Подарки НА

Татьяна Тафтунова
Санкт-петербург, Россия

Наталья Алексеевна принимала от учеников только самодельные подарки, всегда находила им место в доме, гордилась ими и показывала всех гостям.
Но я хочу рассказать о подарках НА, которые делала своим ученикам (и не только).
Подарки НА были всегда необычные.
Например, мне Наталья Алексеевна подарила встречу с Мастером.
Я много слышала от нее рассказов о Сергее Семеновиче Чоколове, видела фотографии его работ. Сейчас трудно отделить свое восхищение этим фантастическим неординарным миром керамики Чоколова от ее восхищенного взгляда на его творчество, на его жизнь. Что было первично, не помню, но точно то, что этот мир был первым подарком НА.
И вот, однажды, последние годы жизни Сергея Семеновича, когда он уже был серьезно болен, не мог ходить, забыт своими близкими, НА отправляет меня к Чоколову домой ( как мне вспоминается, чтобы я отнесла какую-то еду). 
Подхожу к небольшому домику, каких много в центре Кишинева. Дверь незаперта. Вхожу и вижу в центре комнаты на кушетке полулежит Сергей Семенович, рядом какой-то столик. На нем плитка, видимо одновременно служит и для подогрева пищи и для обогрева: в комнате достаточно холодно.
 
 
 

Кажется мне это, или, действительно, я видела на этом столике глину и начатую работу. Вокруг полумрак и полное запустение. Нет ничего, чтобы напоминало уют, дом знаменитого художника и заботу об очень больном человеке.
Говорю, что пришла от НА проведать его. Он разрешает мне посмотреть работы.

Подхожу к полкам и происходит чудо. Я забываю, что о нищете и убогости комнаты.
Невиданные растения появляются справа, слева, сверху, снизу, среди них выглядывают фантастические звери. Кувшины и сосуды необычной формы, размера. Их поверхность частично задымленная, частично всех оттенков обожженной глины поражает своей фактурой.
Несколько привыкнув к полумраку, замечаю, расставленные на полу во всех углах комнаты, сооружения. Передо мной возникают сказочные замки и башни, некоторые почти с меня ростом.
Никогда ничего похожего я не видела. Это трудно назвать керамикой, это ожившая скульптура. Это видения и миражи, воплощенные в глине. Потом в институте, увидев на лекциях по истории искусств архитектуру Гауди, нашла сходство у этих мастеров. Но оба они стоят особняком в мире искусства.

Прошло много лет, я побывала на многих выставках во многих странах, но думаю, что и сейчас керамика этого Мастера была бы украшением любого музея, выставки. Время не властно над настоящим.

Через какое-то время НА рассказала мне, что все работы исчезли из квартиры: дверь-то не закрывалась.
Умер Сергей Семенович в одиночестве. Близкие забыли о нем, потеряна могила.
А НА не забыла, написала книгу о нем, собрала все возможные материалы, фотографии, завершила
красиво и достойно путь этого художника.
Ушел Чоколов, ушла Наталья Алексеевна, но пока жива память о человеке, жив и человек.

А я получила еще один подарок и урок: восхищение — это незаметно помогать в жизни и после.

Одна мысль про “Подарки НА”

  1. Мы немного увлекаемься древними деревянными масками и статуэтками из Африки, Океании и др. мест, так вот у них душа переселяеться в идола (статуэтку) и хранят эту статуэтку из поколения в поколение до тех пор пока хотя бы один человек помнит или знает о том кому посвещена эта статуэтка.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *