Архив рубрики: О НА

Праздники НА

Татьяна Тафтунова


Санкт-Петербург

Мне давно хотелось рассказать о тех детских праздниках, которые НА устраивала для первых выпусков. Особенно тот апрельский 1968 года.
 
Оглядываясь в прошлое, в детство, сейчас понимаешь, что режиссерский талант проявлялся в праздниках на все 100%. Продумано было все: начало, действие, интерьер, предметы, еда. Участвовали все.
 
А тогда было просто безумно весело, азартно, шумно и необычно. Все 
хохотали, радовались.

 
Яркая вспышка в памяти и перед глазами картина: 
открывается дверь в квартиру, дверь в в гостиную закрыта, ты шагаешь в прихожую, и, вдруг, тебя хватают за руки, быстро завязывают глаза и так же быстро объясняют, что сейчас надо преодолеть ряд препятствий, прежде, чем ты попадешь на праздник.
 Есть какие-то сложности в квартире, но не волнуйся, тебе помогут, и будут подсказывать, что надо делать. Ты ничего не понимаешь, сбита с толку и ничего не видишь, но, делать нечего.
Послушно перешагиваешь через натянутые веревки, валяющиеся коробки, прыгаешь через лужи, проползаешь под нависающей корягой, опять прыгаешь с лестницы вниз. И так ты долго ходишь, пригибаешься, прыгаешь, протискиваешься, проползаешь, что уже с трудом понимаешь, где же ты оказалась и какого размера квартира, да и квартира ли это? Потом тебя провожают вымыть руки, что с завязанными глазами, оказывается, не так просто.
 
Далее тебя сажают на низенькую скамеечку, оборачивают каким- то пиджаком, снимают повязку с глаз и над тобой длинный рукав, в конце которого круглое отверстие. Ехидный вопрос, что ты сейчас видишь?
А видишь ты только кусочек белого потолка. А сейчас?- следует второй вопрос и в то же мгновение через отверстие из маленького чайника летят капли воды. Конечно, намокнуть невозможно, но очень неожиданно и ты кричишь. А вокруг сначала хихиканье и уже не сдерживающийся хохот и ликование. Дождь!
Все, все препятствия преодолены. Тебя освобождают из плена.
 
Ты растерянно оглядываешься, и видишь квартиру НА в полном порядке. Нет никаких коробок, веревок, лестниц и коряг, все на своих местах.
Вокруг веселые, смеющие лица, и ты тоже начинаешь смеяться, понимая все, и представляя всю комичность своего поведения, страхов и непонимания. 
 
В этот момент раздается звонок в дверь и все радостно несутся встречать следующую жертву, простите, гостя.
Он еще не знает ничего, а остальные знают уже все. И азартно придумывают дополнительные препятствия. Ведь зрителям заранее нравится пантомима нового гостя.
 
Наконец, все гости собрались. Море удовольствия и веселья получено всеми.
 
 НА объявляет, что сложности все-таки есть, сложности со стульями.
 Стульев нет нигде.
 
 Накрываем «стол» на полу. Вносят огромное блюдо с вареными яйцами, краски, фломастеры, клей, цветную бумагу и начинается творчество.
 
 
 Какое яйцо будет самым красивым и необычным?


 
Глаза горят, все стараются. Блюдо заполняется красотой: все ярко, разноцветно, необычно.
 
Наконец, вокруг появляются тарелки с картошкой в мундире, солеными огурцами, помидорами, селедкой, колбасой, хлебом. Кто-то принес специальный торт, украшенный маленькими художниками с гигантскими кистями. После преодоления всех препятствий аппетит «зверский»: все вкусно!

 
Может быть, я слишком подробно описала все, и это интересно только мне, помнящей этот праздник? А может быть, эти идеи понравятся другим и праздник получит продолжение в наше время?
 
 Во всяком случае, мне очень хотелось еще раз вернуться на Пушкина 35 в тот апрельский радостный беззаботный день, побыть с НА. Это мне удалось.
 


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18

19

20


21


22


23


24


25

26


27

28

Секрет Натальи Алексеевны

Татьяна Тафтунова 
 
Прочитав воспоминания Миши Шавелькина, поймала себя на мысли, что мне стало легче, что не только у меня есть провалы в памяти из нашего общего прошлого с Натальей Алексеевной.
 
Конечно, я себя успокаивала, прошло очень много лет с наших первых встреч, тогда первым ученикам было по 10 лет, а сейчас мы отпраздновали самый круглый юбилей в жизни-полвека.
 
 Но младшие ученики вроде не имеют такой проблемы с памятью.
 
И все-таки…… Только ли дело в несовершенстве памяти, в многих годах, отделяющих нас от детства?
Долго обдумывала, в чем же все-таки дело, и пришло озарение:
 

Фото Н. Субботкиной 
 
Трудно вспомнить и описать многое из общения с Натальей Алексеевной, потому что все, что дала НА своим ученикам, растворилось в них без остатка, стало во многом основой и стержнем в жизни, но проросло индивидуальностью.
 
