От сайта: День рождения Натальи Алексеевны отмечаем публикацией статьи, вышедшей сегодня в еженедельнике «Экономическое обозрение«, об открытии выставки работ из коллекции Алексея Васильева. На протяжении многих лет дочь бережно хранила наследие отца.
Татьяна Мигулина
«Экономическое обозрение»
Кишинев, Молдова
Выставка русских художников в художественном лицее
В выставочном зале Республиканского художественного лицея-интерната имени Игоря Виеру на этой неделе работает уникальная выставка русских художников из коллекции молдавского мастера Алексея Васильева, организованная его сыном Ярославом Васильевым.
Филипп Малявин, Василий Поленов, Алексей Саврасов, Константин Коровин, Роберт Фальк, Леонард Туржанский, Федор Бронников… «Я словно попал в одну из секций Третьяковской галереи, — поделился впечатлениями на вернисаже график Алексей Колыбняк. — Перед нами — мини-Третьяковка, причем совершенно бесплатно. За последние годы в республике не бывало подобной художественной акции. Разве что вспоминается большой ажиотаж в республике, когда в Одессу привезли коллекцию Хаммера, и многие молдавские художники ездили ее посмотреть. Но это было давно.
Это, безусловно, шедевры. Алексей Васильев не мог, как художник и искусствовед, собирать случайные или второстепенные вещи. Чего стоят имена! Малявин, Коровин — знаковые фигуры в русском искусстве. Но и не только они: есть, быть может, менее известные, широкой публике, но тоже яркие личности. Тот же Леонард Туржанский — его считают одним из основателей русского импрессионизма.
Или — два графика, оба петербуржца, Константин Рудаков и Мстислав Добужинский. Рудаков был последователем чисто российской школы, а Добужинский учился в Мюнхене в знаменитой рисовальной школе Ашбе и Холлоши. В начале XX века это была самая популярная школа, ее закончили и многие русские мастера. Добужинский известен своими иллюстрациями к Достоевскому. Здесь представлена его иллюстрация к Юрию Олеше «Три толстяка». Константин Рудаков был учителем нашего Ильи Богдеско».
Слева — автор статьи Татьяна Мигулина
Алексей Колыбняк отметил, что выставка поучительна для профессионалов. «Импрессионисты утвердили воздушное пространство в живописи художественными средствами. И если европейские художники XIX- начала XX обогатили арсенал живописца передачей света, то российская живописная школа — обогатила цветом. Тогда русские мастера, преодолевая каноны предшествующих художественных школ, предлагали коллегам новые пути развития искусства. Важно то, что выставка открыта в среднем учебном заведении, когда лицеисты все воспринимают на веру, они не испорчены ни рынком, ни идеологией. Лицей превратился в центр активной культурной жизни Молдовы, пусть и небольшой. Экспозиция имеет дидактическое значение для лицеистов и студентов, которые хотят не просто стать ремесленниками, а развивать национальную живописную школу».
«Вообще-то отец не был коллекционером в полном смысле этого слова, — говорит Ярослав Алексеевич. — А скорее собирателем. Картины попадали к нему разными путями, порой самыми удивительными. Например, одну он приобрел на базаре ради красивой рамы. И когда отмыл верхний слой, то увидел великолепную работу одного французского художника. Произведение Юлия Бершадского, поначалу в очень неприглядном виде, отцу передал известный тираспольский литератор Борис Челышев. Сказал, что подобрал картину в мусорной яме, когда разрушалась квартира Бершадского. Отец ее отреставрировал. Вот работа Роберта Фалька «Пейзаж со стогом сена»: она осталась у отца с времен их совместных выходов на этюды, когда Фальк приезжал в Кишинев в конце 1940-х годов.
Большая часть произведений приобреталась в комиссионках, причем недорого. Например, «Портрет пожилого мужчины» неизвестного художника круга Тропинина был куплен в Кишиневе. Отец знал, что это школа Тропинина. Он вообще очень хорошо разбирался в искусстве, ведь у него было два образования: художественное — закончил ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт) в Москве, и аспирантуру при Третьяковской галерее. А продавцы порой абсолютно не понимали, какие ценности продают».
Коллекцию впоследствии хранила дочь Наталья Алексеевна Васильева, она пятьдесят лет преподавала в детской художественной школе. Сейчас Ярослав Алексеевич подумывает о том, чтобы некоторые работы преподнести в дар Национальному музею искусств или министерству культуры Молдовы. И для этого есть повод: в этом году отмечается 70 лет с первого съезда Союза художников, а Алексей Васильев был первым председателем Союза. «Неплохо было бы организовать выставку отца, на которой я мог бы преподнести некоторые вещи из этой коллекции», — считает Ярослав Алексеевич.
Это уже третья экспозиция в стенах лицея, организованная Ярославом Васильевым. Первой стала выставка работ отца, затем — произведений румынского и бессарабского искусства из собрания Алексея Васильева.
На вернисаже директор Республиканского художественного лицея-интерната имени Игоря Виеру Николета Стати выразила благодарность Ярославу Васильеву за плодотворное сотрудничество, за то, что он таким образом способствует развитию талантливой молодежи. Выставочный зал в лицее был организован четыре года назад, когда Николета Стати стала директором. «За это время прошло немало выставок. Но выставка мирового значения у нас впервые», — подчеркнула директор.
Представитель Посольства Российской Федерации в Молдове г-жа Мухаметшина отметила значимость выставки в начале перекрестного года культуры Молдовы в России и культуры России в Молдове. «И наконец, после долгого ожидания, нынешней осенью на открытии Дней культуры Молдовы в России состоится открытие памятника Дмитрию Кантемиру, инициированного Международной Ассоциацией дружбы и сотрудничества «Молдова и Россия». В преддверии этих Дней выставка имеет особое значение как одна из ступеней для установления новых творческих контактов и связей на уровне лицеев, художественных институтов Молдовы с вузами России».
Искусствовед Тудор Брага сказал, что это выдающаяся выставка за всю историю молдавской культуры. «Мы впервые видим столь достойную персональную коллекцию с ценностями, которые стали бы гордостью любого музея мира. Прежде всего хочу отметить «Крестьянку» Филиппа Малявина: точность рисунка этого портрета, исполненного разными материалами, как-то: графит, пастель, — это произведение может составить серьезную конкуренцию таким мастерам, как Матисс. Две вещи Константина Коровина: «Парижский этюд» — маленькая работа, но по насыщенности и ценности живописи это просто шедевр. Эскиз декораций к опере Дж. Верди «Дон Карлос» (1918 г.) гораздо выше по значимости по сравнению с тем, что находится в коллекции нашего музея искусств. Две работы Евгении Малешевской — также музейного уровня».
Тудор Брага особо отметил «Портрет дочери Наташи» Алексея Васильева в овале: «Он очень хорошо скомпонован, свежо написан, на основе принципов импрессионизма, на основе сопоставления противоположных цветов и их градаций. В нем чувствуется такая непосредственность письма. Один из искусствоведов примерно так сформулировал этот важный принцип работы: рука художника должна двигаться в неизвестность. И здесь присутствует эта свобода движения в неизведанное. На мой взгляд, «Портрет дочери» Алексея Васильева — одно из лучших произведений в этом жанре в молдавском изобразительном искусстве».
…Портрет Наташи написан Алексеем Васильевым на фоне дворика дома, в котором жила семья, и где была мастерская художника. А когда-то дом принадлежал Евгении Малешевской, ученице Репина…
Еще одна публикация о выставке в блоге Людмилы Куликовой https://artchive.ru/groups/12/blog/1005