В. Дубасов (вып 1974) Кстати, может кто помнит про НАТАЛИЙСКИЕ игры? По-моему это Сашкина (Пискарева) придумка, он хотел проводить их, как и олимпийские, раз в четыре года. Зы, это кратно нашим выпускам (из художки)))
Т. Тафтунова (вып 1970) Володя, а что такое Наталийские игры? Я о них ничего не слыхала, существовали ли они, или это только идея и в чем ее смысл?
Выше — комментарии к заметке Татьяны Тафтуновой «О милосердии». К сожалению, диалог и разъяснения не последовали.
Помещаем статью, вышедшую к 25-летию Детской Художественной школы им. Щусева г.Кишинева 19 августа 1984 года в «Московских новостях», которая так и называется «Наталийский огонь».
» НАТАЛИЙСКИЙ ОГОНЬ»
Кишиневская детская художественная школа имени Щусева в нынешнем году празднует свое 25-летие.
Для педагога Наталии Васильевой это еще и личный юбилей — она работает здесь со дня основания школы.
За четыре года мальчики и девочки проходят в стенах школы основательный курс рисунка, живописи, композиции и истории искусств. И хоть педагоги не ставят целью готовить профессионалов, но немало гордятся тем, что половина выпускников выбирает творческие профессии. Ребята, которые учились в классе Н.Васильевой, почти все стали художниками, графиками, оформителями, архитекторами.
Наталии Васильевой первые же шагина учительской стезе принеслиудовлетворение.
«Помню это чувство. Я рассказывала детям оВаснецове. И вдруг увидела, что я ими управляю, как на сцене, почувствовала в себе силы.»
Конечно, были не только радости. «Я совершенно не понимала ценностидетского творчества. После институтавоспринимать их каракули просто не могла и страдала от этого ужасно.»
Со временем пришло видение непосредственности и ритмадетских композиций. Когда Васильева говорит о них, тоже проникаешься восхищением. «С каким упоениемдети рисуют, например, цирк: грустных клоунов и смешных дрессировщиков, ловкихжонглеров, трогательных и бесплотных, как приведения, наездниц…»
УРОК — В ПОДАРОК
Не раз повторяла своим ученикам: художник пишет не красками, не руками -собой. Техника, слов нет, нужна. Но как человек владеет ею, что он хочетвыразить и в состоянии ли вообще что-либо сказать — вот главное.
Так и педагог может увлечь и увлечься сам. «Вдохновение простонеобходимо. Так в каждом деле.
Я преподаватель «неоднородный». Мнедети многое прощают… Когда во мне есть вдохновение, тогда и у них глазазажигаются, слушать готовы бесконечно.»
Такие уроки ученики запоминают навсегда. Они — как дорогой подарок. Аоднажды урок Васильевой и впрямь сталподарком. У мальчика был день рождения. В этот день она должна была знакомитьдетей с одним из своих самых любимых художников — Михаилом Врубелем. «Я посвящаю этот рассказ тебе,- сказала она имениннику. — Я весь урок буду смотреть только на тебя. Это будет мой подарок тебе.»
Она рассказывала о Врубеле так, что у самой руки дрожали, а класс замерв волнении и восторге.
У нее дома тысячи детских подарков. Забавные звери из кусков меха,фигурки, вырезанные из дерева, вылепленные из глины, склеенные из бумаги. Все — творение детей. Все — свыдумкой, желанием удивить, поразить.
ФАНТАЗИЮ НАДО ТРЕНИРОВАТЬ, КАК МУСКУЛЫ
Коллеги говорят о Васильевой, как о человеке, неистощимом на выдумку. У нее такие интересные темы для композиций.Она дает ребятам необычные задания. Например, сделать рыбу, которая не водитсяв земных водоемах. И вот они, плоды детского воображения, с крыльями и на колесах, похожие на ракеты и ни на что не похожие. Но в каждом изэтих причудливых созданий немыслимых форм и цветов вы угадываете рыбу.
Она разработала специальную методику по развитию у детей чувства цвета как в восприятии, так и визображении. Эта методика включает увлекательные упражнения. Дети получают каждый по мелкому предмету красивой сложной окраски и задание — нарисовать композицию одного с ним колорита. Меховая
игрушкарождает «Бурю», керамическая брошь — «Лето наступило». Фантазию надо тренировать, как мускулы,убеждена Васильева.
Я спросила, как она находит все эти темы, идеи. «Это не я ихпридумываю, — ответила Наталия Васильева , — дети сами подсказывают. Получается, как у пианиста. Он ведь лишьнажимает на клавиши, а звуки издаетинструмент «.