И иногда трудно выделить, а иногда страшно написать воспоминания, достойные того необыкновенного ореола восхищения, окружающего НА.
 
В этом секрет Натальи Алексеевны и в этом трудность описания.
Мне легче описать время первых выпусков.
 Это было время потерь в самой культуре жизни, быта, традиций. Не говорю уже об отсутствии многих простых, качественных вещей, которые сейчас привычны и доступны.
Это были года практически полного отсутствия возможности не только приобрести книги по искусству, классической, и не только, литературе, но увидеть их. Цветные репродукции (слайды, фотографии) картин, памятников архитектуры были редкостью даже в художественном вузе. Вспоминаются лекции, и черно-белые небольшие по размеру снимки в учебнике по истории искусств.
 
   И вот, 10- летние ученики встретились с Натальей Алексеевной. Это еще маленькие дети. Первое, что поражало, это удивительное внимание и интерес к любому ученику. Уважение к ребенку. Узнаешь от взрослого, от педагога в школе, какая ты замечательная и необыкновенная.
Думаю, не ошибусь, что так же чувствовали все другие. Просто замечательности и таланты находились у каждого свои.
 
Так начиналась учеба, а может быть что-то более важное.
Наталья Алексеевна умела заворожить, заинтриговать и потом, действительно, как хороший режиссер ставить пьесу под названием:
ученик такой-то, в самом лучшем смысле.
 
Дети попадали под обаяние, любовь и внимание. Перед этим невозможно устоять и дети влюблялись на долгие годы и старались не разочаровать.
 
НА умела найти в каждом что-то очень индивидуальное, ценное, развивать это день ото дня, любоваться, восхищаться каждым «цветком в своем саду».
 
Как хороший садовник, НА умела взращивать свой сад: незаметно и тонко оказывать необходимую помощь, знакомить с интересными людьми, находить вдохновляющие слова каждому, только ему одному предназначенные. Хвалить, но не льстить. Дети очень чутко все чувствуют.
 
Фантазии и вдохновения у НА был океан.
Казалось бы, ничего особенного: просто рисовали и писали, просто точили карандаши, просто пили чай в холодном классе, просто съедали детали натюрморта, просто любовались картинами и цветом, просто искали красоту в предметах, просто слушали рассказы о художниках. Все гениальное просто.
Наталья Алексеевна проживала вместе с ребятами каждый урок, встречу талантливо, ярко, необычно. Планка всегда была высокой. Волшебство и трудолюбие витало в воздухе. 
Это не то, что фиксируется, а впитывается и остается в тебе навсегда. Это запоминается не умом, а душой. Детали уплывают из памяти, а сердце помнит.
 
Уроками в художественной школе все не ограничивалось.
 
НА использовала все дополнительные возможности для взращивания своего «любимого сада учеников»: прежде всего, свой удивительный дом. Здесь можно было увидеть впервые столько интересного, необычного, настоящего. Подлинные картины, замечательные книги.
 Помощь шла от родителей и знакомых НА.
 
Продумывался и обыгрывался каждый момент. Ученики с радостью и азартом включались во все начинания и дела. Придумывали необыкновенные самодельные подарки, открытки.
 
 Чего только стоит история с керамическими «розочками». Наверное, в те годы никто из учеников не устоял перед обаянием глины и глазури, превращающихся в красоту. Не знала, что даже Миша! И «пекли» все свои украшения в домашнем муфеле НА.
 
А праздники! Сколько радости, восхищения и восторга они давали. Море веселья, фантазии.
 
Ученики помещались в ее сердце, как бы растворялись в Наталье Алексеевне, получая и получая любовь, силы, вдохновение.
Все происходило незаметно и воспринималось так естественно. Не было тени сомнения, что может быть по-другому, что это подарок. С этим выросли. Так было и все.
 
 Наталья Алексеевна сопровождала каждого ученика по жизни, и после школы, помогая, любуясь каждым «растением из своего сада».
В письмах всегда указана дата и указан город, где написано письмо, практически всегда в письме строки любимых стихов, интересные или занимательные детали по теме разговора. Может быть вложен засушенный цветок или травинка. Опять все просто, но продуманно, талантливо, но заботливо и внимательно к адресату.
И так всегда и во всем. 
Сад НА разростался.
Приходили новые ученики, и все повторялось сначала. Они тоже находили свой уголок в сердце НА. Находили восхищение, внимание и любовь.
 
Наталья Алексеевна растворилась в своих учениках, осталась в них, проявляясь в их работах, делах, вкусах, интересах. В каждом по-своему.
С одной стороны, это незаметно, но по себе могу сказать, часто проявляется очень ярко. Иногда ловлю себя на мысли, что так делала НА, и я по-другому не могу.
 
 В этом секрет и чудо.

Эпизоды-встречи с художником Васильевым А.А. — отцом Натальи Алексеевны.

Михаил Шевелькин
Нью-Хейвен, США

 

Решился написать о том,  как в первый раз был в доме НА. Оказалось, чтопочти ничего не помню. Все смутно, не конкретно, и только одна  фраза Алексея Александровича, сказанная   тогда, застряла в памяти. С нее все иначалось, потянулись воспоминания о других фразах, замечаниях,  советах и встречах с АА. И я решил написать все более существенное, что запомнилось о АА. Может быть  в этом есть что-то интересное.  Стыдно только, что запомнилось очень  мало.
Читать далее Эпизоды-встречи с художником Васильевым А.А. — отцом Натальи Алексеевны.

Зима 1972 года

Майя Мазина
Дания, Копенгаген


Сейчас морозно и холодно, всюду снег. Зима. Такой же была зима 72-го года. Мы учились в очень старом здании художественной школы, в классе, где топилась печь, но ее тепла не хватало. Мы мерзли, на занятиях сидели в пальто. 



Наталия Алексеевна точила нам карандаши, что нам необычайно нравилось — лучше нее ни у кого не получалось. Перед каждой переменой НА выходила с чайником за водой, а потом ставила его на электроплитку. Пока мы с нетерпением прислушивались к звуку закипающего чайника, НА доставала железные кружки из шкафа -у каждого была своя- и банку домашнего варенья, которое по очереди приносил каждый ученик. Это был настоящий пир! Варенье обязательно получало похвалу от НА и каждая мама — благодарность. Никогда чай с вареньем не был так вкусен, как в ту далекую, морозную и незабываемую пору!


…писала и плакала от благодарности за все то необъятно светлое и радостное, что я получила от НА, за ее любовь к каждому из нас.

Учитель Наталья Алексеевна Васильева

Виктор Арсени,
Кишинев, Молдова

А вы знаете как мы познакомились :)?!

Ведь я дважды пытался поступать в ДХШ и в пустую!!!
И когда я пришёл в очередной раз с мамой встретил одного художника преподавателя, экзаменны уже закончились — я опоздал!!! Читать далее Учитель Наталья Алексеевна Васильева

О милосердии

Татьяна Тафтунова
Санкт-Петербург, Россия

На сайте появилась фотография Натальи Алексеевны, стоящей перед памятником Елизавете Федоровне. Фотография сделана в 2002 году в Марфо-Мариинской обители. К этому году уже возродилась обитель и можно многое узнать о делах милосердных Елизаветы Федоровны, в прошлом немецкой принцессы, позднее Великой княгини Романовой, а ныне святой.
Фотография «запала мне в душу» и напомнила о делах давно минувших дней. Напомнила об одной истории из жизни НА, истории грустной и радостной, обросшей легендами и чудесной.
В этом году, побывав в Кишиневе, я услышала некоторые из этих легенд. Поскольку я оказалась, неожиданно для себя, участницей этой истории, хочу поделиться тем, что знаю и помню. 
 
Кроме С.С.Чоколова, НА часто рассказывала о необычной и глубоко уважаемой ею семье Пискаревых.
Однажды, когда я приехала на каникулы в Кишинев из Ленинграда, НА предложила мне навестить с ней Сашу Пискарева, ее ученика. Надо сказать, что Наталья Алексеевна очень любила рассказывать с восхищением и восторгом старшим ученикам о младших.

Выпуск 1974 г.  На знаменитой лестнице «художки».
Саша Пискарев в верхнем ряду третий слева (второй справа).


И о Саше я слышала много рассказов, но в этот раз рассказ был грустным, так как у Саши обнаружили гемофилию(болезнь царей и королей, как любила говорить НА), и он лежит в больнице и ему очень плохо. 
Мы поехали в больницу. Было жарко, душно, а в палате к духоте добавлялся запах лекарств и гнетущее чувство замкнутости. Саше было плохо, синяки от кровоизлияний появлялись то тут, то там. Остановить этот процесс врачи были бессильны. Сашу мучали боли. На фоне тоскливой больничной палаты картина дикая и противоестественная. Необыкновенно красивый, юный Саша угасал на глазах. Но (как я теперь понимаю) НА не могла допустить даже в мыслях, что такое возможно. 
  
 Болезнь очень редкая и для врачей Кишинева — в особенности. Наталья Алексевна рассказала мне, что в Ленинграде есть Институт гемотологии, где есть врачи, которые специализируются на лечении этой болезни. Нужна консультация, как спасти Сашу, но о его транспортировке в Ленинград не может быть и речи. Что делать?
Я не помню слов, но я помню глаза НА, горящие таким состраданием Саше, ее чувство и желание спасти его во что бы то ни стало. Все это было так сильно и так зажигающе, что я не могла не предпринять попытку участия в этой истории. Правда, в силу своего молодого возраста  я ничего не понимала, что и как можно сделать.
 
Но я как будто попала в круг мольбы, сочувствия и веры НА в спасение. Позвонила в Ленинград своей свекрови и рассказыла историю о Сашиной болезни. 
Как круги на воде расходятся от брошенного камня, так круги сочувствия и любви стали расходиться и расширяться от брошенного слова.
 
И уже через день был найден врач, профессор Федорова Зоя Дмитриевна, которая занимается изучением и лечением этой болезни много лет. И она готова проконсультировать Сашу и прилететь для этого в Кишинев!
Счет времени идет на дни, часы. Саше становиться все хуже. Срочно нужен билет на самолет, билетов нет. В аэропорту объявляют, что нужно место для врача, который летит спасать мальчика, и  кто- то отказывается от своего полета ради помощи Саши.
 
Круги расходятся все шире и шире. Чувство, слово, посланное с такой силой сострадания, услышано. Сколько людей участвуют в операции спасения одного мальчика. 
 
Буквально через 2 дня врач уже в палате у Саши, дает все необходимые советы, схему лечения, список лекарств. 
И, о чудо, процесс выздоровления пошел. 
Саша поправился, закончил школу, медицинский институт, стал замечательным врачом.
 
Конечно, сегодня не очень удивительно, что может прилететь врач на консультацию в другой город, даже в другую страну.  
Но этот врач Зоя Дмитриевна в те далекие годы сделала это абсолютно бесплатно, просто по велению сердца, долга… И навсегда осталась в восхищенной памяти всех участников событий.
 
  Вот такая история о делах милосердных в нашей жизни и в наши дни.
 
Если кто-то может добавить детали из этой истории, которые я упустила или не знала, расскажите.
Это будет добрая память о всех участниках этой истории, уже покинувших нас.
 
Таня Тафтунова 
 
 
 
        
    
 
 
  

История янтарных бус

Татьяна Тафтунова
Санкт-Петербург, Россия

Во время моей поездки в Кишинев этой осенью я пришла в гости к Наталье Алексеевне и Ярославу Алексеевичу.
 В конце встречи Ярослав Алексеевич захотел сделать мне подарок на память о НА и вынес несколько ниток
бус. Я выбрала нитку необработанного янтаря. Выбрала, потому, что на единственной моей с НА фотографии, НА в этих бусах.

Взяв в руки эту нитку и прикоснувшись к золотистым камушкам, я почувствовала, что я уже держала в руках эти бусы, они о чем — то напоминают мне. Читать далее История янтарных бус

в гости с арбузом


как-то в начале сентября, года четыре назад мы, несколько человек из 10ого выпуска, пришли в гости к Наталье Алексеевне, рассказывали про свои планы на новый учебный год, слушали рассказы про лето, ели арбуз и улыбались

хочу поделиться мини-фотоотчетом









Два афоризма. К Всемирному дню учителя

Рискну опубликовать наблюдение-афоризм. Он родился за последнее время, когда пришлось осмысливать жизнь педагога Васильевой Натальи Алексеевны (раньше просто сестры Наташи) и общаться с ее учениками.

У талантливых людей в жизни всегда присутствует талантливый учитель. 

На протяжении многих лет постоянно удивлялся оценкам НА своих учеников. Все ученики у нее были талантливыми. Она говорила это искренне и даже с некоторым удивлением и непониманием.

Второй афоризм, как-бы, обратная сторона первого.
У талантливых учителей все ученики — талантливые.

Редчайшее явление

Валентина Чернечук
Борсек, Румыния

Моя дочь Виринея поступила в детскую художественную школу им. Щусева в городе Кишиневе. До этого она закончила четыре класса общеобразовательной школы и определенный опыт общения с учителями у нас уже был.

Новая учительница в «художке» была светловолосой, голубоглазой женщиной с изящной фигурой и прекрасными манерами. Ее звали Наталья Алексеевна Васильева.
Она интересно и увлекательно проводила свои уроки и дети не пропускали занятия, несмотря на то, что были во вторую смену. А это было не легко: с утра в одной школе, а после обеда в другой. Виринея очень уставала, но с удовольствием ходила » к Наталье Алексеевне».
Так прошла первая половина учебного года и наступила весна и праздник 8 марта. Поздравлять женщин-учителей — дело святое. Я приготовила для Натальи Алексеевны книгу и цветы и Виринея понесла подарок в школу. А вечером моя девочка вернулась с книгой и с запиской следующего содержания:
«Уважаемая Валентина Лукьяновна! Я не принимаю подарков, а за цветы — спасибо. Н.А.»
Ни до, ни после Н.А. я не встречала таких поступков.
А вы?