Ровно 36 лет назад 15 февраля 1977 года в газете «Молодежь Молдавии» была напечатана статья Натальи Алексеевны «Не просто школа».
В этот момент она вела свой третий выпуск (1974-1978). Некоторые ученики из выпуска выступали на нашем сайте, а Лена Соколовская за свое гениальное письмо-исповедь получила в этом году Наталийскую премию.
Однако статья не о третьем выпуске.
Статья — о методике преподавания. Внимательный глаз уловит ответы, объясняющие популярность НА среди учеников.
С первого дня преподает в школе Наталья Алексеевна Васильева. После обучения в Киевском художественном институте она опять вернулась сюда.
Самое главное в нашей работе — это, на мой взгляд, умение зажечь в ребячьих душах любовь и уважение к творчеству, привить навыки настойчивого труда, воспитать в них стремление к интеллектуальному развитию. Только это триединство может создать художника.
Честно говоря, среди моих бывших и нынешних учеников еще нет таких «идеальных вариантов». Но многие продолжают обучение в художественных училищах и вузах страны — 25 человек, и этим своим
«показателем» я немного горжусь.
Леночка Смирнова заканчивает Минский художественный институт , Миша Шевелькин занимается в Ленинградской академии художеств, Валера Черный поступил во Львовский художественный институт,
Таня Капустенко учится в Киеве, Алеша Вознесенский — в Одессе. В нашем художественном училище также немало моих питомцев — Лена Жигня, Саня Брысякина, Рита Сорбалэ…
Я рада, что для моих выпускников школа остается «домом». Они приносят свои работы, мы тут же устраиваем импровизированные выставки и обсуждения. Мои ученики «болеют» за поступающих в училища и вузы, расстраиваются при неудачах и радуются успехам «старших братьев».
У нас даже есть такой день » 1 апреля» (который мы празднуем 1 февраля, в удобное для студентов каникулярное время), когда все мои ребята из разных выпусков, собираются вместе — с шутками, с сюрпризами друг для друга, с новыми работами. Эта традиция возникла не сама по себе: создали ее мы вполне сознательно, она не только расширяет круг друзей, но и рождает новые творческие контакты. А самое главное — сохраняет ощущение «дома», «семьи».
Летом прошлого года Саша Пискарев, наш общий любимец, тяжело заболел. И помогли ему наши ребята, которые даже не учились с ним, — Таня Тафтунова (студентка графического факультета Ленинградского института им. А.Герцена) и ее муж Саша Колокольцев ( он занимается сейчас в Ленинградском художественном институте имени Мухиной). Но это уже тема для особого разговора — об отзывчивости и душевной доброте…
С одной из групп мы объездили всю республику, пытались «схватить» своеобразную прелесть холмистых пейзажей, приглядывались к крестьянам, стараясь увидеть не только интересный типаж, но и уникальность каждого лица, каждого характера.
Одна из наших практик называлась «Пушкин в Кишиневе». Мы собирали исторический и литературный материал, внимательно перечитывали все, что написано великим поэтом о нашем крае, рисовали дома, в которых бывал юный Пушкин в Кишиневе, ходили на старое кладбище, где похоронены Ралли, Донич, Кацика. Самые удачные работы составили очень интересную выставку.
Все дети любят рисовать, но не каждый, к сожалению, способен к дальнейшей творческой работе.
Тем не менее я убеждена, что занятия в нашей школе приносят пользу любому ребенку, чем бы он впоследствии не занимался. Ведь во всякой деятельности ,в какой угодно профессии необходимы и фантазия, и наблюдательность, и свежесть восприятия, и умение не только смотреть, но и видеть.
Эти качества мы и стараемся развивать в учениках с самого раннего возраста.
Н.Васильева,
преподаватель.
На снимках:
Урок живописи в третьем классе ведет преподаватель Н.А.Васильева-
ученик детской художественной школы Валерий Тодорашко-
Татьяна Юркова, выпускница школы, ныне студентка архитектурного факультета КПИ, отбирает работы для выставки.
Фото Н.Субботкиной.