Кишиневские дворики! — уходящая натура. Весь Кишинев состоял из живописных, «вкусных» двориков. Жизнь детворы проходила в них. Мальчишки играли в войну (речь идет о послевоенном времени), девчонки, как водится, в дочки-матери. Некоторые игры объединяли ребят: жмурки, салочки, догонялки, конечно, игры с мячом.
.
Дворик, в котором прошло детство Наташи Васильевой
Одна игра выделяла двор Наташи Васильевой и делала его единственным в городе. Как жаль, что НА в своих воспоминаниях уделяет уникальному явлению только одну фразу: «в нашем дворе было еще одно дело, детское увлечение, занявшее много времени, это — театр«. Скорее всего она только обозначила тему с желанием вернуться к ней позже. Не успела. К настоящему времени уже не осталось никого из действующих лиц того театра и, что самое обидное, не осталось ни одной фотографии.
У истоков театра стояла Наташа, но как она сумела соорганизовать свободолюбивую малышню на такую организованную акцию непонятно. «Труппа» состояла из детей двора и соседских ребят. Благо, их было много и примерно одного возраста. Младшая группа ребят, в которую входил брат Наташи, к спектаклям не допускалась. Они вместе со взрослыми двора составляли зрителей.
Это был не только дворовый театр. Его знали в округе. Он давал выездные спектакли. Например, в детском саду (ул. Котовская угол ул. Садовой), в который ходил брат Наташи. Театр приглашали в некоторые учреждения, в которых работали родители детей занятых в спектаклях.
Основной труд в изготовлении декораций, костюмов и реквизита падал на родителей Наташи, однако, режиссерские идеи исходили от ребят (этому мы нашли доказательства. см. ниже). Сами ребята тоже участвовали в подготовке. Вспоминается спектакль «Колобок». Все играли в масках соответствующих животных. Головы зверей лепил из глины отец Наташи художник Алексей Васильев. Ребята обклеивали голову маленькими кусочками газет. Когда слой становился приличным, давали высохнуть, а затем выбивали глину. Получалась маска, которую опять же отец расписывал красками.
.
Несмотря на отсутствие фотодокументов, приводим доказательство наличия театра и свидетельство от кого исходили режиссерские указания. Письмо Наташи от 1949 года отцу в Москву, куда он уехал в командировку сдавать одну из своих работ.
11 декабря 1949 года
Здравствуй дорогой папа!
Позапозавчера в пятницу я получила 4-ку по естествознанию. Напиши приняли или не приняли твою картину?
Ярослав стал не такой «разбойник». Он принял вечером касторку и у него перестал болеть живот.
Муся, Марик, Вероника, Валя, я и Аля в общем мы хотим поставить сказку «о мертвой царевне и о семи богатырях». Если ты сможешь, привези разноцветной бумаги. Потом привези красные ленты шириной 8 см. и длиной 2 метра. Так, чтобы на каждую ленту шло по одному метру.
Мама просит привезти мочалу на мочалку.
Передай Ирочке Таусон, Танечке Савинской, Танечке Смирновой, Любе Румянцевой, Жене Крэниной и Москве большой, большой, горячий, горячий привет.
Целую тебя крепко в носик, а ты поцелуй за меня Ирочку Таусон и тетю Нату Таусон в обе щечки.
Еще раз целую тебя в носик крепко.
Твоя дочь Наташа.
Владимиру Александровичу от Игоря привет.
.
Еще одна фотография артистов за год-два до премьеры.
Кишинев, 1948 год. Марик Зомен и Наташа Васильева с собачкой Моськой
.
Внимание, кроме «театра масок», т.е. кроме драматического театра во дворе действовал театр кукольный (с той же актерской труппой)! Память-памятью, но есть свидетельство — Наташина композиция «Наш театр», на которой изображены примы-актеры.
Слева Вероника Мельник и Наташа Васильева. Справа Марик Зомен и Ленька Айзергард (сосед, одноклассник Вероники, жил на углу Котовской и Кузнечной). Внизу рисунка Наташа уточняет — «Дружеский шарж». Из всех шаржей Ленька получился лучше всех. Для сравнения показываем Леонида Айзенгарда в конце 1960-х годов на встрече Нового года в Академии Наук Молдавии.
В заключении покажем сцену театра.
Кишинев, 2009. Бывшая ул. Котовская 75 (ныне Vasile Alecsandri 75).
На фото между скамейками вход в две квартиры: Mельников и Васильевых. На скамеечках сидят аборигены двора, в прошлом из младшей группы зрителей театра: слева брат Вероники Глеб Мельник, справа брат Наташи Ярослав. Занавес крепился на веревке между углом стены справа и деревянной стойкой слева. Закуток представлял собой сцену.
PS В конверт письма был вложен рисунок брата Наташи, который в то время называл себя Лёлё, за что на всю жизнь получил кличку «Лелешка».
Конец «Театра Наташи Васильевой»
Отлично! Если человеку дан какой либо дар, то это из раннего детства. Вот и НА умение на протяжении всей жизни быть большим
организатором.
Спасибо, Вячеслав! Она была, видимо, хорошим организатором, но «не громким» — без призывов, без очевидного лидерства. При такой организации создается обманчивое впечатление, что все идет без организатора.