19 декабря. Сегодня Брежневу Л. И. исполнилось бы 104 года

19.12.10
Это сейчас не все СМИ сообщают о дне рождения президента страны, а раньше ни одна газета, ни один журнал не могли обойти подобный день.  Газеты откликались подборкой материалов, связанных  с героем.  Чем объем материала был больше, а текст подобострастней, тем более благожелательным было внимание партийных органов к газете, ее редакции. И наоборот… Об этом «наоборот» читайте в конце — «Второй залп Авроры».
Ниже публикуем статью 36 летней давности, вышедшей в «Вечернем Кишиневе» 19 декабря 1976 года в день рождения Брежнева.
Ученикам НА первых выпусков, которые еще помнят времена, когда всем руководила одна партия КПСС напоминаем…, а более «молодым» ученикам рекомендуем ознакомиться со стилем газетных текстов периода тоталитарной власти.
На снимке ( слева направо): Брежнев Л.И., Сердюк З.Т., Абдумомунов Т., Васильев А.А, Гросул Я.С., Дариенко Д.Т.
«Вечерний Кишинев» 19 декабря 1976г.

   НЕЗАБЫВАЕМЫЕ    МГНОВЕНИЯ

  Бывают в жизни такие необыкновенные,радостные впечатления впечатляющие мгновения,которые навсегда остаются в памяти, наполняют жизнь особым смыслом,придают ей особое звучание,особый тонус. Память о таких мгновениях запечатлена на снимке, сделанном более 16 лет  назад, 17 июля 1960 года во время  встречи руководителей  партии и правительства с деятелями советской  культуры и науки, представителями интеллигенции  всех братских союзных республик, — учеными,писателями,художниками, актерами. Эта встреча происходила  в сказочно красивом уголке Подмосковья, на берегу поэтического  «лебединого озера». Мы гуляли по зелненым проселкам, отдыхали. Кто удил рыбу,кто участвовал в спортивных играх. Руководители партии  и правительства дружески беседовали с нами,затрагивая широкий круг вопросов, интересующих  деятелей искусства и науки.
          
   Молдавскую творческую интеллигенцию на этой встрече представляли  ученый  Я.С.Гросул, писатель
П.А.Крученюк, художник А.А. Васильев и автор этих строк. После большого концерта мастеров искусств, когда мы прогуливались по парку, к нам подошел Леонид Ильич Брежнев. Он расспрашивал о жизни Молдавской Республики, о новостях культуры, науки. Мы старались как можно полнее  рассказать Леониду Ильичу о том, как благодаря заботе  партии и правительства бурными темпами  развиваются  в Молдавии искусство, наука и культура. Наша беседа длилась около  часа. Перед  нами как бы  раздвинулись  рамки нашей  творческой  жизни. Каждый в эти минуты с особой ясностью чувствовал  все огромное значение тесного единения творческой интеллигенции и партии, понимал, что такое единение и возможно только в нашей стране,где художник живет интересами народа,творит для народа, с которым его связывают животворные  нити.  Для каждого из нас было очень ценно, что мы могли вот так  откровенно , по-дружески поговорить  с Л.И. Брежневым о своем , самом важном. И хотя  прошло с тех пор немало лет, мы, я знаю, не раз мысленно вернемся к этому разговору с Леонидом Ильичем, вспомним его слова — точные,взыскательные и одновременно удивительно доброжелательные, —  почерпнем в них мудрый совет,хорошее напутствие в своем  творческом пути. Леонид Ильич говорил о той огромной роли, которая принадлежит искусству в великом деле воспитания человека коммунистического общества,о том, что советское  искусство призвано пробуждать в каждом человеке  творца и создателя, желание радостно трудиться на благо общества, отдавать  этому делу свои способности, дарования, таланты. А для того, чтобы выполнить эту задачу,  подчеркивал  Леонид Ильич, надо бороться за высокую идейность и мастерство, которые выражаются прежде всего в глубоком постижении народной жизни. Простые, ясные слова Леонида Ильича о месте, роли  и задачах искусства в жизни нашего общества, обращенные к нам, пробуждали  новый источник сил  и вдохновения. Каждое слово Л.И. Брежнева словно  бы проникало  в наши мысли, и в ответ на заботу партии  хотелось трудиться еще лучше, создавать произведения, которые полюбились бы народу, ярко отражали его исполинские дела.
           С этими мыслями и стремлениями возвращались мы домой, охваченные  волнующим чувством  единения партии и народа , своей глубокой сопричастности с его делами и чаяниями. Мы увозили также  этот снимок, сделанный для нас фотокорреспондентом на память о незабываемой встрече с Л.И.Брежневым.
Домника  Дариенко.
народная артистка СССР .
Леонид Ильич Брежнев (19 декабря 1906 — 10 ноября 1982) — занимал высшие руководящие посты в советской государственной иерархии в течение 18 лет: с 1964 года и до своей смерти в 1982 году.
Генеральный секретарь ЦК КПСС в 1964—1982 и Председатель Президиума Верховного Совета СССР в 1960—1964 и 1977—1982 годах.
Маршал Советского Союза (1976).
Герой Социалистического Труда (1961) и четырежды Герой Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981).
Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1973) и Ленинской премии по литературе (1979).
Под именем Л. И. Брежнева опубликована трилогия: «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина».
В 1950—52 годах первый секретарь ЦК Компартии Молдавии. 
Зиновий Тимофеевич Сердюк (1903 — 1982) — советский партийный деятель, генерал-майор (1943).
Член компартии с 1925 года. Член ЦК Компартии Украины (1938—1954). Кандидат в члены ЦК Компартии Советского Союза (1939—1956). Кандидат в члены Политбюро ЦК Компартии Украины (1949—1954). Член Политбюро и 1-й секретарь ЦК КП Молдавии (1954—1961). Член ЦК КПСС (1956—1966).
Токтоболот Абдумому́нов (1922 — 1989) —друг детства и юношества Алексея Васильева , киргизский писатель, драматург. Лауреат государственной премии Киргизской ССР. Народный писатель Киргизии. Его имя присвоено Кыргызскому национальному драматическому театру.
Васильев Алексей Александрович (1907 — 1975) — художник, отец Натальи Алексеевны Васильевой
Гросул Яким Сергеевич [1912 — 1976], советский историк, член-корреспондент АН СССР (1966). Академик и президент АН Молдавской ССР (с 1961 по 1976). Член КПСС с 1939. Специалист по истории и историографии Молдавии 19—20 вв., автор и соавтор монографий «Крестьяне Бессарабии (1812—1861 гг.)» (1956), «Крестьянская реформа 60—70 гг. XIX в. в Бессарабии» (1956)- 2-томной «Истории Молдавской ССР» и многих др. работ.
Домникия Тимофеевна Дариенко (1919 — 2010) — советская молдавская актриса, народная артистка СССР

