Своим появлением картинная галерея в Бендерах обязана ряду счастливых обстоятельств: «музейному буму» 70-х годов, мощной и всесторонней поддержке городских властей, а также назначением на должность директора талантливого организатора и руководителя Лосева Алексея Васильевича, именем которого она и была названа в 2002 году.
Огромная заслуга А.В. Лосева в том, что он сумел в кратчайшие сроки найти и реконструировать здание, собрать команду единомышленников, многие из которых трудятся в области культуры и сегодня, наладить прочные творческие связи с ведущими музеями страны, Союзом художников СССР, Академией художеств СССР и др. Это позволило организовать активную выставочную деятельность, а у жителей Бендер появилась возможность, не покидая пределов города, знакомиться с подлинными произведениями мирового искусства из ведущих музеев СССР.
«Выставка династии Васильевых не случайна, — говорит директор галереи Наталья Егорова. — 1 августа исполняется 40 лет со дня учреждения картинной галереи, а 11 февраля 2012 года — 40 лет со дня открытия этих залов, которые знали Алексея Александровича и Наталью Алексеевну. Когда в 1990-е годы мы были поставлены перед фактом того, что в картинную галерею в Бендерах уже не приезжает Эрмитаж и Третьяковка, произошел, казалось бы, крах. Но потом осознали, что в этом было и движение вперед: мы лучше узнали то свое, что лицом к лицу было не видно. И сегодня говорим о ценности того, что есть у нас сейчас».
Полотна заслуженного деятеля искусств МССР художника Алексея Васильева находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, в других музеях России, США, Киргизии, Узбекистана. Нынешняя выставка Алексея Васильева в Бендерах — уже четвертая, его дочери Натальи Алексеевны — первая.
Алексей Васильев (1907-1975 годы) — выпускник Высшего художественного технического института, аспирантуры при Государственной Третьяковской галерее, Алексей Александрович прошел школу у таких известных художников как В.А. Фаворский, С.В. Герасимов, Д.С. Моор. В апреле 1941 года он был назначен начальником отдела ИЗО Управления по делам искусств СНК Молдавской ССР, одновременно ответственным секретарем Союза художников Молдавии, а в 1945 году на первом съезде художников республики избран его председателем. На выставке представлено 60 произведений разного периода: портреты, тематические полотна, пейзажи Молдавии, Крыма, Карпат, а также работы, созданные во время творческих поездок по странам Востока и Африки.
«Он формировал нас, — говорит известный молдавский скульптор Юрий Канашин. — И формировал не пальцем около носа, не криком, а просто примером, поведением своим. Мы восхищаемся Дега, Гогеном, а чем он хуже? Эти работы достойны лучших музеев мира, поверьте мне, я бывал во многих странах и знаю, что говорю».
Дочь Наталья Алексеевна Васильева (1939 – 2010 годы) окончила в Кишиневе Республиканское художественное училище им. И.Е.Репина, а в 1965 г. — Киевский художественный институт. С 1959 г. преподавала в Кишиневской детской художественной школе им. А.В. Щусева — единственном месте работы до конца жизни, подготовила 11 выпусков учащихся, многие из которых стали художниками, дизайнерами, искусствоведами.
Наталья Алексеевна была организатором выставок отца в музеях Молдавии, является автором монографии по творчеству Сергея Чоколова, Алексея Васильева, а также каталогов и буклетов по выставкам и творчеству отца.
Говорит директор художественной школы имени А.В. Щусева Виктор Кузьменко: «Я своим ученикам говорю: реалистическая живопись держится на двух китах: тоновых и цветовых отношениях. И начинаю им рассказывать, что это такое. И когда мне надоедает объяснять, просто беру репродукцию Алексея Васильева и наглядно показываю: реалистическая живопись держится на этих вещах».
Организатор выставки — сын Алексея Васильева Ярослав Алексеевич — художником не стал. На вопрос, почему для выставки выбрал Бендеры, отвечает просто: «Любая выставка — это не только картины, но и люди. Здесь люди великолепны, как по своим профессиональным, так и по душевным качествам. И связи с этим городом у отца и Наташи были хорошо налажены, они давние. Думаю, они бы этой выставкой были бы довольны».
Татьяна МИГУЛИНА