ХВАЛИТЬ — ПЕРСПЕКТИВНЕЕ
Иногда родители жалуются нанепослушание, упрямство своего ребенка. «Что вы, — удивляется Васильева,- он совсем не такой. Он добрый,отзывчивый». «Ну, конечно, вы его все время хвалите…»
Да, хвалить, говорит она, это перспективнее. » Я себя долгозаставляла и ,наконец, воспитала.
Найду в рисунке какой-нибудь уголок с необычнымсочетанием цветов и буду восторгаться им, незаметно называя недостатки. Я дажепреувеличиваю достоинства, надеясь, что они и в самом деле возрастут».
Еще она всеми способами культивирует, выделяет, подчеркиваетиндивидуальность каждого ребенка.
Ведь личность — это индивидуальность, непохожестьна прочих. А у детей как раз сильна склонность к подражанию.
Задание: сделать дома по пять работ. В шутку сказала: « Если кто — то принесет шесть, накажу.» Один из 15 принес 28. Васильева поставилаему «семерку» (это при принятой пятибальной шкале оценок)…
Мальчишка заявил: «Я не хочу бытьхудожником. Родители меня заставляют, а я это не люблю. Я море люблю». Ион рисовал одно море и был настоящим художником, считает Васильева. Безусловно,она поддерживала эту его страсть…
Аесли нет никакой страсти? «Сяду сним рядом, скажу: «Давай вместеискать. Не может быть, чтобы у такогомальчика, с такими глазами нет ничего своего, необычного. Если приложить усилие- обязательно найдем».
ПАМЯТНЫЕ ВСТРЕЧИ
Она видит отдачу своего труда вдружбе , которой дарят ее ученики, дорожит ею, ценит ее, знает судьбы всех своих воспитанников, поддерживаетсвязь с ними. Вот первый выпуск. Почтивсе стали художниками. Миша Шевелькинокончил художественный институт. Талантливыйчеловек и надежный друг.
Когда она болела, он заменял ее в классе. ВитяКовалев — скульптор, Лена Жигня кончает институт кинематографии,мультипликатор- Вадим Мировицкий окончил физический факультет МГУ, учится васпирантуре, но не забросил кисти и краски. Когда бывает в Кишиневе обязательноприходит к ней со своими рисунками: странными, сюрреалистическими…
На всех встречах в доме Васильевой ( а здесь постоянно собираются ибывшие, и нынешние ее ученики) единственный напиток — чай. Выпускники, ставшие уже взрослыми, подтруниваютнад этим, но свято чтут традицию.
Несколько лет назад они собрались у Васильевой по случаю юбилея школы. Этобыл год московской
Олимпиады. Вся страна наводнена олимпийскимисимволами. Олимпиада — у всех на устах. Но в тот вечер был зажжен «наталийский огонь». Я увидела его символ: Чайная чашка на блюдце, из неервется пламя, и языки его превращаются вголубей. Весь вечер по гостиной летали бумажные голуби, крылья которых былирасписаны пословицами, поговорками, веселыми и добрыми пожеланиями.
Людмила Рыбкина,
наш корр. В Кишиневе.
Фото АлександраХворова.
Замечательная статья!!! Спасибо автору!!!
Судя по почерку на рисунке с чашкой — автор рисунка Лена Смирнова.Правда, почерк напоминает и почерк Натальи Алексеевны.
Был уверен, что «эмблема слетов» — писано НА. После твоих слов присмотрелся, — многое не похоже на почерк НА. Остается ждать появления Лены (я даже не знаю ее почтовый адрес).
Поставлена точка в вопросе, — кто автор эмблемы «Наталийский огонь». Ответ находится по адресу http://www.na-vasilieva.ru/news/lena_smirnova_nashlas_konec_detektivnoj_istorii/2011-01-23-129
Удивительный «Наталийский огонь»сейчас и в моем сердце полыхает.Такая любовь Натальи Алексеевны множится чудесным образом. И труд продолжает приносить плоды. Добрая ЕЁ память ! С любовью +БелякинНиколайНиколаевич
Авторы как Наталийского огня, так и Наталийских игр: Е.А. Смирнова, Е.А. Жигня, И.Л. Либерман и М.Ю. Шевелькин.
Дело было накануне Олимпиады 80. Она была у всех на слуху, поэтому придумывалось бойко и весело. Заседание » оргкомитета» проходило в летнем кафе за зданием старого оперного театра, теперь это театр драмы им. Эминеску.
Бумажных голубей начали изготавливать прямо в кафе.