Армянское солнце

Наталья Алексеевна Васильева по образованию — художник, по жизни — педагог. Есть еще несколько профессий, в которых НА достигла высокого уровня. Она писала сценарии, выступала телеведущей… Иногда ее представляли, как искусствоведа. Совершенно справедливо; она автор двух больших монографий о ведущих художниках Молдовы: об отце Алексее Васильеве и о Семене Чоколове.
Представляемая статья — одна из первых ее искусствоведческих работ.
IMG13709

Нам кажется, что статья изначально была заказана Алексею Александровичу Васильеву, но из-за занятости он порекомендовал в качестве автора свою дочь.
Статья вышла в газете «Култура» на молдавском языке в  дни декады армянского искусства и литературы. Сохранился черновик статьи, который служит для нас ее переводом.
IMG13911

Наталья Васильева

Армянское солнце

Сегодня, пропитанная знойным перченым солнцем  Молдавия, принимает у себя в гостях Армению — заветный мир легенд, где виноград багрян, а на листах серебряная нить…Сегодня в гостях у нас искусство Армении с Сарьяном — «волшебником армянским гор»,  вступающим с творцом-природой в спор. Многоликое искусство Сарьяна, воспетое армянскими и неармянскими поэтами, всегда радует нас богатейшей палитрой зорь, горящей бирюзой и золотом армянского неба. Натюрморт Сарьяна «Плоды Араратской долины», тема которого — щедрость армянского солнца, защищенная могучими плечами Арарата — изобилует равноценными предметами лишенными композиционного центра. Каждый художник знает, как трудно писать подобный натюрморт, не вдаваясь в пестроту и раздробленность. Только Мастер в состоянии укротить такое изобилие. Пейзажам Сарьяна всегда свойственна непустая декоративность, сложность цвета и лирическая образность.
Мартирос Сергеевич Сарьян – народный художник СССР, как и всякий истинный талант, имеет своих почитателей, подражателей и учеников.

IMG_5035 IMG_5036 Духовным учеником Сарьяна, считает себя художник старшего поколения Мгер Манукович Абегян. На выставке представлен его натюрморт «Ереван».  Абегяна мы знаем, как участника почти всех выставок всесоюзного значения, где художник выступал как хороший рисовальщик, пейзажист, портретист. Натюрмортам Абегяна свойственна эпическая монументальность и жизнеутверждающая чистота цвета.
Имя народного художника АССР Зардаряна О.М. известно по многочисленным пейзажам и тематическим картинам. На выставке в Кишиневе этот художник представлен лирической картиной «Стремление». Композиция радует приятной пластичностью, необходимой автору для раскрытия темы юности, и необычайной яркостью цвета.
Интересно полотно Исабекяна Э.А. – художника исторического жанра – « Вечно в тревоге». Ураганы времен отражены в монументальных композициях А. Аветисяна – «Накануне» и «Вставай проклятьем заклейменный» Р. Хачатуряна.
Полны лиризма и задушевности композиционные портреты Р.А Гаргалияна и Л. Бежбеук-Меликяна.
Графика, берущая свои истоки в древней миниатюре, очень национальна и разнообразна по технике. Приятна инсталяция М.Р. Сосояна к книге Г. Хачатряна «Эребуни». Выполненные благородным серым цветом, как каменные изваяния, чудом сохрагившиеся до наших времен, предстают перед зрителями древние герои «Эребуни».
Как ветром подгоняемый огонь горят черно-красные листы Г.Мамяни — цинкография к произведению Е. Чаренца «Неистовые толпы».
Тематика графики многообразна. Тут и офорты В. Айваряна – «На стройке ГЭС» и «Ереванская сюита» М. Абегяна.
Стремительную, бушующую жизнь в камне может почувствовать только скульптор, а наличие разнообразного камня (мрамор, базальт, туф) в Армении способствует этому.
К сожалению, только одним портретом представлен А. Саркосян, народный художник СССР.
IMG_5037 IMG_5038 IMG_5039 Психологичен обобщенный образ «Матери» — автор Г. Чубарян. Высеченная из охристого туфа, головка Мариамик – автор А. Овсенян, говорит о зрелости молодого автора.
Еще и еще раз пройдясь по выставке Армянского искусства среди косматых горных рек, по склонам которых бегут завитки налитых соком лоз, любуясь благородной сединой снежноглавого Арарата и щедрых араратских долин – удивляют стихии цвета, пронизанного сиянием золотых лучей армянского солнца.
Темные тени чинар, Ереван весь из розового туфа, поющая на веселый лад зурна, ураганы времен, горные скалы, вдохновенный труд, жгучие розы и красивые сильные люди напоены золотым сиянием лучей и изумрудом листьев чистотой и свежестью цвета, в которых соединилась свежесть чувств с мудростью художников, познающих жизнь и зовущих нас зрителей на глубокое раздумье

PS Статья «Армянское солнце» вышла 28 июня 1969 года, т.е. ровно 46 лет назад.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *