Известно, что Пушкин приехал в Кишинев 21 сентября 1820 года. Значит ровно 193 года назад.
25 сентября 1976 года ( 37 лет назад) в газете «Вечерний Кишинев» вышла статья Бориса Челышева «Две Земфиры», приуроченная к годовщине приезда Александра Сергеевича в Бессарабский край, в столицу будущей Молдовы. Она повествует о двух рисунках, на которых изображена героиня пушкинских «Цыган». Работы принадлежат ведущим художникам Молдавии Илье Трофимовичу Богдеско и Алексею Александровичу Васильеву (отцу Натальи Алексеевны).
Вечерний Кишинев
25 сентября 1976 год
25 сентября 1976 год
ДВЕ ЗЕМФИРЫ
(Молдавская Пушкиниана)
Стоит ли гадать, написал бы Пушкин поэму «Цыганы» или нет, если бы не случай? О нем рассказал Замфир Ралли со слов своей тетки Екатерины Захаровны.
Это произошло в Молдавии летом 1821 года. Проезжая по дороге на село Юрчены, Пушкин встретил цыганский табор. У старосты была дочь по имени Земфира. Высокого роста, с большими черными глазами и длинными косами – настоящая красавица. Пушкин влюбился в цыганку и остался в таборе. Неизвестно, чем бы кончилась эта история. Разрешила ее сама Земфира: она бежала из табора с одним цыганом в село Варзарешты. Пушкин помчался ее искать, но цыгане надежно спрятали красавицу.
Этот эпизод не прошел бесследно в жизни поэта. Случайное по существу событие родило поэму, вечные образы которой волновали, волнуют и еще долго будут волновать художников, скульпторов, певцов, композиторов.
Вот и два молдавских художника не прошли мимо образа Земфиры. Каждый по-своему, они создали образ девушки-цыганки. Народный художник СССР Илья Трофимович Богдеско еще в юности делал зарисовки женщин, детей, стариков, приглядывался к цыганам в Сороках, на улицах Кишинева. А однажды на своем «Москвиче» и сам кочевал несколько дней с цыганским табором. Листы альбомов, блокнотов наполнялись беглыми зарисовками. Были здесь и свои старики цыганы и, конечно же, — Земфиры.
Иллюстрации Богдеско к поэме «Цыганы» родились в наблюдениях, в поисках, в строжайшем отборе. Есть среди них одна, на мой взгляд, особенная.
…Уходит вдаль исхломленная молдавская степь. У подножья холма виднеются убогие шатры, а сизый дым о костров вьется в бездонное небо. У шатра молодая цыганка. Спадает с покатых плеч пестрая шаль, отливают позолотой большие серьги. Но не на них останавливается наше внимание. Приковывает к себе ее взгляд. Что в нем? Любовь? Мечта? Восторг? Или другие какие-то чувства?
Я заново перечитываю поэму и нахожу в ее строках, как мне кажется, тот момент, который передал Илья Богдеско: Земфира вся во власти любви и все ее мысли о молодом цыгане. Долгим кажется ей день, отделяющий от новой встречи. Вот встанет она сейчас, расправит плечи и, не меняя того же глубокого взгляда темных глаз, запоет старинную цыганскую песню о старом муже и молодом любовнике! Талантливо выполненная иллюстрация никогда не будет только дополнением к содержанию повести или поэмы. Она выходит за их рамки и становится самостоятельным произведением искусства – рисунком, этюдом, картиной. Представьте себе эту иллюстрацию Богдеско увеличенной в 10-15 раз: перед вами возникнет замечательная жанровая картина. Обычная иллюстрация едва ли поддастся такому мысленному увеличению!
Заслуженный деятель искусств Молдавской ССР Алексей Александрович Васильев посвятил пушкинской теме пейзажные картины и этюды: «Село Пушкино», «Церковь Благовещенья в Кишиневе, которую посещал А.С.Пушкин», «Дом Ралли в селе Пушкино», где поэт гостил у своих друзей. Есть у художника и рисунок, выпоненный цветными карандашами.
…Жаркий летний полдень. Цыгане возле своих шатров. На первом плане Земфира с распущенными волосами. Художник особенно выделил ее яркий наряд – с бусами, кольцами, монисто. Но пестрота одеяния цыганки не рождает в нашем сознании представления о контрасте с пейзажем или теми же убогими шатрами, что за ее спиною. Земфира вся слита с этой жизнью, вся в ней. Как видно, художник не ставил задачей «приподнять» образ, заострить в нем те черты, которые соответствуют романтическому произведению. Его Земфира больше из жизни, чем из поэмы. Ну что же, каждый художник по-своему разрабатывает образ, рожденный великим поэтом.
Б.ЧЕЛЫШЕВ,
кандидат филологических наук.
Рисунок И. Богдеско был напечанан в им же иллюстрированной книжке Пушкина «Цыганы», а рисунок А. Васильева в монографии И. Шведова «А.А. Васильев»
Земфира А. Васильева много лет висела в доме художника, в центральной комнате квартиры.
Кишинев, конец 1960-х. А. Васильев за работой. За ним слева его Земфира».
В 2010 году, в год 190-летия приезда Пушкина в Кишинев, рисунок был преподнесен в дар дому-музею А.С. Пушкина.
АиФ, №39, 2010. Наталья Шеховцова. Кишинев свято хранит память о Пушкине.
«Приехавший из Москвы сын знаменитого молдавского художника Алексея Васильева Ярослав передал в дар музею рисунок отца из домашней коллекции с изображением Земфиры».
Кишинев, 2013, дом-музей Пушкина. В центре: «Земфира» А. Васильева
Илья Богдеска не раз обращался к теме «Цыган». В музее Пушкина экспонируется одна из его работ.
Кишинев, 2013. Дом-музей Пушкина. И. Богдеско «Земфира» (слева).
21 сентября — день въезда поэта в Кишинев. Этому событию посвящена работа еще одного ведущего художника Молдовы Леонида Григорашенко.
Кишинев, 2013. Дом-музей Пушкина.
Л. Григорашенко. Въезд Пушкина в Кишинев