Валентина Чернечук
лауреат Наталийской премии
Кишинев, Молдова
Люблю отчизну я, но странною любовью! Сагайдак Криулянского р-на Молдовы является одним из красивейших мест Земли. Оно расположено в долине между двумя живописными холмами. Через село с севера на юг пролегает асфальтовая дорога, вдоль которой растут необыкновенные груши. Около 100 лет назад восхитительно плодородный чернозем этих мест привлек сюда людей из Украины из Черновицкой области. Предприимчивые крестьяне, продав там 1 га земли, покупали в Бессарабии 3 га лучшего качества. Так образовались здесь украинские поселения: Сагайдак, Максимовка, Долинное.
Сагайдак
В 1989 году на склоне одного холма появился дом, в котором поселились мои состарившиеся родители. На террасе дома завтракали в лучах утреннего солнца, а вечером, сидя там, можно было любоваться красивым закатом солнца, уходившего на ночлег за противоположный холм, за сельское кладбище.
Вскоре выросшая виноградная лоза обвила собой дом, зацвел вокруг сад и аромат белых лилий укутывал дом невидимой душистой пеленой. У нижней калитки под липой — колодец с кристальной водой радовал в летнюю жару не только нас и мои родители говорили: «Если есть рай.то он здесь. у нас».
Не однажды бывала в Сагайдаке у нас Наталья Алексеевна. Вспоминается один наш приезд, когда я, предварительно спросив разрешения у хозяев, привела НА в два дома для того, чтобы показать быт сельских жителей.
Первой была семья баптистов: муж, жена и дочь 10 лет. Чистый дом, ухоженный двор, огород, сад, птичник. Муж работает дома, а жена ежедневно с продукцией дома едет на базар торговать. В доме все необходимое для достойной жизни. Мне эта семья была очень симпатична (на общем фоне), а НА почему-то оставалась равнодушной к этому благополучию.
Потом я повела ее к моим соседям, пожилым пенсионерам. Там я увидела перемену в НА: она оживилась. повеселела, увидев полку с книгами. Стала расспрашивать хозяев о их житие-бытие. Они, видя ее заинтересованность, повели ее в подвал дома. Это огромное помещение было уже почти забито заготовками на зиму. В дальнем углу возились три человека, вытаскивая на свет бочки для вина.
Пока они выкатывали их наверх НА внимательно слушала рассказ и показ хозяйки дома различных припасов.
Почему НА заинтересовали люди. которые выкатывали бочки? Мы поднялись наверх и там НА стала с интересом наблюдать за семейкой, которая теперь мыла эти бочки. Их было трое: муж, жена и сын 15-16 лет. Для меня они не представляли интереса, а НА внимательно их рассматривала и расспрашивала о жизни.
Мы попрощались и пошли к дому моих родителей. По дороге НА задумчиво меня спросила:
— Вы видели какие у них руки? А лица?
— Да, что на них смотреть, спившаяся семейка!
— Эти люди напомнили мне картины Питера Брейгеля старшего.
Я промолчала, потому что мне было стыдно и досадно за этих людей, доведших себя до ТАКОГО состояния. Мне не хотелось, чтобы тонкая. чувствительная натура НА остановила свой взор на этих далеко не лучших представителях села Сагайдак.
А Наталье Алексеевне было интересно любое проявление жизни, несмотря на культурную пропасть между ней и этими людьми.
Сагайдак. В доме родителей.
Валентина Лукьяновна Чернечук — мама ученицы НА Виринеи (выпуск 1982 — 1986) — автор многих прекрасных заметок
Питер Брейгель старший.
Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.
К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V.
В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев.
В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения.
В 1553 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).
В 1557 году Брейгель написал цикл из семи гравюр со Смертными грехами.
В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.
Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года.
Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.
Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы.
Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением.
Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.
Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.
Питер Брейгель.
Лица крестьян
Сорока на висилице