Второй залп Авроры

Глеб Горышин на посту главного редактора журнала «Аврора» вошел в историю русской литературы советского периода. Сейчас этот случай уже практически забыт, а в 1981 году он вызвал эффект разорвавшейся бомбы. В декабре 1981 года весь советский народ праздновал 75-летие со дня рождения Л.И. Брежнева. Это было событие «всесоюзного» масштаба. Всенародно праздновали юбилей не только генсека, главы правительства, верного ленинца, выдающегося борца за мир, но и, главное, выдающегося писателя: за книжечку «Малая земля» он был принят в Союз писателей, получил Ленинскую премию по литературе. Напечатанная миллионными тиражами на всех языках мира, она читалась по радио и телевидению, изучалась в школах, институтах, на бесконечных семинарах, газеты ежедневно печатали отзывы читателей, восторженные письма ветеранов, журналистов, писателей, рабочих и колхозников, генералов и академиков… Еще у всех на памяти было вручение Брежневу писательского билета № 1 по случаю издания его мемуаров.

Юбилейная речь

Именно в юбилейном номере № 12/1981 журнала «Аврора» и по случайному совпадению именно на 75-й странице появился злополучный рассказ «Юбилейная речь» Виктора Голявкина, написанный лет за пятнадцать до описываемых событий, конечно, совсем по другому поводу и никакого отношения к Брежневу не имеющий. Маленький рассказ  помещен в самом конце номера, на юмористической страничке.

Журнал «Аврора» №12, 1981 год — из архива Ярослава Васильева

 «Трудно представить себе, что этот чудесный писатель жив. Не верится, что он ходит по улицам вместе с нами. Кажется, будто он умер. Ведь он написал столько книг! Любой человек, написав столько книг, давно бы лежал в могиле. Но этот — поистине не человек! Он живет и не думает умирать, ко всеобщему удивлению. Большинство считает, он давно умер, — так велико восхищение этим талантом. Ведь Бальзак, Достоевский, Толстой давно на том свете, как и другие великие классики. Его место там, рядом с ними. Он заслужил эту честь! Он сидит передо мной, краснощекий и толстый, и трудно поверить, что он умрет. И он сам, наверное, в это не верит. Но он, безусловно, умрет, как пить дать. Ему поставят огромный памятник, а его именем назовут ипподром, он так любил лошадей. Могилу его обнесут решеткой. Так что он может не волноваться. Мы увидим его барельеф на решетке. 


Позавчера я услышал, что он скончался. Сообщение сделала моя дочка, любившая пошутить. Я не скрою, почувствовал радость и гордость за нашего друга-товарища. Наконец-то, — воскликнул я, — он займет свое место в литературе! Радость была преждевременна. Но я думаю, долго нам не придется ждать. Он нас не разочарует. Мы все верим в него. Мы пожелаем ему закончить труды, которые он еще не закончил, и поскорее обрадовать нас». (Аплодисменты).

 
Номер был уже сверстан, когда редакция, получив напоминание о 75-летии Л.И. Брежнева, поместила на 1-ю страницу цветной портрет юбиляра. Едва журнал появился в продаже, разразился скандал. Рассказ был воспринят как насмешка над Брежневым. Этот номер журнала в народе окрестили «Вторым залпом «Авроры». Разнеслась весть, что это провокация, подготовленная чуть ли не самим Г.В. Романовым, который хочет подсидеть генсека. Самое интересное, что многие читатели подписчики журнала ни разу не усомнились о ком идет речь в рассказе. Они старались сразу снять копии всеми правдами и неправдами, поделиться с коллегами, ибо всем было ясно, что тираж будет изъят. Этого, однако, не произошло, но ни в киосках, ни в библиотеках найти этот номер «Авроры» было совершенно невозможно. 
Началось разбирательство. За подобные шутки в недавние времена люди платили жизнями. Разумеется, нельзя сказать, что журнал «Аврора» собрал тогда под свое крыло исключительных смельчаков и вольнодумцев, затеявших эту хитроумную акцию. Ничего такого не было. Многие считали, что всё это могло быть простым совпадением. Тем не менее, имя писателя В.Голявкина на много лет было вычеркнуто из литературной жизни, редакция журнала была фактически разогнана, главный редактор журнала Г.Горышин и ответственный секретарь были сняты с должности за политическую близорукость. Журнал на некоторое время остался без руководства, но, как это ни странно, продолжал выходить. 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *