Татьяна Тафтунова
Прочитав воспоминания Миши Шавелькина, поймала себя на мысли, что мне стало легче, что не только у меня есть провалы в памяти из нашего общего прошлого с Натальей Алексеевной.
Конечно, я себя успокаивала, прошло очень много лет с наших первых встреч, тогда первым ученикам было по 10 лет, а сейчас мы отпраздновали самый круглый юбилей в жизни-полвека.
Но младшие ученики вроде не имеют такой проблемы с памятью.
И все-таки…… Только ли дело в несовершенстве памяти, в многих годах, отделяющих нас от детства?
Долго обдумывала, в чем же все-таки дело, и пришло озарение:
Фото Н. Субботкиной
Трудно вспомнить и описать многое из общения с Натальей Алексеевной, потому что все, что дала НА своим ученикам, растворилось в них без остатка, стало во многом основой и стержнем в жизни, но проросло индивидуальностью.
И иногда трудно выделить, а иногда страшно написать воспоминания, достойные того необыкновенного ореола восхищения, окружающего НА.
В этом секрет Натальи Алексеевны и в этом трудность описания.
Мне легче описать время первых выпусков.
Это было время потерь в самой культуре жизни, быта, традиций. Не говорю уже об отсутствии многих простых, качественных вещей, которые сейчас привычны и доступны.
Это были года практически полного отсутствия возможности не только приобрести книги по искусству, классической, и не только, литературе, но увидеть их. Цветные репродукции (слайды, фотографии) картин, памятников архитектуры были редкостью даже в художественном вузе. Вспоминаются лекции, и черно-белые небольшие по размеру снимки в учебнике по истории искусств.
И вот, 10- летние ученики встретились с Натальей Алексеевной. Это еще маленькие дети. Первое, что поражало, это удивительное внимание и интерес к любому ученику. Уважение к ребенку. Узнаешь от взрослого, от педагога в школе, какая ты замечательная и необыкновенная.
Думаю, не ошибусь, что так же чувствовали все другие. Просто замечательности и таланты находились у каждого свои.
Так начиналась учеба, а может быть что-то более важное.
Наталья Алексеевна умела заворожить, заинтриговать и потом, действительно, как хороший режиссер ставить пьесу под названием:
ученик такой-то, в самом лучшем смысле.
Дети попадали под обаяние, любовь и внимание. Перед этим невозможно устоять и дети влюблялись на долгие годы и старались не разочаровать.
НА умела найти в каждом что-то очень индивидуальное, ценное, развивать это день ото дня, любоваться, восхищаться каждым «цветком в своем саду».
Как хороший садовник, НА умела взращивать свой сад: незаметно и тонко оказывать необходимую помощь, знакомить с интересными людьми, находить вдохновляющие слова каждому, только ему одному предназначенные. Хвалить, но не льстить. Дети очень чутко все чувствуют.
Фантазии и вдохновения у НА был океан.
Казалось бы, ничего особенного: просто рисовали и писали, просто точили карандаши, просто пили чай в холодном классе, просто съедали детали натюрморта, просто любовались картинами и цветом, просто искали красоту в предметах, просто слушали рассказы о художниках. Все гениальное просто.
Наталья Алексеевна проживала вместе с ребятами каждый урок, встречу талантливо, ярко, необычно. Планка всегда была высокой. Волшебство и трудолюбие витало в воздухе.
Это не то, что фиксируется, а впитывается и остается в тебе навсегда. Это запоминается не умом, а душой. Детали уплывают из памяти, а сердце помнит.
Уроками в художественной школе все не ограничивалось.
НА использовала все дополнительные возможности для взращивания своего «любимого сада учеников»: прежде всего, свой удивительный дом. Здесь можно было увидеть впервые столько интересного, необычного, настоящего. Подлинные картины, замечательные книги.
Помощь шла от родителей и знакомых НА.
Продумывался и обыгрывался каждый момент. Ученики с радостью и азартом включались во все начинания и дела. Придумывали необыкновенные самодельные подарки, открытки.
Чего только стоит история с керамическими «розочками». Наверное, в те годы никто из учеников не устоял перед обаянием глины и глазури, превращающихся в красоту. Не знала, что даже Миша! И «пекли» все свои украшения в домашнем муфеле НА.
А праздники! Сколько радости, восхищения и восторга они давали. Море веселья, фантазии.
Ученики помещались в ее сердце, как бы растворялись в Наталье Алексеевне, получая и получая любовь, силы, вдохновение.
Все происходило незаметно и воспринималось так естественно. Не было тени сомнения, что может быть по-другому, что это подарок. С этим выросли. Так было и все.
Наталья Алексеевна сопровождала каждого ученика по жизни, и после школы, помогая, любуясь каждым «растением из своего сада».
В письмах всегда указана дата и указан город, где написано письмо, практически всегда в письме строки любимых стихов, интересные или занимательные детали по теме разговора. Может быть вложен засушенный цветок или травинка. Опять все просто, но продуманно, талантливо, но заботливо и внимательно к адресату.
И так всегда и во всем.
Сад НА разростался.
Приходили новые ученики, и все повторялось сначала. Они тоже находили свой уголок в сердце НА. Находили восхищение, внимание и любовь.
Наталья Алексеевна растворилась в своих учениках, осталась в них, проявляясь в их работах, делах, вкусах, интересах. В каждом по-своему.
С одной стороны, это незаметно, но по себе могу сказать, часто проявляется очень ярко. Иногда ловлю себя на мысли, что так делала НА, и я по-другому не могу.
В этом секрет и чудо.