Часто спрашивают о методике преподавания Натальи Алексеевны. Нижеследуемая статья, в какой-то степени, отвечает на этот вопрос.
«Вечерний Кишинев», 5 ноября 1984 года.
Лариса Курдова
Д А Р И Т Ь Д Е Т Я М Р А Д О С Т Ь
Со дня основания Кишиневской детской художественной школы работает в ней замечательный педагог Наталья Алексеевна Васильева. Ее первые уроки: знакомство с учениками, с их рисунками. На них такие чистые краски: зеленые — яркие, как первая трава, красные — звонкие. И такие непосредственные детские композиции.
Как научить ребят трудиться с радостью,интересом? Как научить их в будничном видеть необычайное? Не приземлять их восторженное удивление, сохранить праздничность их ощущений? Ответы на эти вопросы пришли не сразу.
Оказалось, что секрет интереса к учебе не в занимательно-развлекательных уроках, а в успехах детей, в ощущении этих успехов самими ребятами. Вчера еще не знал, не умел, не понимал этого. а сегодня — понял, сумел. Вот где радость.
Очень важно, — говорит Наталья Алексеевна, — развивать в каждом ученике то, в чем он может превзойти других ребят. Обращая на это внимание самого ребенка, хвалить его и тем самым побуждать в нем интерес к дальнейшему совершенствованию.
Отправляясь с ребятами в походы: в лес, в поле, она учит своих учеников радоваться и удивляться таинственности закатного неба, запаху полыни и разогретой солнцем хвои, раскрывает перед ними красоту окружающей природы. И всюду — уроки мысли, постоянный обмен знаниями, интересные и содержательные разговоры. Наталья Алексеевна говорит своим ученикам о жизни во всех ее проявлениях, о добре и зле, чести, бесчестии, лжи и правде.
Удивительно быстро и деликатно входит Н.А. Васильева в круг жизни своих учеников. Как добрый товарищ говорит о простых и вечных вещах. Она много фантазирует, чтобы дать толчок развитию детской фантазии. Вот она с ребятами в районе Скулянки, где некогда бывал герой повести А.С.Пушкина Кирджали. Ищут клад, зарытый им полтора века тому назад. Клад, конечно, не нашли, но поиски оказались не совсем безрезультатными: ребята откопали старинный кувшин,конечно, не с разбойничьими галбенами, но сам факт находки далеко не безынтересен…
А какой простор для развития детского воображения в таком, к примеру, задании. Применив минимальное количество средств, из картона, бумаги сделать какого-нибудь зверя, выделив при этом основной определяющий признак, по которому эта зверушка была бы моментально узнана. Оценивая такие работы, Наталья Алексеевна часто завышает достижения и способности отдельных учеников, чтобы заставить ребенка поверить в свои силы.
Предвкушая радость встречи со своими учениками в новом учебном году, Н.А.Васильева к 1 сентября сделала в форме дружеского шаржа большую, во всю длину классной комнаты, газету, где каждый из ребят узнал себя, вспомнил многие интересные эпизоды школьной жизни. Здесь же, на газете, прикреплен и подарок ко дню рождения одной из учениц — с любовью сделанная брошь из керамики.
Сколько фантазии, выдумки, изобретательности в этом необычном подарке ученице. И все для того, чтобы пробудить в детях праздничность ощущений, подарить им радость. Дарить детям радость — основное кредо Н.А.Васильевой. Радость встречи с прекрасным, радость новых открытий и свершений.
Родство определяется не только кровью, но и духовной близостью. Ученики Натальи Алексеевны остаются близкими ей на всю жизнь. Из разных концов страны приходят к ней письма от ее воспитанников.
Дом Н.А.Васильевой — это и их дом, к которому они прикипели душой, с которым сроднились. Здесь их всегда поймут, дадут добрый совет, отогреют душу. Многие из учеников избрали себе творческие профессии — стали художниками,скульпторами, архитекторами. Кем будут ее теперишние подопечные? Об этом она узнает завтра. А пока на обычном школьном уроке она учит своих учеников познавать мир во всей его красоте.
«Вечерний Кишинев», 5 ноября 1984 года Л.Курдова