Татьяна Тафтунова
Санкт-Петербург
18 июля 2012
Спустя годы и оглядываясь назад, в прошлое, понимаю, что Наталья Алексеевна обладала не только педагогическим даром, но и талантом режиссера. У нее была тонко и точно выстроенная драматургия занятий, встреч, праздников, писем, совершенно незаметная, так как все покрывалось таким потоком любви и внимания к каждому встреченному ученику. Не это ли один из ключиков к удивительному Миру отношений с учениками.
Наталья Алексеевна любила театр и сумела привить любовь к нему своим ученикам, вдохновляя на изготовление театральных кукол, устраивая театрализованные праздники. Самодельные костюмы всегда вызывали восторг и восхищение.
В Кишиневе есть Театр оперы и балета, в котором пела несравненная Мария Биешу.
И в этом нам тоже повезло, но основное мы познавали через книги, отбор Натальей Алексеевной производился со вкусом и знанием предмета: мы рассматривали только самые замечательные декорации и костюмы лучших художников театра.
Самым любимым для меня стал Александр Яковлевич Головин.
Удивительный живописец, колорист, один из самых выдающихся декораторов сцены.
Один из тех, редких, который умел не только создавать эскизы декораций, костюмов, но и
участвовал непосредственно в написании декораций, создании костюмов, мебели.
Впервые, именно его костюмык «Кармен» стали экспонатами художественной выставки и вызвали бурю восторгов своим колористическим богатством при росписи дешевых тканей и использовании отделочных материалов.
Костюмы Головина называли «Стихотворениями в тряпках».
Станиславский пишет: « Русское театральное искусство обязано Головину не только такими исключительными по их художественной ценности и богатству красок постановками, как, например, «Маскарад» Лермонтова, но и целым переворотом в области внешнего оформления театральных спектаклей, в трактовании этих спектаклей, как единого художественного целого и создании целой школы театральных художников, усвоивших его художественные принципы. А.Я.Головин один из весьма немногих художников, которые остались в пределах СССР и продолжают работать, не покладая рук.»
Кто не знает занавес Мариинского театра, созданныйв 1914 году! До сих пор он является не только шедевром театрального искусства, но эмблемой театра.
На днях, прогуливаясь по Новодевичьему кладбищу, я разговорилась со смотрительницей кладбища. С горечью она мне поведала о забытой могиле А.Головина, что просили денег на приведение в порядок могилы у В. Гергиева (главный руководитель и дирижер Мариинского театра), но у него на это нет денег! Я даже не поверила, что такое возможно.
Мы подошли к невысокому черному кресту на одной из главных дорожек, табличка прикреплена так, что, проходя по дорожке, ее не увидеть и не прочесть, раковина треснула. Грустное зрелище.
Мысленно вспоминаю, сколько раз проходила я мимо этой могилы, но не могла представить, что именно здесь покоится Великий Русский Художник – слава русского театрального искусства.
До сих пор неукладывается в голове, что каждый вечер в Мариинском театре поднимается занавес, и нет денег, чтобы привести в порядок могилу его автору!
Крест красивый по рисунку, его можно не менять, а лишь поставить на более высокий и достойный постамент, сделать хорошую табличку или надпись, и это все, что требуется.
Мысли, сердце – все застучало — что делать?!
После короткого мига тишины в душе прозвучало: памятник обязательно будет, но сейчас, срочно посадить цветы. Цветы, которые будут напоминать собой картины и живописьГоловина. Это первый дар памяти сердца и посыл к Небесам. Мысли материализуются, главное, положить начало, сделать первый шаг.
Через день мой знакомый театральный режиссер привез из своего сада куст гортензии, тюльпаны и нежный светло-зеленый мох, и мы с любовью посадили все это у любимого художника.
Думаю, что Наталья Алексеевна поступила бы точно так. Это и ее дар сердца, подаривший любовь и память своим ученикам.
Ну а деньги, может быть, сможем собрать мы, благодарные потомки, ученики, поклонники, как Дар памяти сердца.
В следующем году исполняется 150 лет со дня рожденияАлександра Головина.
Татьяна Тафтунова — училась в ДХШ у НА (1970) и другого молдавского художника Карякина (1966-1969) Лауреат Наталийской премии (2011). Любое ее выступление на сайте захватывает внимание. Ей выделен отдельный тег Теперь, чтобы познакомиться со всеми ее замечательными статьями, нужно в разделе «Теги» (на главной странице в клонке справа) кликнуть на «Тафтунова».
А еще была ученицей и дипломницей у Л.В.Кабачека ( замечательного ленинградского художника, картины которого есть в Русском музее). Историю искусств у нас преподавали такие замечательные и знаменитые искусствоведы, как Марк Эткинд и Михаил Герман! С педагогами мне повезло в жизни на все 100, что в обычной школе, что в художественной, что в институте.
А сколько я встретила в жизни замечательных, знаменитых и удивительных людей — самый большой дар, который можно получить!
Спасибо за рассказ. Вновь ожил образ замечательного художника.
Что касается могилы Головина, то, мне кажется, не все однозначно. Могилка — очень скромная, но достойная и аккуратная. Ставить крест на другой постамент — есть, по сути, смена памятника. А имеем ли мы на это право? Сразу приходит сравнение с могилой Л. Толстого. А если имеем право, то, уверен, нельзя обойтись без проекта (архитектора) и без виз самых высоких инстанций. Другое дело — ремонт…
Могила выглядит достойной благодаря еще и зелени. За что еще один низкий поклон.
Крест хороший, так как старых традиций и работы, но сказать, что эта могила- достойный вариант для художника мирового имени, для меня сложно. Ремонт практически невозможен, так как ремонтировать надо раковину. а это никто делать не будет.
Мы со смотрительницей обсуждали новый вариант без больших изменений. Да, в некотором смысле-это смена, но могила 30-х годов и можно понимать, что было за время — отношение к могилам и средства, сейчас время изменилось и есть возможности сделать все достойно памяти великого художника. А право- это наше понимание уважения к могилам, к творчеству художника. Конечно, нет следов явного разрушения, но я говорила о несоответствии состояния могилы и уровня человека, тем более в наши «не бедные времена». Есть сайт, посвященный А.Головину, там проскользнула информация о потомках и желании одного из них облагородить могилу, но пока все тихо.
Знаменитый занавес Головина поднимается в Мариинском театре каждый вечер и отчисление в 100 рублей от каждого вечера в пользу нового памятника в течение 1 года решило бы вопрос (сумма смешная в соотношении со стоимостью 1 билета). Но нет воли, интереса и желания, а это поражает.
Так что можно себя утешать, что могила выглядит прилично, так как ничего не падает, не разбита раковина, но это пока.