Кишинев, 1970-е годы. Наталья Алексеевна Васильева на экране ТВ.
С молдавским телевидением у Натальи Алексеевны были тесные отношения. В ее краткой автобиографии есть строка: «1965-1980 — автор и ведущий детской телепрограммы по ИЗО «Давайте фантазировать», «Художник» (одновременно работаю в ДХШ)».
Вырезка из газеты, помеченная сегодняшним числом (10 февраля), но появившаяся 33 года назад (в 1980 году), сообщает всем телезрителям, что… в 13.00 состоится телевизионная передача «Давайте фантазировать», которую проведет Н.А. Васильева.
13.00
Мир твоих увлечений. Давайте фантазировать. Рассказывают юные художники. В передаче принимают участие учащиеся Республиканской детской художественной школы-интерната. Ведет передачу искусствовед Н.А. Васильева. [Цв. Кшн.]
В 1980-м году НА представляли как искусствоведа. Это связано, возможно, с тем, что годом ранее вышла ее искусствоведческая монография об отце художнике Алексее Васильеве.
В 1970-м, когда НА шел 31 год, в подобной телевизионной программе ее представляли как молодого художника и педагога.
Программа радио и телевидения.
от 3 марта 1970 года
Истоки искусства
Т., 6 марта, 15.50,
I программа
Фрески глубокой старины. Сколько в них таинственности и вместе с тем жизни. Облеченные в религиозную форму, они все же отражали земные представления о мире, красоте, об эстетических достоинствах человека. Подлинный художник всегда, во все времена, оставался самим собой, даже если его творчество было ограничено рамками условностей. Мировую славу приобрела древнерусская живопись. И, в первую очередь, это творчество Феофана Грека, Андрея Рублева и Даниила Черного. Непосвященному в процессы живописи думается, что писали они «на одно лицо». Однако и при кажущейся похожести произведения древности никого не могут оставить равнодушными. Они притягивают к себе своей непосредственностью, а если еще вооружиться знаниями, почерпнутыми в учебниках по искусству, палитра древнерусской живописи раскроет многие неожиданные секреты мастерства художников прошлого. А без сопоставления с истоками искусства нельзя знать и глубоко ценить настоящее.
Если вы посмотрите очередную передачу из цикла «Художник», подготовленную редакцией вещания для пионеров и старшеклассников, то узнаете, как писали живописцы в старину. Поведет передачу, как всегда, молодой художник, преподаватель Республиканской детской художественной школы Наталья Васильева.
PS1
Передачи НА имели большую корреспонденцию. Писали и посылали свои рисунки дети со всей Молдавии и даже из приграничных областей Украины.
Некоторые письма сохранились. Здесь приведем два из них.
Письмо от Бузы Николая Васильевича (!) — ученика 3а класса села Спэриец.
Письмо ученика 4 класса из Одесской области. Он посылает свой рисунок на Шабаловку-64 (!).
«Слон и моська» Саши Федорова из поселка Федоровка.
PS2 Когда смотришь старые программы (в нашем случае вырезку из газеты), с улыбкой удивляешься тому, что на ТВ были всего две программы: первая и вторая, что только некоторые из передач были цветными, что продленные передачи начинались ранее 11 часов вечера, а значит в обычные дни телевидение примерно в это время заканчивало свою работу…
Для старшего поколения ласкают слух имена Элеоноры Беляевой (Музыкальный киоск), Юрия Сенкевича (Клуб кинопутешественников)…
Я помню ту передачу )) Ту, 1980-го года)) Помню поскольку вместе с Борькой Мичри, Валеркой Дедовым, Серёгой Лобастовым, Сашкой Толоченко был её участником) Это, конечно, не полный список, а может кого и лишнего я приписал… Помню указание НА учесть, что передача будет ЦВЕТНАЯ и явиться надо не в чёрно-белом варианте. Надо сказать, что в 80-ом году эт было непросто. Эффект наших стараний едва не поставил передачу на грань срыва. У нескольких ребят оказались ОДИНАКОВЫЕ ярко-розовые рубашки. Глядючи на нас трудно было удержать смех.
Кстати, за передачу нам деньги заплатили)) Что-то около 10 рублей, каждому)) Так что могу сказать, что и у меня есть опыт РАБОТЫ на ТВ… Когда спустя шесть лет меня пригласили принять участие в другой передаче о гонораре речи не было…
Лауреат Наталийской премии, выпускник 1974 Дубасов В
И я хочу описать свои впечатления об участии в одной из таких передач.На репетициях, т.е. трэках студийных все было хорошо — мы договорились, кто и что будет говорить, но когда «пошел» прямой эфир и количество студийного света превратилось в количество «ниагарской» воды, мой голос предательски захрипел, завизжал и забасил трубой иерихонской. Никакая поддержка и улыбка Натальи Алексеевны не смогли изменить мое рычание или фальцет в ответах об особенностях детского творчества )))) Волнение перехватило спазмом детское горлышко и помню, что разговор весь был Н.А. переориентирован на других участников передачи, которые бодро и по-деловому рассказывали про искусство, творчество и практики.
Про деньги не помню…а вот про ОКЕАН студийного света в огромном пространстве студийного павильона до сих пор не могу забыть. И еще одно удивление после той передачи с Н.А. Я не могла понять, как огромный павильон при помощи света превращался в маленькую комнатку, где сидят участники телевизионной передачи и почему сразу, быстро и сильно «обваливается» на тебя этот большой свет.
А теперь я думаю о том, что может быть именно вот эти «странности» поведения пространства и света двигали меня к изучению особенностей искусства интерьера?..
Участие в передаче было в году 1967-68 ?..
Лауреат Наталийской премии 2012 года.