НА о школе, об отце, о добре и зле.

Приводим выписки из дневников Натальи Алексеевны. В них она касается многих важных тем: школы, педагогического процесса, отношения к творчеству, о добре и зле, о своем воспитании… Некоторые фразы строятся вопросом и остаются как-бы без ответа. Вопросы риторические. НА знала ответы, ибо ответом была вся ее педагогическая практика.

Состояние творчества — одно из самых высших человеческих состояний, самых напряженных и самых счастливых.  Но как этому состоянию научить детей?

Я задаю себе вопрос: почему детей приходиться заставлять учиться?  В них  же заложен природой огромный заряд любопытства. Но чтобы его реализовать ему должно быть интересно. 

Почему Тому Сойеру удалось сделать привлекательным такое скучное дело, как окраска забора? А нам порой удается вселить в своего ученика отвращение к такому азартному делу, как учеба. 

Я люблю, когда на уроках весело.

Поощрение и доброжелательность — главное в работе с детьми.

26 октября 1991 года

Недавно читала воспоминания К. Чуковского о революционной эпохе. Колоссальные цены, нет работы, поиски куска хлеба и несколько поленьев для топки, больные дети… Но сколько духовной красоты. 

IMG_7184 1

Делаю сейчас с ребятами композицию на библейскую тему. С большим интересом сама окунулась в эту тему. Она нужна всем нам, т.к. утеряны все представления о доброте. Читала вслух «Учение Христа» для детей в изложении Л. Толстого. Читала и вспоминала папу. Он воспитывал меня по Библии, о доброте, уступчивости, прощении. Он всегда говорил, что на зло нужно ответить добром. Замечаю за собой, что когда по отношению ко мне поступают подло, то я совершенно теряюсь и мне все-таки легче простить, чем сделать зло.
А сколько раз после подлости и моего прощения мне ставили подножку опять. Тут есть какая-то закономерность. …
Я сейчас прочла у Искандера: «Если вы из высших соображений не хотите мстить тому, кто сделал вам подлость, по крайней мере, избегайте его, ибо он вам сам отомстит, хотя бы за то что вы не хотите мстить ему и тем самым уже отомстили, нравственно превзойдя его.
С добром тоже не всё так просто обстоит. Скажу кратко: делая добро, путайте следы, иначе вас настигнет злая энергия неблагодарности».

По Библии надо прощать семьдесят раз по семьдесят. Если проверить свою совесть, то все мы грешны… Все без исключения, а потому «Пусть кинет камень тот, у которого совесть чиста». Не суди и не судим будешь. В религии есть возможность снять с себя грех — молитвой, исповидью. Сама возможность без сплетни наедине с собой дать оценку своему поступку — большое благо. Это запоминается, воспитывает нравственно. 

31 октября 1991 года
Ира К. (ученица НА) приехала из Оптиной Пустыни, звонила ее мама. Сейчас ей позвоню…
Ире очень понравилось, что мы сейчас работаем над Библейской темой. Она сказала: «Ой, Наталья Алексеевна, как хорошо.У ребят душа, как тюльпан. Им это очень много даст. У взрослых душа, как чеснок». 

IMG_7187 1

27 октября 1991 года
В школе тепло. Все таки какой красивый у меня класс. Детские работы — куклы, птицы, рыбы, а также выставки делают его стены и весь дух творческим, свободным. А наш шкаф — гордость всей школы — с обилием натюрмортов и предметов принесенных ребятами из дома.

Дубасова музей

Untitled-87 Untitled-84

А великолепные, богатые, бесконечно разнообразные букеты из засохших цветов?! На каждом букете можно выучиться красоте… Шла из школы и воздух показался мне каким-то необыкновенно вкусным, далеким из детства.

PS Когда Наталья Алексеевна покинула школу весь интерьер класса быстро был разобран. Уже больную НА это сильно покоробило.

PS2

Лев Толстой. УЧЕНИЕ ХРИСТА, ИЗЛОЖЕННОЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ПРЕДИСЛОВИЕ

В прошлом году у меня образовалась маленькая школа из крестьянских детей от десяти до тринадцати лет. Желая передать им учение Христа так, чтобы оно было понятно им и имело бы влияние на их жизнь, я рассказывал им своими словами те места из четырех Евангелий, которые казались мне самыми понятными, доступными детям и, вместе с тем, самыми нужными для нравственного руководства в жизни.
Чем дальше я занимался этим, тем яснее мне становилось — и из пересказов детей, и из вопросов их — все то, что легче воспринималось ими и что более привлекало их.
Руководствуясь этим, я и составил эту книжечку. Думаю, что чтение ее по главам, сопровождаемое вызываемыми этим чтением объяснениями о необходимости приложения в жизни вечных истин этого учения, не может не быть благотворно для детей, по словам Христа, особенно восприимчивых к учению о царстве Божием.

Лев Толстой

12 июля 1908 г.

 

Одна мысль про “НА о школе, об отце, о добре и зле.”

  1. Спасибо огромное за эту запись! Наталья Алексеевна умела неимоверно увлекательно рассказывать нам ученикам о сложных жизненных ценностях, делая так, что они нам казались привлекательными как пирожное .

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *