Эммануил Силькис
г. Троицк
А.А.Васильев – отец, Т. А. Васильева – мама, Наташа Васильева – дочь, Ярослав Васильев – сын.
Наташа.
Через несколько лет после того, как я начал заниматься большим теннисом (в г. Кишиневе) яперешел в группу юношей, которых тренировала замечательный тренер Рогова Наталья Леонидовна и познакомился с Ярославом Васильевым (который имел рейтинг 4-5 игрока среди юношей Кишинева). Как-то он пригласил меня к себе домой. Это была небольшая квартира в уютном дворике.
НА «на крылечке» перед входом в бывшую квартиру на ул Котовского 75. Рядом соседи Вероника и Ольга Петровна Мельники. Кишинев, конец 1980-х годов.
Здесь я впервые увидел его сестру Наташу. Она хмуро поздоровалась со мной и исчезла. Мы устроились в комнате, обсуждая различные жизненные моменты. Минут через 30 в комнату стремительно вошла Наташа и швырнула на диван будильник (был тогда такой будильник с подставкой – его можно было безболезненно бросать). Она сказала, что ей надо заниматься и чтобы мы через 15 минут покинули эту комнату. (Насколько я помню, в той квартирке было мало комнат).
Эту нашу первую встречу с Наташей я помнил во все времена наших остальных встреч с ней в дальнейшем, (хотя лет через 20 она решительно это отрицала).
При многих моих посещениях Ярослава уже в новой квартире (заслуженному художнику Молдавии А.А. Васильеву дали новую квартиру, в которой у Наташи уже была своя комната) – стиль ее встреч со мной был такой же. Она стремительно здоровалась, отпускала одну из нескольких типовых (между нами) язвительных шуток, быстро интересовалась, как дела у меня и моей сестры и также стремительно исчезала. Она ВСЕ ВРЕМЯ БЫЛА В РАБОТЕ. Я не помню в ее в молодости никаких длительных бесед с ней. Для нее я был несколько из другого мира, хотя она относилась ко мне доброжелательно.
Еще одна встреча с Наташей также запомнилась. Команда теннисистов Кишинева ехала в Северодонецк и мы проезжали через Киев. Наташа училась в художественном институте в Киеве и мы с Ярославом поехали ее навестить.
Команда теннисистов г. Кишинева. Крайний слева Эммануил Силькис. Кишинев, начало 1960-х годов.
В комнате было еще несколько девушек. Пока Ярослав беседовал с Наташей, все(все!) девушки взяли в руки листы ватмана и начали рисовать нас с Ярославом.Меня поразила быстрота этих, уже профессиональных художниц. Наброски были сделаны быстро, мне они очень понравились. Я попросил хотя бы один набросок, но Наташа тут же отрезала: наброски нужны для дальнейшей работы, эти наброски — начало картин.
После моего отьезда из Кишинева, встречи с Наташей стали редкими. Я раз в год навещал родителей и, если в это же время из Москвы к родителям приезжал Ярослав, мы встречались у них на квартире. Наташа уже сама мало писала картины, занималась с учениками (некоторые из них бывали в ее доме) и искусствоведением (анализировала и описывала работы молдавских художников).
Каким-то образом и моя сестра Изабелла познакомилась с Наташей и изредка ее посещала. Изредка, поскольку Наташа была всегда занята делами и не теряла времени на праздные визиты. (Впрочем и моя сестра – трудоголик, сейчас –доктор наук).
Последняя моя встреча с Наташей была в Москве, Наташа приехала навестить брата. Она была оптимистична, много шутила. Как раз на этой последней встрече мы долго разговаривали, почему-то в основном о моей жизни (как работа, как жизнь, как теннис и т.д.). Я понял, что ее жизнь, как художника, искусствоведа и как педагога — просто кипит. Я не заметил, что она больна, об этом вообще не было речи.
Я узнал о тяжелой болезни Наташи от жены Ярослава Татьяны. Ярослав надолго уехал в Кишинев (как выяснилось, ухаживать за больной Наташей) и Татьяна мне сказала, что ситуация тяжелая. Через несколько недель Наташа умерла. Она была очень светлым, целеустремленным человеком, профессионалом в тех областях, которыми занималась.
Ушел из жизни замечательный и близкий человек, это всегда «вдвойне» тяжело.
Алексей Александрович Васильев
Я часто бывал у Васильевых в их кишиневской новой квартире и, естественно, был представлен Алексею Александровичу. Когда у него было свободное время – он играл со мной в шахматы. Ярослав, кроме тенниса, серьезно занялся шахматами и даже играл за сборную Молдавии и играть с ним было сложно. В основном играли с А.А. Васильевым на равных.
С Алексеем Александровичем было также много дискуссий на политические темы. Брежневский застой был в разгаре и хотя А.А.Васильев был членом городского комитета партии, критику воспринимал легко. Думаю, что в душе он намного лучше чем я понимал, что происходит и в Молдавии и в СССР.
Когда я учился в Ленинграде, а Ярослав в Москве, то во время моего приезда в Москву Ярослав повел меня в Третьяковку и показал картину своего отца. Это высокий уровень признания художника.
