Художник Борис Ефимов и отец НА художник Алексей Васильев

После окончания ВХУТЕИНА, занимаясь в аспирантуре при Третьяковской галереи, Алексей Васильев начал печатать первые свои рисунки-карикатуры в СМИ Киргизии — республики, которая послала его учиться в Москву. Печатался под псевдонимом Есин.
Вот одна из первых карикатур молодого художника.
Васильев Есин
«Привязанность» рабочего к «родному дому» в «третьей империи».

Ал. Есин.
Не будем вдаваться в смысл рисунка- он интуитивно понятен. Смотрим на обороте.
Васильев 2
СК — газета «Советская Киргизия»
В верхнем правом углу:
Тов. Микрюк.
Рисунок сделан технически не верно.
Нужно подправить или переделать
Зав. фотол(абаратории)
14 апреля 1935 года.
Сначала ничего не понятно. В чем состоит технический брак, из-за которого зав. фотолабораторией настаивает перед Микрюком на переделке рисунка?
Потом замечаешь — свастика «крутит» не в ту сторону.

В настоящее время такая неточность  вряд ли прошла  бы, а в 1935 году тов. Микрюк взял ответственность на себя и дал добро на печать рисунка в газете.

Газета «Советская Киргизия» за 16 апреля 1935 года.
Васильев 3

Теперь обратимся к Борису Ефимову

Бори?с Ефи?мович Ефи?мов (настоящая фамилия — Фри?длянд- 1900 — 2008) — советский художник-график, мастер политической карикатуры, Народный художник СССР (1967). Герой Социалистического Труда (1990). Лауреат Cталинских премии (1950, 1951). Член-корреспондент АХ СССР (1954).
 
Борис Ефимов родился в Киеве.  Начал рисовать с пяти лет. В Белостоке, куда переехали родители, Борис поступил в реальное училище, где учился и его старший брат Михаил (будущий публицист и фельетонист Михаил Кольцов). Там они вместе издавали рукописный школьный журнал. Брат редактировал издание, а Борис — иллюстрировал.
К 7 классу  реального училища в 1918 году  Борис вновь оказался В Киеве, где в журнале «Зритель» появились его первые шаржи.
Ефимо 1
С 1920 года Ефимов работает в качестве художника-карикатуриста в газетах «Коммунар», «Большевик», «Вісти», руководителем отдела изобразительной агитации ЮгРОСТА в Одессе.
С 1922 года художник переезжает в Москву, где сотрудничает с газетами «Правда» и «Известия», с журналом «Крокодил»…
После ареста М. Кольцова в конце 1938 года, художник был уволен из газеты «Известия» и вынужден был переключиться на работу в книжной иллюстрации. В 1940 году под псевдонимом В. Борисов вернулся к политической карикатуре (газета «Труд») и после прямого указания Вячеслава Молотова был вновь включён в обойму мастеров советской политической карикатуры, с возобновлением публикаций в «Правде», «Крокодиле», «Агитплакате»…
В 1966—1990 годах Ефимов — главный редактор творческо-производственного объединения «Агитплакат». Автор политически злободневных карикатур на международные темы.
Активно участвовал во всех политических кампаниях советского правительства.
В августе 2002 года возглавил отделение искусства карикатуры РАХ.
В 2007 года, в свой 107-й день рождения, назначен на должность главного художника газеты «Известия».
Борис Ефимов скончался в 2008 г. в Москве на 109-м году жизни. Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища.

Когда Алексей Васильев делал первые шаги в профессиональной жизни, Борис Ефимов был признанным мэтром. В 1935 году вышел в издательстве «Советский писатель»его большой альбом «Политические карикатуры 1924 — 1934».

Этот альбом  есть в домашней библиотеке А. Васильева

Ефимов 2

Открываем его на 159 странице. Смотрим на карикатуру «Тяжелый крест» и видим… Рисунок сделан с той же технической ошибкой, что и карикатура Ал. Есина.

Ефимов 3

Казалось, произошло невозможное.  Одно дело ошибка в провинциальной газете, другое — в столичном центральном издательстве…
Теперь легко предположить ситуацию.
Тов. Микрюк, реагируя на заявление заведующего фотолаборатории, вызывает тов. Есина к себе и требует изменить рисунок — нарисовать свастику в нужную сторону. Тов. Есин, в свою очередь, достает из портфеля, пахнующую типографской краской, книгу известного художника и авторитетного издательства и показывает тов. Микрюку 159 страницу со словами, что, мол, именно эта свастика послужила прообразом его, Есинской, свастики.
Тов Микрюку нечем было крыть (он, возможно, сам  не знал как выглядит правильная свастика) и дает добро на печать рисунка Есина-Васильева без переделки.
Разрешая печатать рисунок с ошибкой, тов Микрюк не многим рисковал. Исследуя этот  вопрос, мы пришли к выводу: в те времена, когда свастика еще не приобрела зловещий оттенок, в какую сторону она закручена НИКОГО не волновало.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *