоках молдавской культуры, собирая на ежегодных выставках отца не просто ценителей искусства — настоящих патриотов, внося и собственный вклад как в воспитание будущего поколения молдавских художников, так и в стабилизацию общественной жизни в Молдове.
Мария БУИНЧУК
Статья Марии Буинчук «Талант объединять таланты» напечатана в газете «Коммунист» за 26 апреля 2013 года.
Это уже третья публикация Марии на нашем сайте. Читайте ее теплые слова о Наталье Алексеевне и ее отце: «Милая, родная, любимая…», «Те, которых мы любим, живут»