В кишиневской квартире висело много картин А.А.Васильева, были и картины других художников.
Запомнились некие эпизоды из жизни А.А.Васильева
Алексей Александрович как-то был на приеме, который устраивал Н.С. Хрущев для деятелей искусств СССР, и он был приглашен. С приема он захватил меню обеда. Ярослав показал мне это меню. Хорошо питались первые секретари ЦК КПСС, перечень блюд и их названия поражали воображение.
На полу в одной из комнат кишиневской квартиры Васильевых стояла высокая китайская ваза. Алексей Александрович был во многих странах, у него есть разные циклы картин, написанные по мотивам этих визитов ( например, мне очень нравился африканский цикл ).
Во время визита в Китай Алексей Александрович зашел в одну из лавчонок и ему очень понравилась старинная ваза. Продать ее ему отказались. В аэропорту при отьезде к Алексей Александровичу подошел китайский чиновник и вручил большой сверток с разрешением на вывоз именно этой вазы.Это был подарок от правительства КНР, Алексей Александрович был гостем ЦК компартии КНР. К сожалению, во время сильного кишиневского землетрясения эта ваза упала и разбилась.
С Алексеем Александровичем познакомился и мой отец и однажды они вместе поехали по Прибалтике.
В центре Васильев А.А., справа отец Эммануила Силькис Г.М. во время поездки в Прибалтику.
Запомнилось мне это их совместное путешествие следующим — водной из художественных лавок Таллина (или Вильнюса ) Алексей Александрович купил работу «неизвестного»художника, которую его опытный глаз опознал,как работу Богаевского.
Как-то моя сестрак упила билет художественной лотореи и сумела выиграть полотно Я. Ромаса. Я рассказал об этом Алексей Александровичу. Через некоторое время Алексей Александрович впервые приехал на квартиру моих родителей и посмотрел на эту картину. Предложил моей сестре ее продать, но Изабелла сказала, что у нее – это единственная работа профессионала и ей бы не хотелось. Алексей Александрович ее понял.
Татьяна Анатольевна Васильева.
Когда мной никто в квартире Васильвых не занимался, мы беседовали с Татьяной Анатольевной. Она расспрашивала об учебе, о теннисе, о сестре, о моей семье. Всегда приглашала меня обедать (или ужинать), причем эта еда как-то тоже запомнилась, она отличалась от готовки моей бабушки и мамы.
Ярослав Васильев.
Все читатели этого сайта должны знать – его создатель, Ярослав Васильев. Как я уже писал вначале своей заметки на этот сайт – это мой многолетний друг по жизни и теннису. Этому сайту, проведению выставок отца и сестры, сплочению друзей и учеников Алексей Александровича и Наташи он посвятил последние два года.
Эммануил Силькис
г.Троиц, Московская область
Очень хорошо зная Эммануила, могу свидетельствовать, эти воспоминания — маленький подвиг человека. Благодарю за них.
ЯВ
Цитата из воспоминаний:






«Через несколько лет после того, как я начал заниматься большим теннисом (в г. Кишиневе) я перешел в группу юношей, которых тренировала замечательный тренер Рогова Наталья Леонидовна и познакомился с Ярославом Васильевым (который имел рейтинг 4-5 игрока среди юношей Кишинева).»
Последняя строка в авторском тексте было иной: Ярослав Васильев «имел рейтинг 4-5 игрока среди ДЕТЕЙ Кишинева до 16 лет».
Привожу вещественные доказательства, которые не подтверждают слова Эммануила.
Кишинев, 1963. Второе место НЕ среди юношей, а среди мужчин.
Кишинев, 1961. Третье место среди юношей
Кишинев, 1961. Третье место среди мужчин (а не юношей)
Кишинев, 1960. Первое место (видимо среди юношей)
А сколько грамот было не получено…
Верхние знаки — среди мужчин. Это часть того, что сохранилось… ТО ЖЕ МНЕ ДРУГ. ))))
Я как сестра Эммануила Силькиса, тоже хочу кое-что поправить. Китайская ваза была вазой эпохи Сун. Она, конечно, стояла не на полу, а на столике, с которого и упала во время землетрясения. Потом ее даже склеили. В ней лежали письма. Ее в Китае не хотели продавали, поскольку она старинная, и для ее вывоза из страны требовалось специальное разрешение. К сожалению, во время культурной революции в Китае много таких артефактов было уничтожено и сейчас в мире таких ваз чрезвычайно мало. С Наташей я познакомилась не каким-то образом, а когда впервые пришла в гости к Ярославу домой вместе со своим братом.
Мы с Наташей потом встречались довольно часто, когда я приезжала летом к родителям в Кишинев. Всегда навещала дом Васильевых.
Помню, как мы вместе с Наташей смотрели в кинотеатре возле нашего дома фильм Параджанова “Цвет граната”, который нам очень понравился. Помню, как рассказывала Наташе о разных выставках, которые посещала в Москве и Питере. Как-то рассказывая о выставке графики Ж. Калло, сказала Наташе, что по сравнению с жесткой сатирой в графике Гойи, эта графика — юмор. Наташе это сравнение понравилось.