Среди работ художников, которые удалось собрать за свою жизнь отцу НА художнику А. Васильеву, есть следующая.
Добужинский М.В.
1875 — 1957
Иллюстрация к повести Ю. Олеши «Три толстяка»
Из собрания А.А. Васильева /Кишинев/
Осип Браз Портрет М В Добужинского
Мстислав Валерианович Добужинский (1875 — 1957)
Родился в Новгороде в семье военного, потомка обрусевшего старинного литовского рода.
Учился в Петербурге, в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а также у А.Ажбе (Мюнхен) и у Ш.Холлоши (Венгрия)- в 1901 изучал гравюру под руководством В.В.Матэ. Много путешествовал по городам России и Западной Европы. Жил в Петербурге, в 1918–1919 в Витебске, в 1924–1926 и 1929–1938 в Каунасе, в 1926–1929 в Париже, в 1938–1939 в Лондоне, с 1939 преимущественно в Нью-Йорке.
Еще ребенком три года прожил в Кишиневе.
Дебютировал Добужинский в графике — рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами Петербурга. Один из самых ярких представителей объединения «Мира искусств».
Добужинский был выдающимся сценографом. С 1907 он сотрудничал с Московским художественным театром, антрепризой С.П.Дягилева, ленинградским Большим драматическим театром (БДТ), «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк) и многими другими театрами.
Работая в книге с 1906, он создал в этой области немало шедевров- среди них – оформление Белых ночей Ф.М.Достоевского (1925) и Трех толстяков Ю.К.Олеши (1928).
С 1939 года жил в США. Добужинский скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке. Похоронен… Об этом чуть ниже.
Иллюстрация Добужинского к «Трем толстякам» из коллекции А. Васильева не раз участвовала в выставках в Кишиневе, в других городах Молдовы и за ее пределами.
Сохранился каталог одной из них.
Одесское областное управление культурой
Одесский художественный музей
Живопись, графика
ОДЕССА — 1976
ИЛЛЮСТРАЦИЯ К ПОВЕСТИ Ю. ОЛЕШИ «ТРИ ТОЛСТЯКА».Б(умага)., тушь, акв(арель). 10.5х14Собрание А. А. Васильева. Кишинев.
Каталог информирует, что работа выполнена на бумаге тушью и акварелью. Глядя на рисунок (см. выше), трудно определить присутствие акварели. Тушь есть, а акварели нет.
Это означает, что, несмотря на то, что работа хранилась под стеклом, оберегалась от попадания прямых солнечных лучей, не удалось избежать типичного для графики процесса выцветания красок.
Увидеть рисунок в цвете поможет маленькая Наташа (будущая Наталья Алексеевна), которой ее папа в марте 1951 года дал задание скопировать произведение Добужинского.
В отличие от работы прославленного художника, работа Наташи Васильевой из ее детского альбома совсем не выцвела… Это ответ на вопрос, как лучше всего хранить графику.
Копия с рисунка Добужинского к «Трем толстякам»
26 марта 1951 года
Наташа скопировала даже цифру в верхнем правом углу — 22 (См. ниже — рисунок без оформления)
На этом мы предполагали закончить сообщение, но в последний момент задались вопросом: что говорит Интернет по поводу иллюстраций Добужинского к «Трем толстякам»? В процессе поиска были найдены все иллюстрации художника к повести Олеши, в том числе и наш рисунок.
Титульный лист и 171 стр издания «Три толстяка».
Юрий Олеша
ТРИ ТОЛСТЯКА
РОМАН ДЛЯ ДЕТЕЙ
с 25 рисунками в красках
художника М. Добужинского
«ЗЕМЛЯ и ФАБРИКА»
Москва — Ленинград
Теперь становится понятной цифра 22. Это 22 по счету из 25 рисунков Добужинского к повести Олеши.
Не совсем понятны разночтение в страницах (на рисунке — 105, а рисунок в книге на 171.). Возможно, это объясняется разными изданиями «Трех толстяков». Два издания вышли одно за другим. Первое издание в 1928 году, а следующее, через 2 года в 1930 году.
Еще одно фото стр 171 из издания, которое позиционируется 1930 годом
Из приведенных двух фотографий рисунка Добужинского заметны различия в цветовых оттенках. Сине-фиолетовый цвет нижнего рисунка явно «сдает» перед верхним.
Работа Наташи Васильевой, которая говорит в пользу верхнего рисунка, выступает здесь в качестве исторического «арбитра».
То, что акварельные работы выгорают (а работы Добужинского к «Трем толстякам», нам представляются, сделаны из особо нестойких к выгоранию красок), иногда приводит к накладкам.
Перед нами одна из страниц солидного сайта, специально посвященного иллюстрациям, в частности, в книжной графике.
Показывается одна из иллюстраций Добужинского к «Трем толстякам».
Нам хотят сказать, что иллюстрация черно-белая. Но… — это не так.
И последнее.
По биографиям М.В. Добужинский умер в Америке в Нью-Йорке, но… покоится художник на русском кладбище Сан Женевьев де Буа под Парижем.
Брат НА, когда был в Париже, по ее просьбе сфотографировал могилу великого художника.
Так выглядела могила Добужинского в конце 1980-х годов
Вот как описывают ее вид в настоящее время.
Почти в самой середине кладбища возвышается мраморный крест серого цвета с рифленой поверхностью.
Внизу – керамическая овальная эпитафия «под гжель». Надпись: «Семья Добужинских» на русском и французском языках. На четырех частях эпитафии начертаны четыре имени и даты:
[1] [3]
Мстислав Валерианович Ростислав Мстиславович
1875 – 1957 1903 – 2000
[2] [4]
Елизавета Осиповна, Лидия, по прозвищу Тата,
урожденная Волькенштейн рожденная Коптяева
1874 – 1965 1898 – 1966
На мраморном памятнике сияет золотом православный крест.
Конец