А. А. Пластов родился 19 (31) января 1893 года в селе Прислониха (ныне Ульяновской области) в крестьянской семье, его дед был иконописцем.
Три года проучившись в сельской школе, в 1903 году Пластов поступил в Симбирское духовное училище. После училища он учился в Симбирской духовной семинарии, а в 1912 году решил получить художественное образование и уехал в Москву. Некоторое время занимался в мастерской И. И. Машкова, а затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Ф. Ф. Федоровский. Проучившись в нём с 1912 по 1914 годы, Пластов поступил в МУЖВЗ на скульптурное отделение.
Его учителями были знаменитые художники: скульптор С. М. Волнухин, живописцы А. М. Корин, А. М. Васнецов, А. Е. Архипов, А. С. Степанов, Л. О. Пастернак.
В 1917 году вернулся в родное село, где начал заниматься живописью, постоянно работая с натуры.
С 1935 году выступал с жанровыми картинами, отмеченными знанием быта деревни, любовью к её людям, жизненностью образов, живописным мастерством («Колхозный праздник», 1937, «Колхозное стадо», 1938). Откликаясь на события, волнующие людей, Пластов изображал, как преломляются они в колхозной жизни; в качестве действующих лиц в картинах Пластова выступают обычно его односельчане.
А. А. Пластов умер 12 мая 1972 года в родном селе Прислониха.
Впервые творческие пути Алексея Васильева и Аркадия Пластова пересеклись в 1940 году.
Семья А. Васильева (жена и новорожденная Наталья Алексеевна) вернулись с Чукотки. Отец НА представил жюри (выставкому), в который входил Пластов, свои анадырьские работы. Сохранилась стенограмма обсуждения. Интересен анализ Пластова работы (эскиза) Васильева «Ярмарка на Чукотке».
Пластов:
Мне тоже нравится эта вещь. Говорят, тут нет композиции, но ведь это базар, а на базаре такая путаница, что трудно сделать композицию. Может быть автор должен был дать завязку — с чего смотреть, что видеть… Этого как будто нет, но, по правде сказать, если мы побудем на ярмарке, да еще на Чукотке, то вряд ли мы найдем композицию. Мне только что тут кажется — эта сумятица, базар тут есть, но так как тут зима, то колорит слишком нарядный для зимы. Едва только фигура отделилась на шаг, как она уже кажется голубее. Прав Бубнов, что задник надо осадить. Может быть у автора чисто декоративная задача, ковер показать, но посколько события реальные, фигуры реальные, то надо быть последовательным и фигуры не вырезать сухо на фоне пейзажа, а сделать их повоздушнее и тогда композиция наверняка появится и тогда легче будет смотреть.
Если автор учтет это состояние, в котором это находится, время дня, зимнее время и т.д., т.е. все те колористические изменения, которые происходят с фигурами первого, второго и третьего плана, то будет любопытная, живая, интересная и не совсем шаблонная вещь. Мое пожелание, чтобы он сделал это в пространстве, в воздухе, в морозном воздухе.